itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Почти что неизбежная катастрофа

Размышления о погибшем в Грозном вертолете Ми-26

0
145
Время на чтение 5 минут
После первого же знакомства Ми-26 поневоле хочется воспеть этот тяжелый транспортный вертолет. Все эпитеты в превосходной степени. Красавец. Гигант. Как-то в Африке местный водитель погрузчика, разгружая Ми-26, сказал мне, что только великий народ, великая страна способны изобретать и выпускать такие удивительные машины.

Неспетая песня


И в самом деле, когда заходишь в грузовую кабину Ми-26, невольно хочется снять шляпу перед конструкторами. Но вот сегодня поневоле сомнения закрадываются в душу: а действительно ли это столь уж совершенный образец винтокрылой техники? В чем причина сомнений? Наверное, в тех столь запомнившихся кадрах горящего огромного вертолета, пораженного ракетой из переносного зенитного комплекса при заходе на посадку в Ханкале, показанных по всем телевизионным каналам.

От нахлынувших воспоминаний страшной трагедии подкашиваются ноги, присаживаюсь на одно из сидений. С каждой из сторон огромного окружающего металлического чрева на меня смотрят по три небольшие глазницы иллюминаторов. И я понимаю, что наш самый тяжелый вертолет совершенно не приспособлен для пассажирских перевозок. Как же они там, полторы сотни мужиков и мальчишек, одетых в военную форму, в горящем вертолете? Дым, скрежет металла, кромешная тьма. В ужасе мечутся, не знают, что произошло, не знают, что делать, не знают, куда бежать. Свободное падение, секунды растягиваются в бесконечность, страшный удар о землю, огонь. Кажется, что я слышу эти крики обезумевших людей, закрываю уши и выбегаю из вертолета...

Но с того страшного дня минуло уже три с лишним года, и пора спокойно, без эмоций разобраться в случившемся. Тогда в небе над Ханкалой вертолетчики сделали все, что смогли. Однако, к глубочайшему сожалению, способны они были совершить очень немногое для спасения находившихся на борту солдат и офицеров. И в том, что катастрофа стала реальностью, виноваты мы все.

Ми-26 - корабль безбрежного небесного океана. Пилотировать его должны опытнейшие летчики, немало повидавшие на своем веку. А командир воздушного судна (КВС) подобного класса - вообще особая категория. Конечно, не боги управляют Ми-26, но все равно это сильные люди, настоящие профессионалы, способные принимать исключительно грамотные решения в самой трудной ситуации. Вот только приходится им в Чечне выполнять просто немыслимые задачи.

Почему? Попробуем воссоздать ситуацию трехлетней с лишком давности.

Как все происходило


Погрузка. Спрашиваю командира Ми-26, работавшего в те времена в Чечне, как же разместить в вертолете полторы сотни человек? Тут же всего три десятка сидений. Очень просто, отвечает: военнослужащих строят по 10 человек, сначала первые 10 заходят, садятся, потом следующие - им на колени, затем следующие, и так 150 человек! Последним уже не хватает места в грузовой кабине, их сажают на створки (попробуйте, ради интереса, на эти самые створки хотя бы присесть). Зато им, последним, и повезет больше: они останутся живыми при падении, потому что створки раскроются.

Однако пока никто еще не знает, что произойдет вскоре. Пассажиры садятся, жмутся друг к другу, шутят, пытаются закурить, хорохорятся, на войне можно все...

Полет. Запуск. Выруливание. Взлет. Для Ми-26 140 человек - не нагрузка, его грузоподъемность - 20 тонн! Вертолет легко отрывается и спокойно набирает высоту. Полет - нормальный. Лететь от Моздока до Ханкалы минут 40. Ничего не предвещает беды, когда в районе Грозного загорается желтое табло "Повышенная вибрация" правого двигателя. До трагедии - минут десять. Еще можно выключить двигатель и совершить посадку, но вертолет продолжает полет. Кажется, вот она Ханкала. Когда до полосы остается километра два, разрушается правый двигатель. Разлетающимися осколками выводится из строя левый двигатель. Авторотация. Удар о землю. Возгорание. До точки приземления не хватило каких-то нескольких сотен метров. Машина упала на минное поле.

Горел Ми-26 недолго... Поломались, обгорели, лежали и ждали помощи. Следом шла "восьмерка" (экипаж этого Ми-8 не знал о минном поле), подобрала человек двадцать раненых. Больше не смогла. По земле помощь пришла лишь через сутки, не могли разобраться с картами минных полей. Сначала нашли одну карту, потом другую. Какая из них правильная? А парни так и не смогли подняться, лежали и умирали. Стыдно, что жизнь солдата в нашей стране ничего не стоит: загнали как скот и бросили на минном поле...

Если б там был Митрофаныч...


Экипаж мог совершить посадку в Грозном, но не сделал этого. Почему? Сегодня можно лишь делать предположения. Наверное, потому что не научили. Во всех курсах подготовки декларируем посадку с одним двигателем, а на практике не учим. Шумим о бесценности человеческой жизни, а за вынужденную посадку или аварию грозим с летной работы снимать.

В той же Чечне был аналогичный случай, который закончился благополучно лишь благодаря высочайшему профессионализму и огромной человеческой ответственности командира экипажа, которого в обычной жизни на стоянке уважительно зовут Митрофаныч.

Итак, Чечня, вертолет Ми-26, 150 человек на борту, отказ двигателя в полете. Митрофаныч выключает двигатель и заходит на площадку, где в это время находился высокий армейский чин. Кажется, все правильно, но дальнейшее развитие событий поражает своим цинизмом. Когда КВС запросил посадку с одним отказавшим двигателем, руководитель на площадке ответил: "Посадку запрещаю. Здесь 001"!

Вот такие у нас горе-"профессионалы" - руководители, для которых жизнь 150 человек ничего не стоит, только бы "001-го" не побеспокоить. К счастью, этим ребятам повезло, командир воздушного судна оказался человеком с большой буквы, плюнул на запрет и произвел посадку. Люди и вертолет целы и невредимы. Спасибо тебе, Митрофаныч! За полтораста спасенных душ спасибо!

Война страшна не тем, что можно погибнуть, а тем, что погибнуть можно от непрофессионализма и бесчеловечности больших начальников, принимающих решения. И от этого война становится страшнее вдвойне.

Из трагедии на Ханкале можно сделать множество выводов, но лишь два напрашиваются сами собой:

мы разучились летать (с таким налетом возить людей нельзя);

мы не думаем о солдатах, по существу о своих детях (мальчишек никто не считал и никто не подумал о их безопасности).

В авиации от непрофессионализма до гибели - один шаг. Страна, которая не думает о своих воинах, обречена на катастрофы. Чудовищная бесчеловечность и низкий непрофессионализм на всех уровнях - вот основные причины трагедии Ми-26 на Ханкале.

Людей перевозили как скот. Молчим. Спрашиваю, почему? А что делать? Нужно. Авиации в горах не хватает, острый дефицит вертолетов. Опять молчим. Летать и готовить экипажи не на чем, воевать не на чем. Снова молчим. Все знаем, что налет мал, но молчим, думаем, что пронесет. Не пронесло.

С таким налетом нужно ходить пешком. Нам кажется, что мы делаем великие дела, а на самом деле - гробим людей и авиационную технику. Такая тяжелая катастрофа есть показатель того, что наша винтокрылая авиация оказалась не готова даже к столь небольшому региональному вооруженному конфликту. А что будем делать, когда потребуется работать более интенсивно и в отрыве от основных баз? Все горные перевалы забросаем вертолетами?!

Сегодня никто не задается вопросом, а почему мы оказались не готовы? За прошедшее время, которое нам подарила история после афганской войны, самая воюющая авиация превратилась в неподготовленную. Воевать оказалось некому и не на чем. А кто будет летать и на чем еще через 10 лет?

Однако все эти вопросы - потом: потом - о налете, потом - о старых вертолетах... А сейчас, когда увидите красавец Ми-26, вспомните тех, кто погиб в Ханкале, вспомните тех, кто лежал и не мог подняться.

Не тот народ велик, который строит большие летательные аппараты, а тот, который заботится о своих сыновьях. Ми-26 - поистине замечательный вертолет, он заслужил, чтобы про него писали много и хорошо. Но пока это выше моих сил: перед глазами стоит картина объятого пламенем, падающего вертолета, и слезы застилают глаза... Простите нас. Светлая вам память.

http://nvo.ng.ru/notes/2006-03-24/8_katastrofa.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Евгений Матвеев
Небоевые потери превысили боевые
Высокие чины силовых ведомств понятия не имеют, что это такое хороший вертолет
10.11.2006
Прыжок на Итуруп
Вертолетный бросок на расстояние в 1500 верст - не фантазия
08.09.2006
Все статьи Евгений Матвеев
Последние комментарии
«Зеленский начинает проговариваться»
Новый комментарий от учитель
29.03.2024 13:34
Мы русские. Но с нами ли Бог?
Новый комментарий от Егоров
29.03.2024 13:06
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 12:15
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
29.03.2024 11:52
Альенде vs Пиночет
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 11:49
На месте «Крокуса» должен быть православный храм!
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 11:37
О красных и белых
Новый комментарий от Олег В.
29.03.2024 11:31