Государство и духовная школа: шаги навстречу

0
249
Время на чтение 4 минуты
Аккредитация духовных учебных заведений (см. ЦВ N 1-2, 2006) вызывает сегодня много споров. Свой взгляд на этот вопрос высказывают преподаватели одного из провинциальных духовных учебных заведений - Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии.

Священник Алексий Федотов,
первый проректор семинарии, кандидат исторических наук, кандидат богословия, доцент:


Вопрос аккредитации духовных училищ, семинарий и академий вызывает много вопросов. Если мы будем исходить из действующих государственных образовательных стандартов, то окажется, что лицензировать, например, по специальности "теолог", мы сможем лишь семинарии, а училища и академии выпадают из этого процесса. Если же семинария будет выпускать теологами бакалавров, а академия - магистров, то это вступит в противоречие с решениями Святейшего Патриарха Алексия и ректорских совещаний о том, чтобы выпускник семинарии имел статус специалиста. А по средним духовным учебным заведениям мы вообще пока не имеем подходящего государственного образовательного статуса. Если же делать из академии аспирантуру, то мы можем потерять уникальное учебное заведение с более чем трехсотлетней историей, и пока не известно, что получим взамен.

Кроме того, если нам придется заново лицензировать духовные учебные заведения под государственный стандарт "теология", встанет очень много практических вопросов. Например, Иваново-Вознесенская семинария сегодня имеет федеральную лицензию Министерства образования России как учреждение высшего профессионального религиозного образования. При этом государство лишь принимает к сведению учебный план и программы семинарии, не вмешиваясь в их содержание. Если же нам понадобится получать лицензию для преподавания по специальности "теология", то окажется, что предлагаемый министерством учебный план в значительной степени расходится с тем, который сегодня дается Учебным комитетом, а некоторые предметы окажутся просто "ненужными".

Как известно, дореволюционная духовная школа давала не только пастырское, но и общее образование. О ее достоинствах и недостатках сказано много, однако нужно помнить, что к началу XX века уже четко высказывалась точка зрения о необходимости чисто пастырских школ с минимальным преподаванием общеобразовательных предметов.

Нужно ли сейчас дополнительное государственное признание пастырских дипломов? Думаю, что нужно, но не ценой превращения пастырских училищ, семинарий и академий в полусветские учреждения. Для этого есть богословские институты и факультеты, а пастырь - не государственный чиновник, не светское лицо, поэтому содержание его образования должна определять исключительно Церковь. Если разрешат государственную аккредитацию религиозных учебных учреждений, то нужно серьезно корректировать имеющийся государственный стандарт "теология" с учетом сложившихся в XX веке традиций православного образования.

Между тем преимуществ в государственной аккредитации семинарий также очень много. Это и более широкие возможности проверить их выпускников в светских образовательных учреждениях, и их большая социальная защищенность. Может быть, со временем удастся даже поставить вопрос о государственном финансировании аккредитованных духовных учебных заведений.

Необходимо помнить и о том, что Святейшим Патриархом Алексием на ректорском совещании 2002 года уже говорилось о том, что необходимо готовится к аккредитации духовных школ. Поэтому мы в Иваново-Вознесенской семинарии, несмотря на все возникающие проблемы, будем делать все, что в наших силах, для будущей аккредитации своей семинарии, как только для этого появится законодательная возможность.

Сергей Усманов,
доктор исторических наук, профессор Ивановского государственного университета, завкафедрой церковной и общей истории:


Прошло уже более полутора десятилетий с тех пор, как в нашей стране была прекращена государственная борьба с религиозными традициями. Однако в системе образования, в том числе и в университетах, происходящие перемены пока не дали ощутимых плодов. Нередко можно столкнуться со стереотипами советской эпохи. Порой рассуждают так: пусть верующие молятся у себя в храмах, а к нам им незачем обращаться - мы-то чисто научную точку зрения выражаем, и нам религиозность ни к чему. Эта же логика лежит в основе настороженного отношения к государственной аккредитации духовных учебных заведений.

Здесь мы опять сталкиваемся с последствиями многолетней атеистической пропаганды. Кому-то и ныне представляется "обидным" уравнение в правах университетской профессуры и "попов" в преподавании гуманитарных дисциплин. Зачастую представителям светского образования даже невдомек, что среди клириков немало широко образованных людей, которые основательно поработали в сфере науки.

Сама жизнь опровергает подобные стереотипы. В нашей Ивановской области у Православной Церкви сложились весьма хорошие отношения со сферой высшего образования. В частности, целый ряд преподавателей Ивановского государственного университета ведет курсы в Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской духовной семинарии и Ивановском православном богословском институте. На некоторых факультетах университета к отдельным занятиям привлекались клирики Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии.

Разностороннее общение представителей Церкви и государственной системы образования, духовной и светской школы должно продолжаться и развиваться. Это пойдет во благо всему нашему обществу.

Иеромонах Макарий (Маркиш),
преподаватель:


Хорошо известен феномен "иррационального сопротивления", когда человек, не утруждая себя доводами разума, упрямо сопротивляется очевидности и отказывается от жизненно важного решения или действия. Сегодня то же самое происходит и на нашей социально-политической сцене.

"Религиозные учебные заведения у нас не могут иметь государственной сертификации" - таков лозунг момента у антицерковных сил. В других странах, от Греции до Финляндии, от Румынии до Германии, законы другие: там духовенство получает зарплату от государства, религия преподается в общеобразовательных школах, духовные семинарии получают общегражданский статус. А у нас Церковь отделена от государства.

Хорошо это или плохо, на то существуют различные точки зрения, но к рассматриваемому вопросу это не имеет ни малейшего отношения. Математика, музыка и живопись у нас тоже отделены от государства. Может, следовало бы лишить сертификации, а заодно и финансовой поддержки, консерватории, художественные училища и математические факультеты университетов?

Российская нация имеет тысячелетние православные корни. Имеет она глубокие связи и с другими традиционными для нашей страны вероисповеданиями. Казалось бы, отсюда следует безотлагательное требование о государственной сертификации духовных учебных заведений и более широких мерах поддержки религиозного образования. Но в ответ мы слышим все ту же знакомую фразу: "Это просто невозможно, и все..."

Можно ли назвать это сопротивление иррациональным? Ведь оно отвергает доводы разума и не приносит стране ничего, кроме вреда. Так или иначе, преодолеть его совершенно необходимо.

http://tserkov.info/numbers/formation/?ID=1731
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Иеромонах Макарий (Маркиш)
В чужом пиру похмелье
О победе Трампа на президентских выборах в США
06.11.2024
«Её Покров символизирует единство и защиту верующих»
О смысле и истории одного из главных православных праздников
14.10.2024
Движение «квадроберов» чётко спланировано противником
От наших законодателей зависит решительность противодействия очередной атаке Запада
04.10.2024
«Пока сладость не стала горечью»
О смысле «медового Спаса», «медоносцах» и потребительском отношении к вере
14.08.2024
Шаг на пути возвращения святынь Церкви
В России запретили приватизацию имущества религиозного назначения
24.06.2024
Все статьи Иеромонах Макарий (Маркиш)
Последние комментарии
«Основная проблема – неоязычество в армии»
Новый комментарий от Павел Тихомиров
15.11.2024 15:39
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Фромназарет
15.11.2024 14:29
Негостеприимная третья столица России
Новый комментарий от Человек
15.11.2024 13:52
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
15.11.2024 13:51
2025 год объявлен годом политической теологии
Новый комментарий от Владимир Николаев
15.11.2024 13:29
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от viner
15.11.2024 13:14