Глобальный мир и русская идея соборной государственности

0
108
Время на чтение 4 минуты
Проблема судьбы России, ее исторического и геополитического выбора так часто поднимается в последнее время, что, пожалуй, уже приелась. Однако, даже и приевшись, она вовсе не решена и не исчерпана, не стала она менее насущной и больной для каждого русского человека. Впрочем, далеко не все общественные деятели и аналитики осмысливают российскую политическую ситуацию в понятиях "России", ее "пути" и тем более, "судьбы". Для многих ключевым понятием в этом осмыслении становится "вхождение в мировое сообщество", а в качестве пути к этой цели предлагаются почерпнутые из западной мысли XVIII века идеалы "свободного рынка", "гражданского общества" и "либеральной демократии". Все эти идеи, несомненно, имеют свой положительный смысл, речь однако идет о том, что в при таком подходе Россия, то есть "эта страна" начинает рассматриваться как еще одно - само по себе пустое - место приложения указанных универсальных принципов. Спор западников и славянофилов воспроизводится в русской интеллектуальной истории на новом уровне. Но дело именно в том, что новизна эта принципиальна.

В отличие от времени Хомякова и Киреевского, сегодня, глядя правде в глаза, прежде чем ставить вопрос "быть иль не быть" России, необходимо сначала понять "есть она или несть ея". Прежде чем говорить есть ли у России будущее, надо еще понять, есть ли у нее настоящее. То, что Россия была, это несомненный факт. Была мощная и самобытная культура, ярко выразившая себя и в сфере государственной жизни, и в сфере народного быта, и в духовно-нравственной, и в философской мысли. Та Россия, которая была, была разной, она менялась от века к веку, но все-таки это была именно Россия, сохраняющая некие культурные архетипы, воспроизводящая во всех исторических вариациях внешнего облика некие основополагающие инварианты устроения жизни на всех ее уровнях. Есть ли Россия еще и сейчас, - вот в чем вопрос...

Читая, например, написанное Киреевским о русском народе (не бытовые зарисовки, а именно раскрытие основополагающих принципов отношения русского человека к миру, к людям, к власти, к вере, к жизни, к смерти, - то, что нынче называется менталитетом), с болью сознаешь, что этого народа, видимо, нету больше. Русские люди есть еще, хоть их и немного, а народа русского, скорее всего, уже нет. Эта судьба, впрочем, постигла не только русский народ, тенденцией современности становится исчезновение вообще народов как самобытных субъектов истории, - то, что нынче называется глобализацией. А механизмом этого процесса является "вторичная модернизация", то есть насаждение в "развивающихся" странах готовых форм организации общественной, экономической и государственной жизни, под каковые формы должны подтягиваться, подстраиваться и перестраиваться "отсталые" социальные отношения. Самобытные культурные основания в этом случае сводятся к музейной экзотике, полностью теряя реальную значимость во всех сферах жизни. Допустимо все, что не претендует на серьезность, народные традиции приветствуются в рамках фестиваля, но не в качестве принципов большой политики и макроэкономики. Кому-то такой проект кажется привлекательным, но мы оставляем за собой право остаться несогласными с ним.

Возвращаясь к России, - геополитическая ее роль чрезвычайно велика, несмотря на любые проблемы экономического или социального порядка. Эта роль иной и быть не может, пока евразийский "Heartland" представляет собой единое в политическом и культурном смысле пространство. Россия может и должна стать опорой и мощным фактором противодействия глобалистскому проекту, возможно, даже центром этого противодействия. Речь не о том, чтобы навязать миру "русскую модель" жизнеустройства в качестве универсальной замены универсального американизма, а о том, что мир может и должен обрести реальную многомерность, и что именно Россия, как никто другой способна на выстраивание этой многомерности - то, что нынче называется многополярностью, - обеспечить.

Антиглобалистские настроения проявляются по всему миру и во многих западных странах, в качестве силы противоборствующей американизму и глобализму осознает себя ислам, Индия и Китай сохраняют свои многотысячелетние культурные традиции за внешним фасадом политических институтов западного образца, - стремление опереться на самобытные культурные традиции в мире есть, и сами эти традиции есть. Однако консолидирующим центром альтернативных глобалистскому проекту ни одна из перечисленных культур, кроме России, стать не способна, - по разным причинам. Западный протест против американизации жизни базируется на тех же мировоззренческих принципах, что и отвергаемый им глобализм, а потому вряд ли может быть успешен. Исламский антиамериканизм слишком агрессивен и негибок в декларации и навязывании не только своих мировоззренческих принципов, но и внешних правил поведения. Юго-Восточная Азия напротив допускает слишком большой разрыв между внешними формами организации жизни и ее внутренним содержанием, - вплоть до полного безразличия. Россия же имеет в своем основании уникальное сочетание глубокой самобытной духовной традиции и принципиальной открытости для восприятия иных культурных парадигм. "Назначение русского человека есть бесспорно всеевропейское и всемирное. Стать настоящим русским, стать вполне русским, может быть, и значит только стать братом всех людей, всечеловеком", писал Достоевский об этой открытости, образующей важную черту "русской идеи".

Обозначим вкратце тот положительный проект, который Россия может предложить миру не в качестве образца для подражания, а в качестве альтернативной американизму духовно-идеологической парадигмы, способной повести общественную жизнь в другом направлении: не к гомогенному и космополитичному "мировому сообществу" изолированных индивидов, утративших всякую существенную самобытность, а к "цветущей сложности" "многомерного" (в культурологическом смысле) мира в результате развития самобытных культурно-государственных традиций. Этот проект должен основываться на принципах соборного единства. Эти принципы образуют основу всякого вообще общества и государства, но западная культура во многом их утратила, и только опора на эти духовные основы может дать надежду на реализацию альтернативного Западу цивилизационного проекта. Различия этих двух парадигм обнаруживаются, прежде всего, в понимании государства. Запад принципиально мыслит его как порождение частных интересов, тогда как, на наш взгляд, оно представляет собой выражение целостной жизни народа, самоосознание и самосозидание им себя как субъекта мировой истории. Основополагающей для государства является идея служения, основанного на общей вере, которая задает для государства некий высший смысл, - служение государству делается при этом одной из форм служения Высшей Правде. При этом православно-христианский характер основ русской культуры определяет и характер этого служения. Во-первых, оно ориентировано на преображение всего мира, но, с другой стороны, чуждо какому бы то ни было навязыванию готовых форм жизни. Истинный универсализм и истинная толерантность, всемирность и самобытность в равной мере предполагаются идеалом соборности, и только в нем они свою истину находят.

Эти-то самые принципы соборной государственности и призвана Россия предложить современному миру, как альтернативу духовному вырождению. Если, конечно, Россия еще жива, и если мир способен еще ее услышать...

http://www.russned.ru/stats.php?ID=209
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Леонидович Анисин
Все статьи Андрей Леонидович Анисин
Последние комментарии
Фарисейство, а не честная дискуссия
Новый комментарий от Русский танкист
15.07.2025 18:05
Коммунизм и революция – вовсе не слова-синонимы
Новый комментарий от С. Югов
15.07.2025 17:53
Убого, двусмысленно и лицемерно
Новый комментарий от ОСт
15.07.2025 16:59
Цветные сполохи на чёрном стекле. Часть 11
Новый комментарий от Павел Тихомиров
15.07.2025 16:47
Жизнь собачья
Новый комментарий от Александр Волков
15.07.2025 16:38
Где искать заказчиков фильма «Мумия»?
Новый комментарий от Алексей Петрович
15.07.2025 15:28