itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Размышления о военном духовенстве

0
205
Время на чтение 8 минут
Дискуссия о создании в российской армии института военного духовенства с новой силой вспыхнула в феврале, когда военная прокуратура объявила о подготовке проекта закона "О полковых священниках". При всей важности юридических и практических вопросов, для Церкви на первом месте всегда стоит проповедь Христа, евангельское благовестие.

Состояние российских Вооруженных сил в последнее время является объектом пристального внимания общества - различных слоев населения, СМИ, власти и, конечно, Русской Православной Церкви. С разных точек зрения оценивая ситуацию, все сходятся в одном: с армией, в которую страшно отдавать своих детей, необходимо что-то делать. В качестве одного из вариантов улучшения нравственного климата в Вооруженных силах предлагается введение в армии института военных священников.

Проект закона о полковых священниках разрабатывается Главной военной прокуратурой при участии Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами.

Не сомневаясь в желательности введения нового церковно-общественного института и вполне поддерживая усилия болеющего за дело Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами, я, тем не менее, хочу поделиться своими опасениями по поводу некоторых проблем, обсудить которые представляется необходимым, если мы действительно хотим, чтобы нововведенный институт заработал и принес плоды, а не увяз в бюрократическом болоте, бросив тень на нашу Церковь. Сразу оговорюсь, что касаться я буду исключительно церковной и религиозной стороны этих проблем.

I.

Каков смысл пребывания священника в армии? Какие задачи должен он там выполнять? Практические ожидания (во всяком случае, со стороны государства) таковы: укрепить нравственность, искоренить дедовщину, повысить патриотизм, усилить боевой дух, воспитать свойственные (когда-то) русской армии традиции и т.д. В связи с этим сразу встают следующие вопросы:

1. Совершенно очевидно, что всем этим обязано заниматься государство, сама армия. Для этого в Министерстве обороны наличествуют соответствующие структуры, в том числе Главное управление воспитательной работы. Ясно, что они со своими задачами не справляются. В оправдание этого утверждается, что нет соответствующих кадров, нет средств, нет идеологии, и прочее. Вместо того чтобы решать эти вопросы, исполняя тем самым свои непосредственные обязанности, государство, как кажется, хочет переложить их на плечи Церкви. Военное священство с этой точки зрения должно нести политработнические, психологические и воспитательные функции.

2. Но есть ли у Церкви такая возможность, если с этими задачами не справляется могучее и богатое государство? Очевидно, что у Церкви есть желание помочь армии решать наболевшие проблемы, и это, безусловно, благое желание. Но Евангелие учит нас: прежде созидания башни нужно сесть и расчислить, хватит ли у нас на это сил (Лк. 14, 28-32).

Один из сотрудников Отдела по взаимодействию с ВС, например, говорит, что для искоренения дедовщины необходимо, чтобы в казарме ночевал офицер. Но офицеры этого не делают, поэтому пусть это будет священник. Спрашивается: откуда мы возьмем столько священников, да притом - непременно энтузиастов своего дела, если нам для приходов не хватает порой даже требоисполнителей? Поручать монастырям, как это было (в военное время, а на флоте - и повседневно) до революции? Но большинство современных монастырей не в лучшем состоянии, чем современная армия. Они не способны ни качественно, ни количественно выполнить такую задачу, уж не говоря о том, что окормление армии - отнюдь не назначение монастырей. Итак, при столкновении благого пожелания и реальности не сведется ли задуманный церковно-общественный институт к разовым PR-акциям? Хватит ли сил, средств, кадров у Церкви на большее?

3) Теперь самое важное. Выше я сказал, что, похоже, государство хочет от Церкви вполне прикладных вещей. Но хочет ли оно от Церкви того главного, что составляет суть и жизнь Церкви - правой веры, духовной и нравственной жизни во Христе Иисусе? При сегодняшнем обсуждении введения военного священства это в лучшем случае "выносится за скобки", а в худшем - не подразумевается вовсе ни государственной, ни церковной стороной. Да и на практике не очень-то видна востребованность собственно христианской религии в армии.

Подмосковный храм, где я служу, окружен воинскими частями, с командованием и офицерами которых у нас сложились добрые отношения сотрудничества и взаимопомощи. В этих частях дедовщина, слава Богу, не имеет криминального характера, части спокойные; и присутствие священника именно как пастыря (а не как хозяйственного деятеля), его проповедь основной массе военнослужащих не нужны. "Храм рядом, кто хочет, пусть ходит", - вот позиция командования, но не более того. Я думаю, это достаточно массовая позиция. Несчастья, нестроения, уже не могущие держаться в тайне, заставляют власть обращаться к Церкви. Если же не будет столь острой ситуации, то, кажется, и нужды в Церкви (именно как в религиозном явлении) не будет...

II.

Но только взгляд с религиозной точки зрения может высветить для нас истинную евангельскую церковную позицию относительно места священника в армии. Священник - не политработник, не психолог и не воспитатель (всем этим может - и должен - быть соответствующий армейский специалист). Священника делает священником (в социальном, не сакральном смысле) именно исполнение им главного в Церкви - христианского религиозного пастырского делания. Задача пастыря в армии, как и в любом другом месте, одна: приводить человека ко Христу Спасителю, являть собою и проповедовать христианские ценности и христианскую нравственную и духовную жизнь. Исходя из этого, и в связи с сегодняшней церковно-общественной реальности, рождаются следующие вопросы:

1. Священник должен прежде всего проповедовать Христа. У нас с этим большие трудности в современной приходской жизни; как же эта проблема будет решаться в армии? Мы будем проповедовать по большей части патриотизм, говорить об имперских ценностях, а собственно христианскую религию сведем к ношению нательного крестика и обрядовости... Ничего плохого ни в патриотизме, ни в нательном крестике, разумеется, нет. Но велика опасность подмен. Военно-имперские взгляды, равно как и обрядовость, могут иметь, а могут вовсе и не иметь отношения к христианским ценностям (например, патриотизм как деятельная любовь к отечеству - это одно, а патриотизм как идеология "кругом враги, а мы лучше всех" - совсем другое). Священник должен проповедовать здравое церковное учение, но не будут ли вместо него рассказываться сказочные истории об облете фронтов Великой Отечественной войны самолетами с Казанской иконой Божией Матери, о "верующем" Жукове, о "хорошем" Сталине, посещающем блаженную Матрону Московскую, и прочие небылицы? Таких подмен не бывает, когда пастырь держит во внимании главное в проповеди - Христа, и светом этой первой и единственной ценности освещает все остальное, не исключая ни воинских традиций, ни истории, ни фольклора. Но для этого нужны целенаправленные пастырские усилия; Христа никогда нельзя "подразумевать" или "выносить за скобки". А мне видится именно эта опасность.

2. Корень этой опасности - подмена религиозного смысла Церкви и ее действий чем-то иным, пусть даже и близлежащим. Усматривается это хотя бы из следующего момента (весьма деликатного, поэтому заранее прошу прощения, если нарушу требования "политкорректности"). В "просочившихся" в прессу фрагментах законопроекта в обязанность военным священникам вменяется "противодействие сектам". С сектами, представляющими по большей части хоть и протестантское, но все же христианство, православные пастыри обязаны будут вести борьбу (понятно, что оружие священника - не физическое, но исключительно религиозное: проповедь сравнительного богословия и демонстрация большей, чем у сектантов, нравственной чистоты жизни). А как дело обстоит с иными религиями, например, мусульманской? Как утверждают разработчики законопроекта, при подготовке военных священников им предписываются "подчеркнуто любовные отношения к представителям ислама". Безусловно, христианин, а в особенности пастырь, должен ко всем людям, в том числе и к исповедующим иную веру, иметь искреннее любовное расположение. Конечно, военный священник будет подчеркнуто любовно относиться к мусульманам во вверенной ему воинской части; с окормляющим их муллой у него будут теплые, прекрасные, сотруднические отношения; он будет избегать всякой агрессивности и неуважения к вере других. Разумеется, священник никак не будет противодействовать исламу как традиционной религии: многовековое мирное сосуществование православия и ислама в России действительно ценно и важно, тем более в наше время... Но - допустимо ли христианину, а тем более иерею Христову, иметь подчеркнуто любовное отношение к магометанству? Не должны ли пастыри, говоря правду об уклонении от истины в протестантских деноминациях, говорить также и правду о соотношении христианства и ислама? "Вы сталкиваете лбами традиционные религии, разжигаете межрелигиозную рознь!" - уже слышу я. Вовсе нет, я ни в коей мере не оспариваю право людей верить по-своему, я говорю лишь о церковно-мировоззренческом вопросе, который на практике чреват многими сложностями. Представим, что солдат или офицер спросит у священника напрямую не о сложившимся традиционном быте, а о христианском отношении к магометанству как именно религии. С церковной позиции он должен ответить правду (которая при некоторых обстоятельствах вполне может быть кем-либо воспринята и как "противодействие"): христианство и ислам не могут быть поставлены в один ценностный ряд, причем как христианином, так и мусульманином. С точки же зрения законопроекта батюшке, очевидно, нужно будет как-то "снивелировать" эту тему...

Я поднимаю этот вопрос потому, что здесь наличествует реальная и очень сложная и опасная проблема, замалчивать которую нельзя. Ее нужно очень деликатно обсуждать, хотя бы для того, чтобы не налагать на совесть православных священнослужителей бремени "разрыва" между церковной правдой и потребностями общества, отображенными в законопроекте о военных священниках.

3) Когда мы говорим о религиозной задаче армейского священника, то наряду с совершением Таинств и обрядов, это миссионерство и катехизация. Поле для миссионерской работы в армии большое - молодежная среда, плюс специфически армейские условия. Как же должна осуществляться эта работа? Разработана ли методика миссии и катехизации для армии? Таких методик на сегодня нет в нашей Церкви и просто для молодежи; тем более их нет для армии. Значит, дело миссии и катехизации отдается на произвол конкретных "военных" батюшек, а в таком важном деле произвол недопустим. Конечно, законопроект о военном духовенстве не акцентирует на этом внимание, но для Церкви это принципиальный момент.

Если не проповеди Христа, знания о Нем, жизни по Его заповедям ждет армия от Церкви, а чего-то иного - решения своих дисциплинарных, идеологических и прочих задач, - то нарушается (для нас, для Церкви, во всяком случае) заповедь Божия: "Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам" (Мф. 6, 33). Церковь действует успешно и завоевывает авторитет только тогда, когда она реально осуществляет свою суть. Смещение же акцентов, нарушение иерархии христианских ценностей, во-первых, профанирует Церковь, а во-вторых, при этом все равно ничего хорошего не получается...

III.

Сказав о правде религиозной, необходимо коснуться и правды нравственной. Когда мы говорим о проповедании Христа, речь не идет о проповеди "в лоб", "по-протестантски" ("Халелюйя, брат! Христос любит тебя!!!"). Православие гораздо более тонко и осторожно относится к проповеди; ее главное условие - христианская нравственность проповедника.

В армии в связи с этим с особой резкостью встает вопрос о желании и умении военного священника стоять за евангельскую правду. Будет ли пастырь, встроенный в жесткую систему армейского подчинения, противостоять начальству, отстаивая христианскую нравственность? При современном состоянии нашей армии это неизбежно придется делать, настаивая на справедливости, обличая порок, защищая слабых? Речь здесь даже не о дедовщине идет, а, например, о воровстве в армии (с масштабами которого мне лично приходилось сталкиваться), о незаконном использовании солдат в личных интересах офицеров, и многом другом. Если "центр тяжести" в служении военного священника будет находиться не в евангельской и церковной, но в идеологической имперско-патриотической сфере, то с большой вероятностью можно сказать, что у священника будет меньше внутренних поводов к противодействию всякой неправде со стороны армейского начальства... а раз так, он тут же потеряет авторитет в глазах подчиненных, и его проповедь, будь она даже безукоризненна со всех точек зрения, не будет восприниматься.

Законопроект о военном духовенстве непременно должен учитывать этот фактор при определении иерархического подчинения армейских священников.

Заключение

Необходимо наконец ответить на вопрос: чего мы, собственно, хотим в намечающемся столь важном сотрудничестве с государством? Вернуться в положение "ведомства православного исповедания"? Опять стать "Церковью Империи"? Или все же стараться быть Церковью Христа, нести Его слово, Его Таинства, Его любовь, Его чистую нравственную жизнь в одну из наиболее неблагополучных формаций сегодняшней России? Помочь армии мы сможем, при всей нашей внешней и внутренней недостаточности, только в этом, последнем случае.

Создание института военного духовенства - важное и благое дело, и все мы заинтересованы в том, чтобы оно имело как государственный, так и церковный успех. Поэтому я и ставлю вопросы, которые хотелось бы видеть обсуждаемыми и священноначалием, и пастырями, и широкой церковной общественностью.

http://tserkov.info/numbers/churchsociety/?ID=1752
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Петр (Мещеринов)
Больше чем культура
Пессимистические заметки о Бахе и о наших современниках
17.10.2007
Мучение любви, или...
Размышления над книгой архимандрита Лазаря (Абашидзе) "Мучение любви"
27.07.2007
Все статьи Игумен Петр (Мещеринов)
Последние комментарии