Размышления о военном духовенстве

0
205
Время на чтение 8 минут
Дискуссия о создании в российской армии института военного духовенства с новой силой вспыхнула в феврале, когда военная прокуратура объявила о подготовке проекта закона "О полковых священниках". При всей важности юридических и практических вопросов, для Церкви на первом месте всегда стоит проповедь Христа, евангельское благовестие.

Состояние российских Вооруженных сил в последнее время является объектом пристального внимания общества - различных слоев населения, СМИ, власти и, конечно, Русской Православной Церкви. С разных точек зрения оценивая ситуацию, все сходятся в одном: с армией, в которую страшно отдавать своих детей, необходимо что-то делать. В качестве одного из вариантов улучшения нравственного климата в Вооруженных силах предлагается введение в армии института военных священников.

Проект закона о полковых священниках разрабатывается Главной военной прокуратурой при участии Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами.

Не сомневаясь в желательности введения нового церковно-общественного института и вполне поддерживая усилия болеющего за дело Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами, я, тем не менее, хочу поделиться своими опасениями по поводу некоторых проблем, обсудить которые представляется необходимым, если мы действительно хотим, чтобы нововведенный институт заработал и принес плоды, а не увяз в бюрократическом болоте, бросив тень на нашу Церковь. Сразу оговорюсь, что касаться я буду исключительно церковной и религиозной стороны этих проблем.

I.

Каков смысл пребывания священника в армии? Какие задачи должен он там выполнять? Практические ожидания (во всяком случае, со стороны государства) таковы: укрепить нравственность, искоренить дедовщину, повысить патриотизм, усилить боевой дух, воспитать свойственные (когда-то) русской армии традиции и т.д. В связи с этим сразу встают следующие вопросы:

1. Совершенно очевидно, что всем этим обязано заниматься государство, сама армия. Для этого в Министерстве обороны наличествуют соответствующие структуры, в том числе Главное управление воспитательной работы. Ясно, что они со своими задачами не справляются. В оправдание этого утверждается, что нет соответствующих кадров, нет средств, нет идеологии, и прочее. Вместо того чтобы решать эти вопросы, исполняя тем самым свои непосредственные обязанности, государство, как кажется, хочет переложить их на плечи Церкви. Военное священство с этой точки зрения должно нести политработнические, психологические и воспитательные функции.

2. Но есть ли у Церкви такая возможность, если с этими задачами не справляется могучее и богатое государство? Очевидно, что у Церкви есть желание помочь армии решать наболевшие проблемы, и это, безусловно, благое желание. Но Евангелие учит нас: прежде созидания башни нужно сесть и расчислить, хватит ли у нас на это сил (Лк. 14, 28-32).

Один из сотрудников Отдела по взаимодействию с ВС, например, говорит, что для искоренения дедовщины необходимо, чтобы в казарме ночевал офицер. Но офицеры этого не делают, поэтому пусть это будет священник. Спрашивается: откуда мы возьмем столько священников, да притом - непременно энтузиастов своего дела, если нам для приходов не хватает порой даже требоисполнителей? Поручать монастырям, как это было (в военное время, а на флоте - и повседневно) до революции? Но большинство современных монастырей не в лучшем состоянии, чем современная армия. Они не способны ни качественно, ни количественно выполнить такую задачу, уж не говоря о том, что окормление армии - отнюдь не назначение монастырей. Итак, при столкновении благого пожелания и реальности не сведется ли задуманный церковно-общественный институт к разовым PR-акциям? Хватит ли сил, средств, кадров у Церкви на большее?

3) Теперь самое важное. Выше я сказал, что, похоже, государство хочет от Церкви вполне прикладных вещей. Но хочет ли оно от Церкви того главного, что составляет суть и жизнь Церкви - правой веры, духовной и нравственной жизни во Христе Иисусе? При сегодняшнем обсуждении введения военного священства это в лучшем случае "выносится за скобки", а в худшем - не подразумевается вовсе ни государственной, ни церковной стороной. Да и на практике не очень-то видна востребованность собственно христианской религии в армии.

Подмосковный храм, где я служу, окружен воинскими частями, с командованием и офицерами которых у нас сложились добрые отношения сотрудничества и взаимопомощи. В этих частях дедовщина, слава Богу, не имеет криминального характера, части спокойные; и присутствие священника именно как пастыря (а не как хозяйственного деятеля), его проповедь основной массе военнослужащих не нужны. "Храм рядом, кто хочет, пусть ходит", - вот позиция командования, но не более того. Я думаю, это достаточно массовая позиция. Несчастья, нестроения, уже не могущие держаться в тайне, заставляют власть обращаться к Церкви. Если же не будет столь острой ситуации, то, кажется, и нужды в Церкви (именно как в религиозном явлении) не будет...

II.

Но только взгляд с религиозной точки зрения может высветить для нас истинную евангельскую церковную позицию относительно места священника в армии. Священник - не политработник, не психолог и не воспитатель (всем этим может - и должен - быть соответствующий армейский специалист). Священника делает священником (в социальном, не сакральном смысле) именно исполнение им главного в Церкви - христианского религиозного пастырского делания. Задача пастыря в армии, как и в любом другом месте, одна: приводить человека ко Христу Спасителю, являть собою и проповедовать христианские ценности и христианскую нравственную и духовную жизнь. Исходя из этого, и в связи с сегодняшней церковно-общественной реальности, рождаются следующие вопросы:

1. Священник должен прежде всего проповедовать Христа. У нас с этим большие трудности в современной приходской жизни; как же эта проблема будет решаться в армии? Мы будем проповедовать по большей части патриотизм, говорить об имперских ценностях, а собственно христианскую религию сведем к ношению нательного крестика и обрядовости... Ничего плохого ни в патриотизме, ни в нательном крестике, разумеется, нет. Но велика опасность подмен. Военно-имперские взгляды, равно как и обрядовость, могут иметь, а могут вовсе и не иметь отношения к христианским ценностям (например, патриотизм как деятельная любовь к отечеству - это одно, а патриотизм как идеология "кругом враги, а мы лучше всех" - совсем другое). Священник должен проповедовать здравое церковное учение, но не будут ли вместо него рассказываться сказочные истории об облете фронтов Великой Отечественной войны самолетами с Казанской иконой Божией Матери, о "верующем" Жукове, о "хорошем" Сталине, посещающем блаженную Матрону Московскую, и прочие небылицы? Таких подмен не бывает, когда пастырь держит во внимании главное в проповеди - Христа, и светом этой первой и единственной ценности освещает все остальное, не исключая ни воинских традиций, ни истории, ни фольклора. Но для этого нужны целенаправленные пастырские усилия; Христа никогда нельзя "подразумевать" или "выносить за скобки". А мне видится именно эта опасность.

2. Корень этой опасности - подмена религиозного смысла Церкви и ее действий чем-то иным, пусть даже и близлежащим. Усматривается это хотя бы из следующего момента (весьма деликатного, поэтому заранее прошу прощения, если нарушу требования "политкорректности"). В "просочившихся" в прессу фрагментах законопроекта в обязанность военным священникам вменяется "противодействие сектам". С сектами, представляющими по большей части хоть и протестантское, но все же христианство, православные пастыри обязаны будут вести борьбу (понятно, что оружие священника - не физическое, но исключительно религиозное: проповедь сравнительного богословия и демонстрация большей, чем у сектантов, нравственной чистоты жизни). А как дело обстоит с иными религиями, например, мусульманской? Как утверждают разработчики законопроекта, при подготовке военных священников им предписываются "подчеркнуто любовные отношения к представителям ислама". Безусловно, христианин, а в особенности пастырь, должен ко всем людям, в том числе и к исповедующим иную веру, иметь искреннее любовное расположение. Конечно, военный священник будет подчеркнуто любовно относиться к мусульманам во вверенной ему воинской части; с окормляющим их муллой у него будут теплые, прекрасные, сотруднические отношения; он будет избегать всякой агрессивности и неуважения к вере других. Разумеется, священник никак не будет противодействовать исламу как традиционной религии: многовековое мирное сосуществование православия и ислама в России действительно ценно и важно, тем более в наше время... Но - допустимо ли христианину, а тем более иерею Христову, иметь подчеркнуто любовное отношение к магометанству? Не должны ли пастыри, говоря правду об уклонении от истины в протестантских деноминациях, говорить также и правду о соотношении христианства и ислама? "Вы сталкиваете лбами традиционные религии, разжигаете межрелигиозную рознь!" - уже слышу я. Вовсе нет, я ни в коей мере не оспариваю право людей верить по-своему, я говорю лишь о церковно-мировоззренческом вопросе, который на практике чреват многими сложностями. Представим, что солдат или офицер спросит у священника напрямую не о сложившимся традиционном быте, а о христианском отношении к магометанству как именно религии. С церковной позиции он должен ответить правду (которая при некоторых обстоятельствах вполне может быть кем-либо воспринята и как "противодействие"): христианство и ислам не могут быть поставлены в один ценностный ряд, причем как христианином, так и мусульманином. С точки же зрения законопроекта батюшке, очевидно, нужно будет как-то "снивелировать" эту тему...

Я поднимаю этот вопрос потому, что здесь наличествует реальная и очень сложная и опасная проблема, замалчивать которую нельзя. Ее нужно очень деликатно обсуждать, хотя бы для того, чтобы не налагать на совесть православных священнослужителей бремени "разрыва" между церковной правдой и потребностями общества, отображенными в законопроекте о военных священниках.

3) Когда мы говорим о религиозной задаче армейского священника, то наряду с совершением Таинств и обрядов, это миссионерство и катехизация. Поле для миссионерской работы в армии большое - молодежная среда, плюс специфически армейские условия. Как же должна осуществляться эта работа? Разработана ли методика миссии и катехизации для армии? Таких методик на сегодня нет в нашей Церкви и просто для молодежи; тем более их нет для армии. Значит, дело миссии и катехизации отдается на произвол конкретных "военных" батюшек, а в таком важном деле произвол недопустим. Конечно, законопроект о военном духовенстве не акцентирует на этом внимание, но для Церкви это принципиальный момент.

Если не проповеди Христа, знания о Нем, жизни по Его заповедям ждет армия от Церкви, а чего-то иного - решения своих дисциплинарных, идеологических и прочих задач, - то нарушается (для нас, для Церкви, во всяком случае) заповедь Божия: "Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам" (Мф. 6, 33). Церковь действует успешно и завоевывает авторитет только тогда, когда она реально осуществляет свою суть. Смещение же акцентов, нарушение иерархии христианских ценностей, во-первых, профанирует Церковь, а во-вторых, при этом все равно ничего хорошего не получается...

III.

Сказав о правде религиозной, необходимо коснуться и правды нравственной. Когда мы говорим о проповедании Христа, речь не идет о проповеди "в лоб", "по-протестантски" ("Халелюйя, брат! Христос любит тебя!!!"). Православие гораздо более тонко и осторожно относится к проповеди; ее главное условие - христианская нравственность проповедника.

В армии в связи с этим с особой резкостью встает вопрос о желании и умении военного священника стоять за евангельскую правду. Будет ли пастырь, встроенный в жесткую систему армейского подчинения, противостоять начальству, отстаивая христианскую нравственность? При современном состоянии нашей армии это неизбежно придется делать, настаивая на справедливости, обличая порок, защищая слабых? Речь здесь даже не о дедовщине идет, а, например, о воровстве в армии (с масштабами которого мне лично приходилось сталкиваться), о незаконном использовании солдат в личных интересах офицеров, и многом другом. Если "центр тяжести" в служении военного священника будет находиться не в евангельской и церковной, но в идеологической имперско-патриотической сфере, то с большой вероятностью можно сказать, что у священника будет меньше внутренних поводов к противодействию всякой неправде со стороны армейского начальства... а раз так, он тут же потеряет авторитет в глазах подчиненных, и его проповедь, будь она даже безукоризненна со всех точек зрения, не будет восприниматься.

Законопроект о военном духовенстве непременно должен учитывать этот фактор при определении иерархического подчинения армейских священников.

Заключение

Необходимо наконец ответить на вопрос: чего мы, собственно, хотим в намечающемся столь важном сотрудничестве с государством? Вернуться в положение "ведомства православного исповедания"? Опять стать "Церковью Империи"? Или все же стараться быть Церковью Христа, нести Его слово, Его Таинства, Его любовь, Его чистую нравственную жизнь в одну из наиболее неблагополучных формаций сегодняшней России? Помочь армии мы сможем, при всей нашей внешней и внутренней недостаточности, только в этом, последнем случае.

Создание института военного духовенства - важное и благое дело, и все мы заинтересованы в том, чтобы оно имело как государственный, так и церковный успех. Поэтому я и ставлю вопросы, которые хотелось бы видеть обсуждаемыми и священноначалием, и пастырями, и широкой церковной общественностью.

http://tserkov.info/numbers/churchsociety/?ID=1752
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Петр (Мещеринов)
Больше чем культура
Пессимистические заметки о Бахе и о наших современниках
17.10.2007
Мучение любви, или...
Размышления над книгой архимандрита Лазаря (Абашидзе) "Мучение любви"
27.07.2007
Все статьи Игумен Петр (Мещеринов)
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35