Праздник надо заработать

0
117
Время на чтение 6 минут
-Вы когда-нибудь бывали на монастырской Пасхальной службе? Слышали, как поют монахи в Пасхальную ночь? - спросил меня о. Сергий Ломакин, настоятель Сиверского храма во имя свв. апп. Петра и Павла. - Обязательно послушайте: у них распев один и тот же, что на Страстную седмицу, что на Светлую, - только слова разные. Они и во время поста не стремятся к показной печали, и в праздник не стараются демонстрировать радость. Главное для монаха - это мир душевный, а постные и Пасхальные переживания - это тайная духовная жизнь, это не напоказ. Мы, конечно, не монахи, но тут и нам есть над чем задуматься в преддверии Светлого праздника.

- Батюшка, давайте же поговорим о наступающей Пасхе... Для всех христиан радость, а для священников - еще и особые, праздничные труды, заботы, волнения... Что вас больше всего безпокоит сейчас, в преддверии Светлого Христова Воскресения?

- Труды трудами, заботы заботами - что их бояться? От них все равно не спрячешься. Если уж говорить о безпокойстве, то больше всего меня волнует вот что: настанет канун праздника, и церковь наполнится желающими освятить яйца, куличи, пасхи... Сколько народу придет!.. Я каждый год смотрю на этих людей и думаю: "Где же они были в дни Великого поста? И увижу ли я их нынче ночью, на праздничной службе?" Скорее всего - нет, не увижу. На крестном ходе, может быть: крестный ход - это экзотика, в нем много, как это сейчас говорят, "адреналина". Но ведь понять, что такое Пасха, можно только на службе...

- Что же плохого в том, что люди пекут куличи и красят яйца? Может быть, начав с простого следования народной традиции, они постепенно придут к большему...

- Да разве я запрещаю яйца красить? Пусть красят, пусть приносят в церковь для освящения, но какое же это освящение - по большому счету? Раз не было поста, принесут ли радость яйца и куличи? Что за радость без Христа? Да, христианство как будто возвращается в русскую жизнь, но... Как-то очень уж по-язычески. Православие становится фольклором, набором народных обрядов. Человек покушал блинов на Масленицу, поиграл крашеными яйцами на Пасху, попил крещенской водички - и вот он уже думает, что стал православным... И как же он удивится, если узнает, что ни масленичные блины, ни пасхальные яйца, ни даже купание в иордани никакого отношения к Православию, по большому счету, не имеют: этим душу не спасешь. Вот, вы говорите, что новоначальные, уцепившись сперва за народный обычай, постепенно дойдут до храма, войдут в церковную жизнь... А я наблюдаю - ну, не то чтобы обратный процесс, - но некоторые к тому поползновения... Люди церковные как-то незаметно для себя сворачивают работу спасения души на соблюдение обрядов. Так жить легче, и потому эта жизнь затягивает... Есть такая страшная - вот именно, страшная! - книга, называется "Православная обрядовая кухня". Там четко расписано, что в какой день можно и нужно вкушать. Я полистал ее... Если соблюдать все предписания авторов, то ни на что другое времени уже не хватит: какая там молитва, какое Богомыслие, какая забота о ближнем, - знай только следи за своим меню... И подобные книги не на пустом месте возникают: к сожалению, для многих наших церковных людей Великий пост - это время, когда нельзя есть мяса, а Пасха - это когда мясо есть можно. Вот и все.

- А если дело не только в мясе, тогда что можно посоветовать человеку, который хочет встретить Пасху по-настоящему, с пользой для души?

- Прежде всего, он должен помнить, что Пасхи нет без поста. Конечно, Христос воскрес для всех, и Пасхальная благодать распространяется щедро, но... Вот, взгляните за окно: как будто и солнце светит ярко, а трава все-таки еще не растет. Почему? Земля не подготовлена, не оттаяла, не прогрелась. Так и души наши. Благодать подается нам обильно, но можем ли мы принять ее? Отогреты ли наши души молитвой, покаянием, постом? Вот о чем нужно подумать.

- Но вот какая вещь получается: наступает пост, и большинство православных все-таки старается по мере сил достойно его провести. Мы молимся, постимся, мы стремимся как-то приподняться над жизненной суетой... Но вот пост кончается - и конец нашим трудам: опять суета, рассеянность, будни... Именно будни, а вовсе не праздник. Пасхальные дни становятся просто возвращением на круги своя из светлого и возвышенного мира Великого поста...

- Да, бывает такое... Все очень просто: Страстная седмица, если ее проводить так, как должно, требует невероятного духовного напряжения, неустанной душевной работы. На такой высоте невозможно долго находиться, не выдержит этого человек. Естественно, что когда наступает Пасха, напряжение спадает, и на какое-то время душа ощущает некую пустоту, которая может перейти и в апатию, и даже в равнодушие... Кажется: если можно все есть значит можно вообще все, - и молиться не надо, и грехи не так опасны... Но нет, молитвы никто не отменял - и утренней, и вечерней, и причащаться на Светлой седмице никому не запрещено. Напротив, это самое время для причастия: тут и поститься не нужно, и подготовка не такая строгая... Продолжайте ходить в храм, участвуйте в крестных ходах - это такая радость, Пасхальные крестные ходы с кроплением святой водой. Вода эта - не знаю даже как ее назвать, - словно овеществленная благодать! Когда стоишь весь в брызгах, кажется, что солнце засветилось в душе. И еще. Светлая седмица недаром так названа: она наполнена светом Христовым, и мы с вами должны быть проводниками этого света. Мы должны нести его повсюду, особенно тем людям, которые по тем или иным обстоятельствам не могут бывать в храме. Нам обычно кажется, что в делании добра не стоит размениваться на мелочи: уж если благотворить, то не меньше как целому детскому дому, а если нет возможности к таким подвигам, то - извините!.. Нет, вы зайдите в простую больничную палату, где старики лежат, подайте воды, помогите повернуться на другой бок - у них порою и на это сил не хватает, - облегчите хоть чуть-чуть их страдания! Тогда и от вас Пасхальная радость не уйдет. Поменьше надо копаться в собственных ощущениях: "ах, у меня в душе пустота, ах, я не чувствую праздника!" А вы создайте этот праздник для других, постарайтесь, чтобы человек хоть раз улыбнулся - и этого будет довольно. Да, я понимаю: тяжело после Страстной седмицы часто ходить в храм. Но найдите себе достойное христианское дело - вот, например, кто-то предлагал раздавать у метро листовки с призывом против абортов, - чем не Пасхальное служение? Дел-то непочатый край. И более того: нести свет людям - это первейшая обязанность христианина не только на Пасху. У нас есть опасность замкнуться в себе, уйти с головой в разбор своих мелких грешков, дурных мыслей, ощущений, переживаний... Это, может быть, хорошо для одинокого монаха, но мы на то и миряне, чтобы оставаться с миром, живо реагировать на все, что в мире происходит, и всюду свидетельствовать слово Христово. Это относится как к прихожанам, так и к священникам: сейчас Церковь стесняется говорить как власть имеющая. А почему и Спасителя слушали люди? Потому, что Он говорил, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи. Но наш голос - это голос книжников, хранящих какое-то знание (пусть даже знание Священного Писания), но боящихся его использовать. Мы боимся не только требовать чего-либо, но даже просто высказываться по злободневным вопросам. Если же мы перестанем говорить с миром, то мир отшвырнет нас, как ненужную безделушку. Он и так пытается сделать это, превращая Церковь в элемент фольклора, в фабрику крашеных яиц и восковых свечей. И мы помогаем ему - или чрезмерным увлечением обрядами, порой даже вовсе не церковными, или дотошным самокопанием... Поймите, Господь будет судить нас не только за то дурное, что мы сделали или подумали, но и за то доброе, что мы могли сделать и не сделали. Пасхальные же дни - пре- красный повод для того, чтобы делать добро.

- Какой вообще смысл в том, что Церковь постоянно что-то празднует? Двунадесятые праздники, великие праздники, престольные, местные... Даже в разгар Великого поста находится время для праздника - для Благовещения...

- "Праздник" от слова "праздность" - в этом и весь смысл его. Еще Чехов говорил, что праздность - главное условие счастья. Разумеется, понимать эту праздность нужно не в иудейском смысле, не как принудительное ничегонеделание. Нет, православному человеку праздник дает возможность на время отрешиться от повседневной трудовой суеты ради хлеба насущного, а работу он не отрицает - но какую работу? Можно и должно в праздники помогать ближним, в том числе и физически поработать за них. Если, например, вы в Пасхальные дни вскопаете огород у соседей-стариков, никто не поставит вам это в вину. А еще праздники дают нам, православным, возможность почувствовать свое единство, свое родство. В Пасхальную ночь все мы в храме - братья и сестры, и это очень остро чувствуется, но и вне храма мы должны хранить это братство. Да и обычные родственные чувства праздники только укрепляют: семьи собираются за праздничными столами, делаются подарки, произносятся добрые слова. Чем чаще это будет происходить, тем лучше...

- Батюшка, пожелайте что-нибудь на праздник нашим читателям.

- Спасайтесь - вот главное пожелание, какое может дать священник. Спасайтесь, но помните, что своими силами человек спастись не может, - а только через приобщение к страданиям, смерти и Воскресению Господа нашего. Пасхальные дни - время для спасения благоприятное: они позволяют укрепить нашу любовь к Богу, а ведь исполнить заповеди Господни можно, только полюбив Господа. Но что значит - любить Бога? Мы порою сидим на диване и воображаем, что достигли в этой любви полного совершенства, но стоит ближним хоть чуть-чуть задеть нас, и мы уже пылаем местью... Подлинная любовь к Богу внешним образом проявляется в любви к ближнему - недаром же и Господь говорит, что все, сделанное для малых сих, на самом деле сделано для Него. Итак, молитесь о ниспослании любви, а любовь спасет вас.

И еще одно пожелание, или, скорее, дружеский совет. Если хотите достойно встретить Пасху, не старайтесь заранее привести себя в праздничное настроение. Многие хотят во что бы то ни стало ощутить Пасхальную радость, и всеми способами разжигают себя - перед праздничной службой и на самой службе... Не стоит так делать. Такая искусственная радость зачастую порождает только приступы раздражения. Всегда может случиться какая-нибудь мелкая неприятность - кто-то толкнет вас в храме, или во время крестного хода разразится метель, или новоначальные отвлекут вас от службы своей болтовней - и весь ваш старательно распаляемый энтузиазм улетучится. Воротами для подлинной радости может быть только мир душевный - недаром же и священник много раз во время службы говорит прихожанам: "Мир вам!" Если будет в душе мир, то никакая не-приятность не отвлечет вас от праздника, и Пасхальная радость неслышно посетит ваше сердце.

Вопросы задавал Алексей БАКУЛИН

http://www.piter.orthodoxy.ru/pspb/n172/ta001.htm
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Сергий Ломакин
Все статьи Священник Сергий Ломакин
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Апографъ
19.04.2024 19:06
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 18:57
«Не умеет разговаривать по-русски? Домой!»
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 18:56
Православие на счетчике
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 18:39
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 18:35
На картошку!
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 18:30
Нужна «чистка» нашей творческой «элитки»
Новый комментарий от Русский танкист
19.04.2024 15:05