Цеппелины снова в военном строю

Соединенные Штаты и Израиль стали лидерами современного дирижаблестроения

0
96
Время на чтение 8 минут
Военное ведомство США объявило конкурс между фирмами, производящими дирижабли. Речь идет о постройке прототипа тяжелого транспортного корабля для перевозки войск и техники на большие расстояния. Победитель конкурса получит многомиллиардный контракт.

Однако этот конкурс - всего лишь один из серии торгов, проведенных в США за последние два года. Недавно корпорация Lockheed Martin получила весьма солидный государственный контракт для разработки прототипа военного дирижабля High Altitude Airship. Воздушный корабль, построенный в рамках этой программы, будет беспилотным. Его планируется оснастить системой дальнего обнаружения баллистических ракет. Находиться в воздухе без посадки прототип дирижабля должен на протяжении целого месяца. Его полезная нагрузка составит две тонны, а энергопотребление - 500 киловатт. При этом энергию цеппелин будет получать от солнечных батарей.

В США сегодня разрабатываются сразу несколько программ создания противоракетных систем на основе дирижаблей и аэростатов. Так, корпорация Raytheon намеревается в 2009 году приступить к испытаниям армейской системы обороны от крылатых ракет. Проект J.L.A.C.M.D.E.N. разработки Raytheon получил от Пентагона 1,3 миллиарда долларов на строительство опытных экземпляров и их доработку.

Подписание этих контрактов, в сущности, означает признание военными важного значения дирижаблей как боевой системы, обладающей особыми качествами, которые присущи только этим аппаратам. Глобальные программы формирования американской армии будущего споткнулись о транспортную проблему. В стратегии Пентагона центральным пунктом являются аэромобильные операции, для которых требуется быстрая переброска войск и тяжелой техники. Сегодня транспортных средств для обеспечения таких операций в США нет.

Немного истории

В начале прошлого века, еще до начала Первой мировой войны, руководители германского Генштаба проявили активный интерес к дирижаблям и их возможному использованию в ходе боевых действий. Самолеты тогда находились еще в "детском" состоянии, и их боевое применение было весьма проблематичным. Дирижабль же мог много часов находиться в воздухе, подниматься на большие высоты и перевозить военные грузы. Решающую роль сыграл еще и тот факт, что и другие транспортные системы по всем этим параметрам значительно уступали дирижаблям. В Генштабе понимали, что с помощью дирижабля жесткой конструкции графа Цеппелина можно не только перевозить солдат, но и гарантированно получать самую свежую стратегическую информацию о положении на море и проводить с воздуха наступательные боевые действия. Кроме того, построить дирижабль было гораздо дешевле и быстрее, чем крейсер или морской транспорт.

И уже вскоре после начала войны немецкое военное руководство издало директиву для дирижаблей начать бомбардировку Англии. В перечень целей включались не только военные объекты, но и фабрики, транспортные узлы и даже жилые кварталы. Первые налеты цеппелинов на Лондон в январе 1915 года произвели буквально шокирующее впечатление на жителей британской столицы и на руководство метрополии. И хотя старты осуществлялись только при практически идеальной погоде и налеты были отнюдь не массовыми - например, в июле 1915 года дирижабли были в боях лишь 8 дней, не так их эффективность, сколько морально-психологический эффект вынудил руководство Великобритании разработать и осуществить ряд дорогостоящих и экстренных мероприятий, которые в конце концов почти полностью локализовали угрозу с небес.

Воздушные гиганты, наполненные водородом, оказались бессильны против зенитной артиллерии и вооруженных аэропланов. Тем не менее на дирижаблях было совершено 1210 боевых вылетов. Однако 40% экипажей не возвратились. Из 75 кораблей, участвовавших в боевых действиях 52 были потеряны: 19 уничтожены со всей командой, а 33 - без человеческих жертв (спасшиеся команды попали в основном в руки англичан). За войну дирижабли сбросили бомбы общей массой 340 тонн, из которых лишь небольшое число хоть как-то повлияло на результат боевых действий на фронте, а по большей части они оказывали только моральное воздействие. К концу войны Германия имела лишь 13 цеппелинов. Из них 6 были уничтожены экипажами в своих ангарах. Оставшиеся 7 кораблей по Версальскому договору передавались Антанте.

Послевоенный период стал порой расцвета дирижаблестроения. Цеппелины совершали трансатлантические рейсы еще в ту пору, когда это было не под силу самолетам. Самый большой из них - "Гинденбург", длиной более 200 метров, 126 раз пересек Атлантику. Но в 1937 году он погиб от пожара. В те же годы разбились гиганты - германский "Граф Цеппелин" и американский Р-101. Эти катастрофы поставили крест на коммерческом дирижаблестроении.

Однако Вторая мировая война возродила воздухоплавание в армиях западных союзников. И особенно эффективно действовали дирижабли против германских субмарин. Американцы первыми стали применять их в качестве противолодочного оружия. К лету 1943 года под звездно-полосатым флагом действовали около 150 больших гелиевых дирижаблей, которые были вооружены радарами, пушками и глубинными бомбами. Они не только выслеживали германские "волчьи стаи", но и топили подводных "волков". Дело дошло до того, что адмирал Дениц запретил своим субмаринам атаковать конвои, которые сопровождали дирижабли.

Красная Армия в годы Великой Отечественной войны располагала 6 полками и 10 отдельными воздухоплавательными дивизионами. Советские дирижабли применялись для подготовки парашютистов и транспортных перевозок, рейдов в тыл противника и высадки диверсионно-разведывательных групп. Для этих целей ими было совершенно почти полторы тысячи полетов. Наиболее эффективно, однако, оказалось применение аэростатов ПВО. Если общее количество дирижаблей не превышало и сотни, то аэростатов заграждения во время войны насчитывалось в десять раз больше.

После войны в СССР дирижабли применялись лишь для разведки минных полей, якорных мин и затонувших судов, а к началу 1980-х годов в строю их не осталось вообще. Между тем воздухоплавательные аппараты США неплохо зарекомендовали себя во Вьетнаме и в Первой иракской войне. Однако в этих локальных войнах они применялись лишь как воздушные платформы для мощных радиолокационных станций, каждая из которых контролировала зону радиусом до 110 км. В настоящее же время штатных воздухоплавательных подразделений и в вооруженных силах США не имеется.

Новые горизонты

Однако в последнем десятилетии прошлого века военное руководство США и других стран НАТО столкнулось с серьезными проблемами, для решения которых традиционные боевые и транспортные системы были мало эффективны. Военные аналитики предложили использовать для этого дирижабли, которые обладают рядом свойств, недоступных разведывательным спутникам и самолетам. Во-первых, дирижабли стали гораздо дешевле. Это произошло после удешевления производства гелия и создания новых материалов для оболочек. Во-вторых, они могут неделями и даже месяцами находиться в воздухе на высотах свыше 20 тыс. метров, работая в беспилотном режиме. В-третьих, дирижабль может нести крупногабаритный груз различных боевых и электронно-разведывательных средств, массой до нескольких сотен тонн.

Дирижабли способны выполнять широкий круг задач. Это и традиционные: доставка грузов, патрульная служба, визуальная разведка. Но и кроме того, на дирижаблях можно устанавливать радиолокационные станции, у которых в отличие от наземных нет мертвых зон. Можно также размещать на них пусковые установки ПРО. Тактические дирижабли способны обеспечивать наземные операции в условиях господства в воздухе. Например, при проведении полицейских или антитеррористических акций. Тактический дирижабль может использоваться для поддержки связи, особенно в гористой местности; вести разведку с помощью электронно-оптической аппаратуры.

Опыт локальных войн последних десятилетий показал, что военная техника в будущем будет еще габаритней и тяжелей, поскольку приходится серьезно наращивать средства защиты. Более мощные и вместительные самолеты нет смысла создавать хотя бы потому, что для них потребуются специальные взлетно-посадочные полосы большой протяженности. А таких аэродромов в горячих точках скорее всего не окажется. Большегрузный дирижабль эту проблему решить способен, но таких аппаратов у Пентагона не оказалось.

Поэтому было принято решение на разработку их прототипов для двух основных программ. Первая - это создание небольших дешевых дирижаблей и привязных аэростатов. Вторая - крупные модели, способные оставаться в воздухе очень долгое время, месяцами. Те и другие должны действовать в верхних слоях атмосферы на высотах 20-25 тыс. метров. Предназначены они будут для поддержки связи и разведки, а также выполнения дальних большегрузных перевозок. Со свойственной американцам оперативностью эти программы уже сегодня воплощаются в жизнь. Кроме вышеназванных прототипов, разрабатываются оригинальные конструкции, не имеющие аналогов в практике дирижаблестроения.

Важной областью оперативного применения воздухоплавательных аппаратов является охрана государственных границ, и США обладают в этом виде технологии достаточным приоритетом. В частности, аэростатный комплекс TARS с 1985 года используется в качестве платформ для радиолокационных станций, отслеживающих нелегалов и наркокурьеров на мексиканской границе. Всего в комплексе задействовано 11 таких аэростатов, позиции которых расположены в штатах Аризона, Техас, Флорида и Нью-Мексико. Все аэростаты однотипны и носят наименование "Акрон". Они работают на высотах до 4,6 км, обнаруживая цели в радиусе до 170 км. Эти аэростаты применяются также для контроля морских границ США кораблями береговой охраны. В состав аэростатной флотилии входят пять судов, которые буксируют "Акроны", зависшие на высоте до 800 м.

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ. Разработка большегрузного дирижабля завершена фирмой ATG. Он получил наименование "Скайкэт-1000" и специально предназначен для транспортировки военных грузов и солдат. Грузоподъемность этого гиганта превышает 1000 тонн, а площадь грузового отсека - около тысячи кв. метров. Это позволяет перебросить быстро и на значительные расстояния до 1500 полностью экипированных солдат или 16 средних танков, или вертолеты без отстыковки лопастей несущих винтов. Максимальная дальность полета "Скайкэт-100" составит 6000 км. Он не нуждается в подготовленных взлетных площадках и способен садиться на снег или на воду.

ГЕРМАНИЯ. Сходные данные у дирижабля CL-160, который разрабатывается немецкой фирмой "Карголифтер". Но практический потолок полета у него будет в три раза выше, чем у британского, зато грузоподъемность - в два раза меньше. Наличие сравнительно разных параметров этих дирижаблей позволяет варьировать их боевое и транспортное применение.

ИТАЛИЯ. Резкое увеличение числа нелегалов, пересекающих итальянскую границу, послужило причиной развертывания аэростатных средств для ее охраны. С января 1998 года началось регулярное дежурство пунктов аэростатной радиоразведки. Своих баллонов Италия не имеет, поэтому использует приобретенные у американской фирмы ТСОМ радарные комплексы, воздушные и наземные. Эти аэростаты существенно улучшили пограничную обстановку на Адриатическом побережье Италии.

ИЗРАИЛЬ. Западные военные эксперты признают, что в последнее десятилетие еврейское государство стало одним из мировых лидеров в области создания разведывательных и транспортных систем на базе аэростатов и дирижаблей. Их применение стало вполне обычным делом для ЦАХАЛа, особенно когда пилотируемые и беспилотные самолеты и вертолеты не могли быть использованы с достаточной эффективностью. В этих случаях аппараты легче воздуха представляют им вполне достойную альтернативу.

К примеру, всего два крупных аэростата, оборудованные системой TAOS, успешно справляются с контролем гористой северной границы с Ливаном. Эта система позволяет в режиме реального времени получать вполне достоверные данные об обстановке в любой точке 54 км границы с Ливаном. Область применения системы весьма широка: наблюдение, обнаружение и распознавание целей, сбор информации, охрана сухопутной и морской границы, поддержка поисковых, спасательных и боевых операций. При этом операционный состав аэростатов полностью защищен от поражения огневыми средствами противника, а рабочая аппаратура - от электромагнитных помех.

Противоположную часть воздухоплавательного спектра в Израиле представляют дирижабли. Здесь они называются SPA, что означает беспривязной аппарат, работающий на солнечной энергии. Такие системы в Израиле производит только государственное предприятие IAI MLM. Его конструкторы разработали платформу с высотой полета около 21 км, представляющую собой дирижабль длиной 200 м, который является многоцелевым - может быть использован как патрульный, так и транспортный. В патрульном варианте он зависает над определенной точкой земной поверхности, передвигаясь синхронно с ее движением в пространстве, то есть является геостационарным.

Верхняя часть оболочки этого дирижабля покрыта солнечными батареями, энергия которых преобразуется в электрическую и аккумулируется для обеспечения работы всех систем аппарата в темное время суток. Барражируя на стратосферной высоте, SPA покрывает излучением своих радаров земную поверхность площадью около 1000 кв. км, обеспечивая и загоризонтное наблюдение. Действуя таким образом непрерывно уже в течение трех лет, этот дирижабль выполняет, в сущности, функции спутника космической разведки, с той лишь разницей, что несет полезную нагрузку свыше двух тонн и способен менять свое целевое предназначение в соответствии с требованием оперативной ситуации.

Такими целями могут быть: воздушный контроль и раннее предупреждение о ракетном нападении; обнаружение и засечка подвижных наземных объектов; защита сухопутных и морских коммуникаций; радиоэлектронная борьба и т. д. Наконец, особо важной стороной его оперативного применения является использование в качестве элемента противоракетной обороны, в том числе стратегической. Именно в таком качестве дирижабль SPA уже используется в израильской ПРО, применяющей баллистические перехватчики типа "Эрроу". В настоящее время интенсивно разрабатывается программа его применения в американской ПРО.

http://nvo.ng.ru/armament/2006-02-17/6_zepelliny.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Марк Штейнберг
Угроза "атомной зимы" преувеличена
На планете отгремело уже свыше двух тысяч ядерных взрывов
01.06.2007
Шестнадцать американских разведок
Число впечатляет, а результаты работы - нет
26.01.2007
Первоочередные цели
По каким объектам в Иране прежде всего нанесет удары Пентагон
14.10.2006
Не все прорехи ликвидированы
Противовоздушная оборона Северной Америки после "черного вторника"
06.10.2006
Все статьи Марк Штейнберг
Последние комментарии
Помазание на Царство Владимира Путина?
Новый комментарий от РомКа
10.05.2024 22:15
«Дружба народов»: Россия и Средняя Азия
Новый комментарий от РомКа
10.05.2024 22:08
«Сталин был другим…»
Новый комментарий от Владимир С.М.
10.05.2024 20:49
Аресты не изменят коррупционной системы
Новый комментарий от Могилев на Днепре
10.05.2024 19:33
Уроки двух лет операции на Украине
Новый комментарий от Павел Тихомиров
10.05.2024 19:04