Священник Алексий Федотов,
первый проректор семинарии, кандидат исторических наук, кандидат богословия, доцент:
Вопрос аккредитации духовных училищ, семинарий и академий вызывает много вопросов. Если мы будем исходить из действующих государственных образовательных стандартов, то окажется, что лицензировать, например, по специальности "теолог", мы сможем лишь семинарии, а училища и академии выпадают из этого процесса. Если же семинария будет выпускать теологами бакалавров, а академия - магистров, то это вступит в противоречие с решениями Святейшего Патриарха Алексия и ректорских совещаний о том, чтобы выпускник семинарии имел статус специалиста. А по средним духовным учебным заведениям мы вообще пока не имеем подходящего государственного образовательного статуса. Если же делать из академии аспирантуру, то мы можем потерять уникальное учебное заведение с более чем трехсотлетней историей, и пока не известно, что получим взамен.
Кроме того, если нам придется заново лицензировать духовные учебные заведения под государственный стандарт "теология", встанет очень много практических вопросов. Например, Иваново-Вознесенская семинария сегодня имеет федеральную лицензию Министерства образования России как учреждение высшего профессионального религиозного образования. При этом государство лишь принимает к сведению учебный план и программы семинарии, не вмешиваясь в их содержание. Если же нам понадобится получать лицензию для преподавания по специальности "теология", то окажется, что предлагаемый министерством учебный план в значительной степени расходится с тем, который сегодня дается Учебным комитетом, а некоторые предметы окажутся просто "ненужными".
Как известно, дореволюционная духовная школа давала не только пастырское, но и общее образование. О ее достоинствах и недостатках сказано много, однако нужно помнить, что к началу XX века уже четко высказывалась точка зрения о необходимости чисто пастырских школ с минимальным преподаванием общеобразовательных предметов.
Нужно ли сейчас дополнительное государственное признание пастырских дипломов? Думаю, что нужно, но не ценой превращения пастырских училищ, семинарий и академий в полусветские учреждения. Для этого есть богословские институты и факультеты, а пастырь - не государственный чиновник, не светское лицо, поэтому содержание его образования должна определять исключительно Церковь. Если разрешат государственную аккредитацию религиозных учебных учреждений, то нужно серьезно корректировать имеющийся государственный стандарт "теология" с учетом сложившихся в XX веке традиций православного образования.
Между тем преимуществ в государственной аккредитации семинарий также очень много. Это и более широкие возможности проверить их выпускников в светских образовательных учреждениях, и их большая социальная защищенность. Может быть, со временем удастся даже поставить вопрос о государственном финансировании аккредитованных духовных учебных заведений.
Необходимо помнить и о том, что Святейшим Патриархом Алексием на ректорском совещании 2002 года уже говорилось о том, что необходимо готовится к аккредитации духовных школ. Поэтому мы в Иваново-Вознесенской семинарии, несмотря на все возникающие проблемы, будем делать все, что в наших силах, для будущей аккредитации своей семинарии, как только для этого появится законодательная возможность.
Сергей Усманов,
доктор исторических наук, профессор Ивановского государственного университета, завкафедрой церковной и общей истории:
Прошло уже более полутора десятилетий с тех пор, как в нашей стране была прекращена государственная борьба с религиозными традициями. Однако в системе образования, в том числе и в университетах, происходящие перемены пока не дали ощутимых плодов. Нередко можно столкнуться со стереотипами советской эпохи. Порой рассуждают так: пусть верующие молятся у себя в храмах, а к нам им незачем обращаться - мы-то чисто научную точку зрения выражаем, и нам религиозность ни к чему. Эта же логика лежит в основе настороженного отношения к государственной аккредитации духовных учебных заведений.
Здесь мы опять сталкиваемся с последствиями многолетней атеистической пропаганды. Кому-то и ныне представляется "обидным" уравнение в правах университетской профессуры и "попов" в преподавании гуманитарных дисциплин. Зачастую представителям светского образования даже невдомек, что среди клириков немало широко образованных людей, которые основательно поработали в сфере науки.
Сама жизнь опровергает подобные стереотипы. В нашей Ивановской области у Православной Церкви сложились весьма хорошие отношения со сферой высшего образования. В частности, целый ряд преподавателей Ивановского государственного университета ведет курсы в Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской духовной семинарии и Ивановском православном богословском институте. На некоторых факультетах университета к отдельным занятиям привлекались клирики Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии.
Разностороннее общение представителей Церкви и государственной системы образования, духовной и светской школы должно продолжаться и развиваться. Это пойдет во благо всему нашему обществу.
Иеромонах Макарий (Маркиш),
преподаватель:
Хорошо известен феномен "иррационального сопротивления", когда человек, не утруждая себя доводами разума, упрямо сопротивляется очевидности и отказывается от жизненно важного решения или действия. Сегодня то же самое происходит и на нашей социально-политической сцене.
"Религиозные учебные заведения у нас не могут иметь государственной сертификации" - таков лозунг момента у антицерковных сил. В других странах, от Греции до Финляндии, от Румынии до Германии, законы другие: там духовенство получает зарплату от государства, религия преподается в общеобразовательных школах, духовные семинарии получают общегражданский статус. А у нас Церковь отделена от государства.
Хорошо это или плохо, на то существуют различные точки зрения, но к рассматриваемому вопросу это не имеет ни малейшего отношения. Математика, музыка и живопись у нас тоже отделены от государства. Может, следовало бы лишить сертификации, а заодно и финансовой поддержки, консерватории, художественные училища и математические факультеты университетов?
Российская нация имеет тысячелетние православные корни. Имеет она глубокие связи и с другими традиционными для нашей страны вероисповеданиями. Казалось бы, отсюда следует безотлагательное требование о государственной сертификации духовных учебных заведений и более широких мерах поддержки религиозного образования. Но в ответ мы слышим все ту же знакомую фразу: "Это просто невозможно, и все..."
Можно ли назвать это сопротивление иррациональным? Ведь оно отвергает доводы разума и не приносит стране ничего, кроме вреда. Так или иначе, преодолеть его совершенно необходимо.
http://tserkov.info/numbers/formation/?ID=1731