Народная монархия

24 апреля 1891 г. - 115 лет со дня рождения известного русского публициста Ивана Лукьяновича СОЛОНЕВИЧА

Новости Москвы 
0
239
Время на чтение 4 минуты
В России под властью компартии русская национальная литература была запрещена. Как ни странно, такой запрет не распространялся на либеральные идеи. И поэтому переводные книги, созданные западным либерализмом, за малым исключением, издавались часто и обильно. Что же касается публицистических произведений Ломоносова, Державина, братьев Аксаковых, Достоевского, Данилевского и множества других авторов, писавших о России для русских, то их как бы и не было на свете. К ним относится и Иван Лукьянович Солоневич (1891-1953). Лишь в последние 15-20 лет его книги стали доступны читателю.

Что мы знаем о нём? Он назвал себя белорусским мужиком, так как происходил из гродненской крестьянской семьи. Правда, его отец, сын священника, был учителем, затем чиновником, издавал в Минске газету, которую финансировал Столыпин. Окончив экстерном гимназию в Вильне, Солоневич в 1916 году получает диплом юриста Петроградского университета. Работает в суворинской газете "Новое время". В 1917 его мобилизуют в лейб-гвардии Кексгольмский полк, и он видит, что происходило тогда в столице. Не приняв революции, в гражданскую войну Солоневич занимается разведкой и пропагандой в Добровольческой армии Деникина. Её поражение застаёт его в Одессе.

Советская Россия, однако, ему невыносима, и он решается на побег из страны. В нём участвовали сын и младший брат Борис (служил в Москве в штабе ВМФ, в 1926 году осужден на 5 лет за антисоветскую агитацию). Захваченные с оружием в руках, беглецы получают 8 лет лагерей. Оказавшись в Белбалтлаге, став инструкторами по физкультуре и имея возможность передвигаться свободно, они смогли бежать и, пройдя 250 вёрст за 16 дней, перешли финскую границу в августе 1934. В Финляндии семья Солоневичей воссоединяется.

Побег становится мировой сенсацией. Бывший министр Временного правительства Гучков специально приезжает в Гельсингфорс, чтобы познакомиться с Солоневичем. Затем в Париже - встречи с Милюковым. Несколько месяцев Солоневич опять в Финляндии, работает грузчиком. Пишет книгу "Россия в концлагере"; её издание почти на 20 языках даёт средства к существованию. Солоневич получает вид на жительство в Болгарии. С 1936 года он издаёт газету "Голос России"; через два года она - крупнейшая в Русском Зарубежье, тираж 10-12 тысяч, пункты распространения в 52 странах мира. Тогда же создаёт вместе с братом Борисом в среде русских эмигрантов монархическое движение "штабс-капитанов".

Но с эмиграцией отношения рвутся. Разногласия носят принципиальный характер. Лидеры эмиграции прогрессисты, либералы, республиканцы и демократы. Они ориентируются на Францию и Англию. Солоневич - консерватор, монархист, националист и империалист. Его привлекает Германия. Газета Солоневича обрушивается на масонов, "керенщину", организаторов заговора против Николая II и упразднение монархии; не щадятся эмигрантские организации, в том числе РОВС. Во всех бедах России обвиняются старые правящие классы и либеральная интеллигенция. Страсти накалены. В ответ распускаются сплетни, что Солоневичи - провокаторы и агенты ОГПУ. 3 февраля 1938 года в софийской редакции "Голоса России" взрывом убиты жена Солоневича и секретарь редакции. Через месяц власти запрещают издание газеты, и Солоневич уезжает из Болгарии в Германию.

Находясь в Берлине, он затевает в Софии издание "Нашей газеты" и журнала "Родина". В 1940 г. Солоневич в Гельсингфорсе, по приглашению финского генштаба, организует антисоветскую пропаганду.

В 1947 году Солоневич переезжает в Аргентину, издаёт газету "Наша страна". В 1952 - выходит главная его книга "Народная монархия", первоначально называвшаяся "Белой империей". Но в Аргентине Солоневича вновь преследуют доносами. Теперь т.н. "солидаристы". Власти предписывают ему покинуть страну. Он умирает в Уругвае 24 апреля 1953 года в госпитале, на 63-м году жизни.

Главные свои идеи Солоневич изложил в двух работах. Развернуто - в трактате "Народная монархия", кратко - в "Политических тезисах российского народно-имперского (штабс-капитанского) движения". В них его взгляд на русскую историю, русское предназначение и русскую судьбу, итоги его 40-летней работы журналиста и публициста.

Солоневич утверждал: "Российская империя, даже в её нынешнем, изуродованном и залитом русской кровью лике, есть результат самой высокой государственной культуры, какая только была на земле со времени падения Римской империи". В духовно-нравственном отношении это проистекает из православия - самой оптимистической религии мира. "Православие исходит из предположения, что человек по своей природе добр, а если и делает зло, то потому, что - "соблазны". Если мы удалим "соблазны", то останется, так сказать, химически чистое добро. По крайней мере, в земном смысле этого слова. Православие является не только и не столько "религией большинства русского народа", сколько религиозно-нравственной основой русского национального государственного творчества. Политической организацией Русского народа на его низах, является самоуправление, а политической организацией народа в его целом - Самодержавие. Не диктатура аристократии под вывеской "просвещённого абсолютизма", не диктатура капитала, подаваемая под соусом "демократии", не диктатура бюрократии, реализуемая в форме социализма, а "диктатура православной совести".

Отказ от монархии равен отказу от русской истории, поэтому монархия есть предпосылка нормальной, спокойной, тихой и налаженной жизни, когда каждый занимается своим делом, а не все сразу всем, да еще и с катастрофическим энтузиазмом. Царь есть прежде всего общественное равновесие. При его нарушении промышленники создадут плутократию, военные - милитаризм, духовные - клерикализм, а интеллигенция - любой "изм", какой только будет в книжной моде в данный исторический момент.

Мы были самыми бедными людьми Европы. И в то же время мы были самыми сильными людьми мира и самым сильным народом истории. Мы были бедны потому, что нас раз в лет сто - жгли дотла, и мы были сильны только потому, что моральные соображения у нас всегда перевешивали всякие иные. И если люди в течение одиннадцати веков обломали всех кандидатов в гениальные и гениальнейшие - от обров до немцев и от Батыя до Гитлера, то только потому, что в России они видели моральную ценность, стоящую выше их жизни.

Предвидя падение коммунизма в России, Солоневич еще в начале 50-х прошлого века писал, что сгниёт он изнутри, утонет "в своём же собственном шпионаже, предательстве и измене", что в первый послесоветский период не избежать "атомизации общественного сознания и быта". Единственную же внутреннюю угрозу в будущем он видел в тех "последышах ВКП(б)" (позже - КПСС), которые под всякими "национальными" и даже "демократическими" восклицательными знаками продолжат её традицию.

Творчество Солоневича является талантливой политической публицистикой. В его статьях и книгах, наполненных страстной полемикой, строго говоря, нет ни богословия, ни философии, ни науки. Зато они пронизаны главным - знанием предмета и чувством любви к России. К тому же ныне они актуальны для нас, русских, как никогда прежде. Жизнь и произведения Солоневича, как и любого яркого и энергичного, а потому противоречивого человека, доказывают: не бытие определяет сознание, а наоборот. Особенно в эпоху революций, тиранов, деспотов и диктатур.

http://www.russdom.ru/2006/200604i/20060415.shtml
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Пыхтин
120 лет назад император Александр III принял решение о постройке Великого Сибирского пути
120 лет назад император Александр III принял решение о постройке Великого Сибирского пути
14.04.2011
«Белые рубашки» в Западном Туркестане
К 130-летию присоединения Туркестана к России и 20-летию референдума 17 марта 1991 года
11.03.2011
Где Россия - там русские, а где русские - там Россия
По книге С.Д. Баранова, Д.В. Конова «Русская нация. Современный портрет»
18.02.2011
Все статьи Сергей Пыхтин
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28