О православной молодежи

0
134
Время на чтение 3 минуты
Прошло десять лет, как Церковь ожила более-менее. За это время она претерпела несколько знаковых моментов.

Начиналось все достаточно наукообразно. С 1991 по 1994 год работа с молодежью проводилась семинарски: в библиотеках, вузах. О Христе разговаривали на интеллектуальном, философском языке. Возникали кружки, в которых люди приобщались к вере не через церковную жизнь, а через книги. Это время скоро минуло.

Второй волной можно назвать "гостевой" период. Вообще гостевая культура традиционна для России. Чаще всего мы живем не для себя, а для тех, кто приходит к нам в гости. К нам стали приезжать различные проповедники: Андрей Кураев, протоиерей Артемий Владимиров, протоиерей Дмитрий Смирнов и другие. Их стала внимательно слушать уже, может быть, менее интеллектуально подготовленная аудитория, но это были люди, которые понимали, что весь смысл христианства заключается в богослужении. Они приходили к вере через общение со священником, с личностью.

Прошло еще время, и люди увидели, что эти проповедники обросли огромными приходами. Период доброго общения с пастырями, которые очень много сделали для России, закончился. Сейчас наступает интересный период. Его можно было бы охарактеризовать таким термином, как младостарчество, только не со стороны священноначалия, а со стороны мирян. Сейчас Россия напоминает времена "Соборян" Лескова. То есть - распространение юродства среди церковной молодежи, игриво-фривольного тона в Церкви. В принципе, это не так уж плохо. Возникает новая церковная среда. Молодежь, которая приходит в храм, натыкается на таких же молодых священников. Ни те, ни другие не знают, как им друг с другом общаться. Исчезла сама культура внутрицерковного общения. Есть постсоветское поколение и "Типикон", субординирующий отношения церковного люда. Нам предстоит восстанавливать церковную культуру, а это грандиозная задача. Ее замечательно сформулировал митрополит Антоний Сурожский: "Нам предстоит из церковной организации превратиться в Церковь".

Во-первых, мирянам нужно понять, что батюшки - это не некая святыня, с которой надо носиться на щите, что они - тоже люди, сильно устают и больше всего от нас. Во-вторых, надо понять, что очень многое в Церкви зависит от нас самих. Церковь - не только батюшки.

На первом этапе православных никуда не пускали: ни на телевидение, ни на радио, ни в газеты.

На втором - мы видели одних и тех же людей, слышали одни и те же слова в различных средствах массовой информации. Журналистам тоже было интересно послушать проповедника.

Сейчас сложилась уникальная ситуация. Нас готовы привечать все средства массовой информации. Православие звенит кругом. Но как? Ужасающим способом. Вульгарным, необразованным, неинтересным, скучным.

Сейчас главная угроза - формализовать отношения с молодежью и убить их. Кажется, что существуют новые методы, с помощью которых можно было бы не допустить этого. Как ни странно, самым действенным местом для общения с молодежью являются библейские кружки. В Англии сейчас англиканской церкви придерживается 21 процент населения, так они, как за последнюю соломинку, хватаются за библейские кружки. Если двум людям интересно читать Евангелие, то это уже библейский кружок.

Нужен разговор о Библии, о Писании, более приземленный, житейский.

Второй способ, через который люди сейчас больше всего получают информацию о Боге, - это культурологические факультативные дисциплины в вузе и школе. При этом не нужно в лоб про Бога не говорить. Может быть, начинать беседы про русскую свадьбу, русские имена, единоборства, бани и так далее. Про то, что является русским бытом. Как русские люди жили? Что делали, когда родился ребенок, когда умер человек? Эти темы пользуется невероятным интересом. Современные студенты не готовы слушать про Бога в лоб, это слишком жесткая пища для них. Нужно пока культурологически жиденько.

Спросите молодежную аудиторию, кто из них крещен, увидите, поднимается лес рук. Так, значит извинительной будет молитва преподавателя перед уроком. Да и самый разговор будет доверителен с этого самоидентификационного начала. А вот кто из них ходит в церковь, не стоит спрашивать. Это тяжелый вопрос, не надо его задавать. Давайте лучше поговорим про русскую свадьбу. И для девушек, и для юношей это важно. Лучше, чтобы это было смешно, если смешно, значит интересно. И не нужно вести бесконечную полемику, в желании кого-то и в чем-то убедить, если вы убеждаете человека, то он сразу становится на позицию вашего оппонента, пусть зачастую даже мнимого. Нужно говорить с молодыми людьми так, чтобы они всегда могли выразить СВОЙ собственный (пусть даже ничтожный) опыт веры.

В церковь приходят молодые люди, которые жаждут проповедовать. Когда человек приходит в церковь, он горит. Как говорит Иоанн Златоуст, ему дается "залог веры". Есть опасность, что неофит наделает глупостей и превратится в характерную для современной церковной практики "бездну греховности" (типа знакомого электрика, который, когда его посылают чинить провода, не идет, потому что он, де, сегодня "весь в бездне греха"). Поэтому людей с горящими сердцами надо посылать в библейские кружки, в университетские аудитории.

Если батюшка на приходе увидит молодого человека, думающего и умеющего хорошо говорить, пусть отправляет его в редакцию местной газеты, чтобы он сотрудничал с ней, готовил программы на радио, телевидении. Возьмите краткие "Жития святых", в интернете возьмите свежую церковную хронику у "Радонежа", "Православия 2000" или "Русской линии" и просто на местном радио читайте с листа. Записывайте за два часа десятиминутные программы на каждый день недели. Человек, который за это возьмется, может быть, пока знает немного, но пока он читает перед микрофоном свой текст, он будет знать все жития святых в течение года, он напитается информацией. Это деятельный способ работы с молодежью.

http://www.russned.ru/stats.php?ID=305
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Мирослав Бакулин
Все статьи Мирослав Бакулин
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
26.04.2024 10:22
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
26.04.2024 07:52
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 02:37
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44