За кулисами священного театра

Общество стремится видеть в Римском Папе пусть не простого, но все же человека

0
91
Время на чтение 6 минут
Польскому актеру Петру Адамчику, сыгравшему роль Кароля Войтылы в фильме Джакомо Баттиато "Кароль - человек, который стал Папой" (2005), довелось побывать на личной аудиенции у Иоанна Павла II. По словам актера, Понтифик тогда воскликнул: "Вы с ума сошли, снимать фильм обо мне?! Что я такого сделал?!" Ответ Адамчика на эту реплику неизвестен. Может быть, "Ваше Святейшество, уже того, что вы стали Папой, достаточно!"

Сегодня Папа Римский - больше чем просто VIP-персона, которой по статусу положены охрана, специальный самолет и пресс-секретарь. Если наша жизнь - театр, то жизнь Понтифика - неизбежно "священный театр". Неудивительно, что и соблазн проникнуть за кулисы и увидеть в "главном актере" пусть не простого, но все же человека исключительно велик. И вот мы знаем, что и Папам не чуждо ничто человеческое. Бенедикт XVI любит кошек и играет на рояле, а Иоанн Павел II был футбольным вратарем, театральным актером, ходил на лыжах и плавал на байдарках.

В 2002 г. на родине польского Папы было издано собрание анекдотов "Цветочки Иоанна Павла II". Их цель как раз и заключалась в том, чтобы найти в Понтифике человеческое. Кароль Войтыла в "Цветочках" участвует в турпоходах, звонит по телефону в Швейцарию и представляется Папой, шутит и безуспешно разыскивает в Риме красные кардинальские носки. Интересно, известна ли последняя история Джакомо Баттиато? В одном из эпизодов его фильма Войтыла с усмешкой на лице разглядывает носки кардиналов, присутствующих на конклаве.

Сюжет картины Баттиато - жизнь Кароля Войтылы до 16 октября 1978 года, когда конклав кардиналов решил, что новым Папой будет не Джованни Бенелли, не Джузеппе Сири, а энергичный архиепископ Кракова. В 1978 г. Войтыла не просто стал во главе настоящей политической машины, но и был вынужден встроиться в работу этой машины. Двусмысленно звучат слова, сказанные им на площади Святого Петра в день избрания и воспроизведенные в фильме "Кароль": "Если я ошибусь, поправляйте меня!" Иоанн Павел II, конечно, имел в виду свой "плохой итальянский", но вместе с тем, кажется, вполне выразил готовность "вписать" свой интеллект, экспрессию и энергетику в "генеральную линию" Ватикана.

Фильм Джакомо Баттиато, высоко оцененный как самим Иоанном Павлом II, так и Бенедиктом XVI, рассказывает о Войтыле, который сам формировал свой образ и еще не стал объектом пристального внимания массмедиа. Впрочем, рассматривать этот образ "Войтылы до октября 1978 года" можно с совершенно разных позиций. Условно говоря, у фильма "Кароль" может быть три зрителя.

Для первого зрителя Иоанн Павел II - моральный авторитет, "величайший человек XX века", Понтифик, победивший коммунизм (читай "победивший зло"), паломник, миротворец, герой. Этот зритель с нетерпением ждет скорейшего причисления польского Папы к лику. Более того, он готов присоединиться к паломникам, кричавшим "Уже святой!" на похоронах Понтифика в апреле 2005 г. Для такого зрителя любой поступок Кароля Войтылы, любой, даже самый неоднозначный выбор - это не повод для рефлексии, а exemplum, пример для подражания. Будущий Папа не мог поступать "неправильно"!

Второй зритель - критик понтификата Иоанна Павла II. Он считает, что Католическая Церковь за последние 25 лет не просто не прогрессировала в "духе II Ватиканского Собора", но сделала шаг назад в своем развитии. Он находит излишне суровой позицию Иоанна Павла II по отношению к "теологам освобождения", полагает, что Церковь в "эпоху Войтылы" неадекватно реагировала на проблему СПИДа и т.д. Негативный образ польского Папы в сознании такого зрителя переносится и на образ Войтылы-человека. В "доватиканской" биографии он склонен искать предзнаменования будущих неоднозначных шагов и решений.

"Кароль" был снят в расчете на первого зрителя и может вызвать кривую усмешку у второго. Однако действительно информативным фильм оказывается для третьего зрителя. Именно он сможет провести черту между двумя периодами жизни Войтылы, "прочитать" его биографию в контексте эпохи и дать оценку его поступкам как таковым вне зависимости от того, как польский Папа руководил Католической Церковью. Пожалуй, именно третий зритель действительно задумается о Войтыле-человеке.

Джакомо Баттиато снял свой фильм по мотивам книги биографа Иоанна Павла II Яна Свидерковского "История Кароля". По сути, фабула фильма - это серия сложных решений, которые принимает "человек в истории". Язык кино, куда более динамичный и склонный к акцентуализации, нежели язык книги, наглядно демонстрирует неоднозначность и даже драматизм этих решений.

Например, период Второй мировой войны - достаточно противоречивый этап в биографии Кароля Войтылы, и создателям фильма при всем желании не удалось снять эту противоречивость. Получается, что будущий Папа вел "свою войну", для него нацистская агрессия - это прежде всего "культуркампф". Был ли подпольный театр, созданный Войтылой в годы войны, формой сопротивления? Или же единственный путь сопротивления для молодого поляка - это борьба с оружием в руках?

В прошлом году в польском историческом журнале "Mowia wieki" ("Века говорят") появилась публикация, посвященная уничтожению польских культурных ценностей в годы войны. Авторы статьи, в частности, цитировали Йозефа Геббельса, утверждавшего, что польская культура "неполноценна". В этом же ключе в фильме "Кароль" высказывается и генерал-губернатор Кракова Ганс Франк, нацистский преступник, осужденный на Нюрнбергском процессе. Их заочное противостояние с Каролем Войтылой - противостояние культурное, а не военное.

Любопытно наблюдать за тем, как создатели фильма пытаются показать, что "театральный протест" Кароля Войтылы и вооруженный протест его друзей были звеньями одной цепи. Вот актеры скандируют "Польша не погибла!", вот гестапо каким-то чудом не обнаруживает на собрании актеров-подпольщиков листовки "Движения сопротивления". Зрителя хотят убедить в том, что борьба Кароля Войтылы была частью общей борьбы польского народа против оккупантов. Безуспешно: фильм не подчиняется замыслу авторов, "борьба Войтылы" очень индивидуальна. Более того, будущий Папа в годы войны вынужден бороться с самим собой. Его внутренние терзания - это попытка решить, какую роль именно он должен сыграть в деле сопротивления нацизму.

Известно, что Кароль Войтыла стал священником в 1942 г. Его биографы делают основной акцент на том, с какими трудностями он столкнулся, обучаясь в подпольной семинарии. Кино, в свою очередь, говорит о мотивации. Получается, что принятие духовного сана позволило Войтыле прекратить внутреннюю борьбу.

В этом плане смысловое ядро картины - две беседы Кароля Войтылы со священником Томашем Залеским. В первой из них Залеский говорит: "Я посмотрел в глаза нацисту. Преступления, которые я увидел, были настолько необъяснимыми, что во мне зародилось желание убить его. А ведь я священник!" Во время второй беседы уже Войтыла сообщает о своем желании стать священником. "Я должен взять в руки оружие, - говорит он. - Но я не могу убивать людей!"

Случаются времена, когда "непротивление злу" проблематично, когда нельзя не стрелять. "Культурным сопротивлением" Войтыла лишь отсрочил для себя момент выбора, но проблема возникает с новой остротой, когда рядом гибнут друзья. Церковь стала для него окончательным решением, а духовный сан - респектабельной формой "непротивления". Во всяком случае, фильм вопреки замыслу Джакомо Баттиато говорит именно об этом! Более того, Кароль Войтыла изначально и вовсе стремится "удалиться в монастырь". Не для того ли, чтобы вновь не оказываться в ситуации выбора, уже будучи священником?

И Кароль Войтыла, и Йозеф Ратцингер могли пополнить ряды "потерянного поколения", о котором писал Ремарк. Церковь не позволила им "потеряться", давая понятные ответы на сложные вопросы. В то же время они - свидетели эпохи, сокрушившей "новый мир" в мясорубке мировых войн. Быть может, именно это обстоятельство стало основой консерватизма Иоанна Павла II и Бенедикта XVI, их настороженного отношения к "новым вещам".

Бенедикт XVI, выступая с речью накануне конклава в 2005 г., назвал среди основных врагов католицизма марксизм. В принципе это противостояние уже не является столь острым, каким оно было, например, в 70-е или 80-е гг. прошлого века. Тем не менее это действительно было противостояние, столкновение двух идеологий. В фильме Баттиато философская суть столкновения отражена в беседе священника Войтылы и сотрудника Министерства общественной безопасности Юлиана Кордека. Кордек говорит: "Нас роднит то, что и христианство, и коммунизм хотят, чтобы люди жили в раю". Войтыла отвечает: "Да. Но мы не хотим создавать им рай на земле". Битва коммунизма и католицизма - это битва за ключи от рая.

Пожалуй, лишь отстраненный интеллектуал мог бы обозначить это противостояние в фильме с надлежащей остротой и противоречивостью. Автор "Кароля" ставил перед собой другие цели. В итоге идеологический конфликт в картине грешит поверхностностью. Философ Войтыла противостоит грубым мясникам, "гонителям Церкви", бросающим Библию в мусорную корзину. Реальность куда сложнее, она менее схематична. В этом плане слишком заметно желание Баттиато сделать из Войтылы-человека образцового "посрамителя дьявола".

Любопытно, но замысел режиссера, стремящегося приблизить зрителю "человечность" будущего Папы, зачастую убивает саму идею, превращая реального Войтылу в "образец для подражания", "модель". А ведь "героизм" Войтылы, более того, современность этого героизма в картине представлены куда более наглядно и реально. Достаточно читать между строк.

Героем нашего времени становится не святой, сошедший со страниц житийной литературы, а "успешный человек". Вот его жизненный путь: сначала филолог, закончивший Ягеллонский университет, рабочий на каменоломне, поэт и актер, затем священник, проповедник, позже архиепископ Кракова и, наконец, Папа Римский. "Исключительно успешный поляк" - так говорят о Войтыле недоброжелатели, объясняя тем самым его популярность.

Фильм Баттиато демонстрирует этот "героический" карьерный рост в должной динамике, расставляя нужные акценты. Узнав о том, что Войтылу избрали Папой, ликуют его бывшие "коллеги" из каменоломни, студенты, а подруга детства в далекой Америке плачет от счастья. В этих простых штрихах достаточно реальности, чтобы "очеловечить" образ польского Папы, сделать его ближе к зрителю как человека, который совершал ошибки, принимал сложные решения, страдал, смеялся, шутил, любил и ненавидел. Впрочем, неизвестно, понимал ли сам режиссер, что так оно выйдет?

http://religion.ng.ru/style/2006-04-19/8_theatre.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Станислав Минин
Призрак унии бродит по Европе
Критически настроенных англикан пригласили обратно в Рим
12.11.2009
Тень Брата Сатаны
Хорватские католики не признают свою вину за геноцид во время Второй мировой войны
22.10.2009
Отмытые финансы Ватикана
За что уволили главного банкира Святого Престола?
09.10.2009
Накануне
Значение выборов Патриарха для светского общества не стоит ни умалять, ни преувеличивать
22.01.2009
Схрон у поселка Победа
Под Пензой обнаружили новых затворников
07.08.2008
Все статьи Станислав Минин
Последние комментарии
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Русский Иван
24.04.2024 19:49
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Hyuga
24.04.2024 19:06