Постимся постом приятным. От Масленицы к Великому посту...

Время Великого поста - время нашего покаяния и пути к Пасхе. И я бы хотел напомнить вам о самых главных вещах, непонимание которых может обессмыслить наш пост. То, что я хочу сказать по поводу поста, во многом почёрпнуто из опыта исповедования.

Во-первых, о масленице. С одной стороны, конечно, празднование масленицы - это очень древняя русская традиция. Но с другой стороны, нам нельзя забывать, что эта традиция восходит к общеславянскому языческому празднику проводов зимы и встречи весны. Блины - это символ Ярила, славянского языческого бога солнца. Празднование масленицы давно и прочно соединено в нашей культуре с преддверием православного Великого поста, но многие именно об этой, православной, традиции в пылу народного гуляния, веселья и поедания блинов забывают. А необходимо помнить, что масленичная неделя - это последняя неделя подготовки к Великому посту, что ей предшествует воспоминание о Страшном суде. Во время масленицы в храмах уже поются постные покаянные песнопения, а воскресенье перед Великим постом, которое в народе зовут широкой масленицей, - это Прощёное воскресенье.

Во-вторых, о самом посте. Очень распространено мнение, что пост заключается лишь в том, чтобы не есть скоромного, прежде всего мяса. В сознании многих людей пост сводится к запретам на употребление некоторых продуктов, но ведь суть его - совсем не в этом. Ограничения в пище - только средство, помогающее обрести добродетели, восстановить утраченные духовные силы. Когда обуздываешь свою плоть, то через лёгкость плоти приходит и лёгкость души. А когда предпочтение отдаётся лишь тому, чтобы мяса не вкушать, то настоящий смысл поста пропадает. Помню, когда-то давно ко мне на исповедь пришла одна пожилая прихожанка и рассказала, как Великим постом кто-то из домашних попросил её почистить селёдку. Женщина стала её разделывать и случайно, по привычке, облизнула палец. Свой рассказ она заключила такими словами: "Вот окаянные, попросили меня почистить селёдку". Где же здесь пост? Сразу же вспоминаются слова святых отцов: "Все ешьте. Ближних не ешьте". Если постишься - не надо осуждать тех, кто не постится.

В-третьих, о мере во всём. Цель поста - в стяжании духовных плодов, а не в изнурении тела. Например, если человек болен и не может обходиться без скоромной пищи (в частности, при гастрите нужны молочные продукты), то он не должен от неё отказываться, а принимать её как лекарство, с некоторым покаянием. Конечно, предварительно лучше попросить на её вкушение благословения у священника. Нельзя впадать в крайности, иссушать себя непомерным голоданием. Помню, у нас в Сарове один человек решил последовать примеру древних святых отцов. Он прочитал, что один из них на протяжении всего поста стоял в углу и ел какие-то размоченные ветки, и тоже все сорок дней жевал какие-то сухарики и ветки, а кончилось тем, что у него открылась язва желудка. Так, разумеется, делать нельзя.

И в-четвёртых, о решимости. Я бы хотел сделать особенный акцент на этом качестве. Когда у преподобного Серафима Саровского спрашивали, как спастись, он отвечал: "Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи". Он это сказал - и он это сделал. А у нас часто бывает так: вроде бы решились, но, где можем, идём не попятную, послабления себе позволяем. Подходят, например, люди перед постом и говорят: "Батюшка, благословите". А когда батюшка уже благословил, добавляют фразу: "На молочную пищу". Это хитрость, оборачивающаяся в результате против самого человека. Если уж мы решили поститься, то надо поститься. И всё. Если оправдывать себя тем, что, мол, был у знакомых, а там постную пищу не дали, или что нечего было есть, и я пожарил себе яичницу, то это уже не пост. Никаких послаблений себе, никаких оправданий. Хотя бы каждый в своей мере. А скоромное есть с благословения тем, кому действительно без этих продуктов нельзя.

Давайте стараться следовать примеру святых отцев. Их решимости и твердости. Дадим себе зарок не нарушать пост, не оправдывать своих слабостей, и Господь нам поможет!

http://www.pravmir.ru/article_881.html
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий