Письмо в Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации

В связи с разработкой законопроекта "О персональных данных"

0
119
Время на чтение 4 минуты
В связи с проектом закона "О персональных данных", принятым в первом чтении 25 ноября 2005 года, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл обратился с письмом в Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации, ответственное за разработку законопроекта.


Министру информационных технологий и связи
Российской Федерации
Л.Д.Рейману

Уважаемый Леонид Дододжонович!

Русская Православная Церковь весьма обеспокоена тем, что использование новых технологий для идентификации граждан, а также создание баз данных, концентрирующих информацию о всех сторонах жизни граждан, может привести к использованию такой информации против богоданной свободы человеческой личности.

Я получаю многочисленные просьбы православной общественности "воспрепятствовать созданию системы тотального контроля за населением". Создаются общественные движения "против электронного рабства". Во многом это объясняется тем, что разработка законодательства проходит в сжатые сроки, без общественного обсуждения, что может породить трудности с исполнением данного закона. Представители Русской Православной Церкви оказались подключены к обсуждению законопроекта "О персональных данных" только на финальном этапе

В связи с этим я считаю полезным не спешить с принятием этого закона. Проведение общественного обсуждения и экспертизы до его принятия помогло бы избежать различного рода нестроений.

Однако и сейчас хотелось бы выразить ряд соображений.

Проект закона вводит для обязательного употребления "идентификатор персональных данных", который планируется занести в государственный регистр населения Российской Федерации (ст. 23). Возникает вопрос, будет ли данный идентификатор, а не имя человека, основным средством его представления при взаимоотношениях с властями. Мы полагаем, что только имя человека должно играть эту роль. Кроме того, форма и содержание идентификатора, способы его формирования и присвоения не пояснены ни в данном законопроекте, ни в каких-либо иных проектах правовых актов. Убежден, что идентификатор персональных данных должен включать в себя только фамилию, имя, отчество, дату и место рождения, пол. Этих данных достаточно для того, чтобы идентифицировать физическое лицо в его отношениях с государством.

Важно отметить, что в законопроекте не предусмотрена альтернатива присвоению идентификатора и возможность его смены, что может вывести из правового поля людей, которые по тем или иным причинам отказываются от его принятия или настаивают на его сменяемости. Вне зависимости от аргументации таких людей, это может привести к их существенному поражению в правах. Считаю исключительно важным заложить в законопроект право граждан на отказ от присвоения идентификатора в соответствии со своими убеждениями вкупе с гарантиями недискриминации.

Законопроект содержит декларативные заявления и ссылки на правовые акты, принятие которых только предполагается в будущем, что открывает возможности для расширительного толкования тех или иных положений настоящего закона, в том числе путем принятия подзаконных актов. В связи с этим затруднительно адекватно оценить те положения законопроекта, которые содержат подобные отсылки. Это касается, в частности, целей сбора и обработки персональных данных, процедуры их передачи, ответственности за утрату и ненадлежащее использование информации, порядка использования идентификаторов персональных данных и так далее.

Приведенный в законопроекте перечень биометрических средств опознания человека не является исчерпывающим. Это открывает простор для использования все новых и новых биометрических данных - в частности, таких, которые могут позволять идентифицировать человека без его ведома и согласия.

Нельзя не приветствовать запрет на обработку данных, относимых законопроектом к числу "особых категорий" - то есть касающихся расового происхождения, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, сексуальных наклонностей или судимости. Впрочем, этот запрет не распространяется на сбор такой информации. Кроме того, недопустимо занижен порог отмены данного запрета - в частности, в случае совершения лицом административного правонарушения (к числу которых относятся, например, переход улицы в неустановленном месте или проезд без билета в общественном транспорте), появления угрозы жизни и здоровью человека или группы людей, а также в случае, когда "обработка персональных данных осуществляется для достижения законных целей некоммерческих организаций и их объединений". Кроме того, в законопроекте есть оговорки, размывающие круг инстанций, уполномоченных собирать и обрабатывать персональные данные, в том числе их "особые категории", что фактически позволит осуществлять сбор и обработку любых персональных данных о человеке органами государственной власти.

В связи с этим полагаю возможным изменить ст.9 законопроекта с учетом вышеуказанных соображений.

Положения о передаче персональных данных также содержат расплывчатые формулировки. В частности, возможность передачи таких данных без согласия человека с целью сохранения его жизни и здоровья может быть интерпретирована слишком широко, что создает почву для злоупотреблений. Это касается и передачи данных за границу России.

Считаю, что порядок передачи персональных данных третьим лицам, в том числе за рубеж, должна регулироваться исключительного федеральными законами, а не подзаконными актами (ст.10-11).

"Субъект персональных данных" должен обладать правом на возражение против обработки данных (подразумевающее немедленное прекращение обработки), не только в случаях предусмотренных ч. 1 ст. 13, но и в любом другом случае, когда обработка данных осуществляется с нарушением права на неприкосновенность частной жизни.

Термины "идентифицируемое" или "идентифицированное физическое лицо", "субъект персональных данных" могут быть восприняты как унижающие человеческое достоинство.

В законе не оговаривается недопустимость дистанционного и автоматического опознания человека с обращением к персональным данным без его ведома.

В законопроекте не прописаны уголовная или административная ответственность оператора системы персональных данных за их незаконное использование или передачу третьим лицам.

Учитывая вышесказанное, считаю, что проект закона "О персональных данных" нуждается в серьезной доработке.

Председатель Отдела внешних церковных связей
Московского Патриархата
митрополит Смоленский и Калининградский КИРИЛЛ

http://www.mospat.ru/index.php?page=29648
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Святейший Патриарх Кирилл (Гундяев)
Святейший ответил на вопросы участников
Всемирного фестиваля молодежи
04.03.2024
Доклад Святейшего Патриарха на первом
собрании духовенства Московской митрополии
22.02.2024
Выступление на XII Рождественских
Парламентских встречах
31.01.2024
Все статьи Святейший Патриарх Кирилл (Гундяев)
Последние комментарии
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 01:58
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 00:55
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44
Потерянное время
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 21:45