Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Современное состояние и перспективы духовного образования военнослужащих

Протоиерей  Димитрий  Смирнов, Победа.Ru

03.02.2006


Выступление Председателя Отдела протоиерея Димитрия Смирнова на заседании секции "Образование офицера и священника. Богословие и военная наука" …

В жизни Армии и Русской Православной Церкви в последние годы ясно прослеживается тенденция усиления и расширения взаимодействия, сотрудничества и соработничества на ниве двух ветвей служения Отечеству - служения воинского и служения пастырского.

Это мы видим в повседневной жизни, этому подтверждением является и столь высокое собрание архипастырей и пастырей, военачальников и воинов, членов семей и мирян. Сейчас мы вышли на такой уровень взаимоотношений, что само заседание и наименование секции стали очень актуальными.

В своем выступлении хочу остановиться на современном состоянии духовного образования и просвещения военнослужащих, проблемах и тех возможных путях или направлениях совместной деятельности, которые позволят их решить в ближайшей перспективе.

Раскрывая состояние духовного образования и просвещения военнослужащих, остановлюсь кратко на правовых основах и имеющемся опыте совместной работы в военно-учебных заведениях и войсках.

Правовое поле в области духовного образования и просвещения военнослужащих определяется действующим законодательством, руководящими документами соответствующих силовых министерств и ведомств, Уставом Синодального Отдела, подписанными Соглашениями о сотрудничестве со структурными подразделениями Русской Православной Церкви, а также совместными планами работы и имеющимся опытом просветительской и образовательной деятельности Церкви.

Все мы должны понимать и разъяснять на всех уровнях наших отношений, что проведение факультативных занятий с военнослужащими и членами их семей по изучению основ православной культуры и духовной безопасности не противоречит нормативно-правовой базе международного и российского законодательства в отношении гражданских прав, свобод и обязанностей, связанных с вероисповеданием.

Очень важно сразу обратить внимание на то, что духовное просвещение и образование военнослужащих строится на добровольной основе, по личному желанию и выбору воинов и членов их семей. Это с одной стороны.

С другой стороны, законодательство запрещает подвергать военнослужащих какому-либо притеснению, ограничению прав, в том числе на получение духовного образования и какому-либо преследованию на религиозной почве. Конечно, если это не влияет на выполнение воинского долга и не противоречит закону, как со стороны верующих военнослужащих, так и со стороны их начальников и сотоварищей по службе.

К настоящему времени заключены Соглашения о сотрудничестве (слайд 2) основных силовых министерств, ведомств и Русской Православной Церкви в лице Отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями. Воинские части, учреждения, военно-учебные заведения, органы управления и центральные, епархиальные и приходские структуры Церкви работают на основе договоров, соглашений или планов взаимодействия и сотрудничества.

В подписанных Соглашениях в части, касающейся вопросов образования и просвещения, отмечается, что совместная деятельность сторон направлена:
на разработку и реализацию программ, способствующих духовно-нравственному и патриотическому воспитанию и просвещению военнослужащих и членов их семей;
на проведение факультативных занятий с военнослужащими и членами их семей по изучению основ православной культуры и духовной безопасности;
на организацию и оборудование в военных гарнизонах воскресных школ, общественных православных библиотек, кружков и лекториев православной культуры.

Мы говорим о том, что проведение факультативных занятий по основам православной культуры, духовной безопасности и нравственности ставит своими целями:
воспитание патриотизма, любви к ближнему и Отечеству;
изучение православной этики, как многовековой традиции русского народа и воспитание культуры общения;
углубление знаний по истории России и Русской Православной Церкви;
знакомство с православным богослужением и основами церковного искусства;
знакомство с мировыми религиями и деятельностью тоталитарных сект;
изучение причин конфликтов в воинских коллективах на межнациональной и религиозной почве, методов их предупреждения.

А что дает, какие плоды приносит проведение факультативных занятий по основам православной культуры и духовной безопасности?

Опыт совместной деятельности показывает, что духовное образование и просвещение военнослужащих и членов их семей:

во-первых, обеспечивает подготовку офицеров к службе в воинских коллективах, в которых будут служить военнослужащие, исповедующие или относящие себя к различным вероисповеданиям (религиозным конфессиям);

во-вторых, способствует укреплению воинской дисциплины, правопорядка, предупреждению пьянства, наркомании, преступлений и самоубийств;

в-третьих, содействует и смягчает решение межличностных и социально-бытовых проблем военнослужащих и членов их семей.

Вне сомнения, что также подтверждается опытом нашей совместной работы, центрами духовного просвещения и образования воинов в настоящее время являются Православные храмы, которые построены или восстановлены на территории воинских частей, учреждений и военно-учебных заведений.

Когда есть храм, воины напрямую общаются со священником, познают на практике азы христианской жизни, соприкасаются с православными святынями, получают духовную и телесную помощь. Знакомство воинов с устройством храма, их участие в богослужении являются составной частью преподаваемого курса по основам православной культуры.

В настоящее время на территориях, подчиненных Министерству Обороны, возведено уже не мало православных храмов.

Благодаря организаторским способностям, энтузиазму, личному участию командования, офицеров и сотрудников, слушателей и курсантов военно-учебных заведений построены или восстановлены из руин эти храмы.

Для воинов и с их участием широко проводятся мероприятия по возрождению духовности воинов и членов их семей на основе православных традиций. Укрепляются связи с православным священством, в храмах оборудуются мемориальные доски с именами погибших за веру и Отечество воинов, и делается многое другое.

Один из первых храмов был создан в прославленной Военной Академии Генерального Штаба. В нем традиционно, как и сегодня, проходят молебны перед началом нашей секционной работы.

Открытие этого храма послужило хорошим примером для других военно-учебных заведений. Позвольте назвать только некоторые:
Военная Академия войсковой противовоздушной обороны Вооруженных Сил, город Смоленск;
Краснодарское высшее военное авиационное Училище летчиков;
Коломенское высшее артиллерийское командное Училище;
Тульский и Пензенский артиллерийские инженерные Институты;
Вольское высшее военное Училище тыла;
Военно-воздушная академия имени Ю.А.Гагарина;
и другие вузы.

Если храм находится на территории воинской части или вуза, то священнослужитель, в свою очередь, имеет прекрасную возможность вести ежедневную просветительскую и образовательную деятельность с воинами.

Это может быть просто встреча, разговор с воином. Это и занятия в воскресных школах, проведение бесед, лекций, конференций, "круглых столов" по основам православной культуры. Сейчас занятия проводятся факультативно или на создаваемых в военно-учебных заведениях факультетах православной культуры, но все это, конечно, вне учебного расписания вуза.

Теперь настало время рассказать об имеющемся опыте духовного просвещения и образования военнослужащих - в войсках, в образовательных учреждениях Русской Православной Церкви, военно-учебных заведениях и епархиях.

В войсках основными формами духовного образования военнослужащих можно назвать лекции и беседы священнослужителей, конференции и семинары на духовно-нравственную и патриотическую тематику, совместное участие в праздновании дней воинской славы и посещение храмов.

При Православном Свято-Тихоновском гуманитарном Университете более 10 лет существует Центр духовного образования военнослужащих. Деятельность Центра направлена на духовное просвещение и распространение знаний о православном вероучении, позволяющих привнести в сознание военнослужащих нравственные ценности, на основе которых веками формировался духовный облик русского воина.

Просветительско-образовательная деятельность Центра ведется путем проведения занятий на катехизаторских курсах, встреч священников и преподавателей Центра с военнослужащими, научно-практических конференций по случаю памятных дней русской воинской славы.

В своей деятельности Центр основное внимание уделяет:
правовым основам и опыту взаимоотношений Армии и Церкви;
святости и духовности в русской исторической жизни, православным нормам жизни, как основе духовного возрождения народа и Армии;
неразрывной связи Армии и Церкви в создании и укреплении Русского государства;
историческому опыту деятельности военного духовенства и духовно-нравственного воспитания военнослужащих в России.

Заслуживает внимания опыт Академии Службы специальной связи и информации при Федеральной службе охраны Российской Федерации. Академия заключила со Свято-Тихоновским Университетом Договор о подготовке педагогических кадров с присвоением квалификации преподаватель религиоведения.

Обучение слушателей и курсантов осуществляется на базе созданного учебно-методического центра заочного (дистанционного) обучения Академии по двухлетним и пятилетним учебным планам и программам.

О работе факультетов православной культуры. Еще раз обращаю внимание, что набор слушателей факультетов и их обучение осуществляется на основе свободного волеизъявления каждого, без отрыва от служебной деятельности.

С 1996 года успешно действует факультет православной культуры в Военной академии РВСН имени Петра Великого, который создан приказом Главнокомандующего РВСН. Выпускникам факультета вручаются свидетельства об окончании курса по духовным основам воинского служения.

В течение трех лет такой факультет работает в Военной Академии войсковой противовоздушной обороны Вооруженных Сил. Решением и заботой начальника Академии, ныне начальника Войсковой ПВО, для факультета выделены, проведен ремонт, оснащены современной мебелью три помещения: учебный класс, библиотека и кабинет декана факультета.

Думается, на учебной базе факультетов православной культуры этих двух Военных Академий целесообразно систематически проводить методические сборы и семинары с представителями военно-учебных заведений и епархий, с которыми сотрудничают как Синодальный, так и епархиальные военные Отделы.

На наш взгляд, когда сторонами принимается решение на организацию и проведение факультативных занятий по основам православия, следует учитывать следующее:
условия, в которых проходят или будут проходить службу офицеры, в первую очередь выпускники военно-учебных заведений;
желание самих обучаемых глубже изучить основы православной культуры. Это желание легко выявляется в ходе социологических опросов военнослужащих и членов их семей;
необходимость разработки и реализации мероприятий, направленных на укрепление духовной безопасности военнослужащих и членов их семей в современных условиях.

Факультативные занятия по курсу "Основы православной культуры", который предложен Синодальным Отделом, проводятся в Военно-воздушной академии имени Ю.А.Гагарина и Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Н.Е.Жуковского, в ряде учебных заведений Министерства внутренних дел России и других вузах.

ПРОБЛЕМЫ

Одним из проблемных вопросов в деятельности Синодальных Отделов, да и, на наш взгляд, в работе соответствующих епархиальных отделов и комиссий, является вопрос доступности, эффективности и массовости духовного просвещения и образования военнослужащих и членов их семей.

С одной стороны, создана разветвленная сеть церковных и светских образовательных учреждений, успешно реализующих программы религиозного образования учащихся церковных школ.

С другой стороны, есть огромное количество, образно говоря, "военных гарнизонов" и учебных заведений силовых министерств и ведомств, которые пока не охвачены даже простой систематической катехизаторской работой.

Есть военные гарнизоны, где православного священника не было вообще, или, из-за удаленности гарнизона, в прямом и переносном смысле, он очень редкий гость в воинских коллективах и тем более в семьях воинов.

Кроме того, в воинских подразделениях и частях практически нет военнослужащих, сотрудников и членов их семей, имеющих какое-либо духовное или религиозное образование (из относящих себя к православию). Поэтому не проводится даже катехизаторская, т.е. просветительская деятельность в воинских коллективах, школах, общественно-патриотических организациях гарнизонов и семьях военнослужащих.

При этом следует сказать о том, что руководство Вооруженных Сил России крайне обеспокоено низким уровнем воинской дисциплины, ростом самоубийств и различного рода преступлений. Жестокое, безчеловечное отношение воинов к себе, к своим близким, сослуживцам поражает каждого из нас, что и наблюдаем мы на экранах в последние дни.

Причина тому - отсутствие у воинов элементарных знаний основ православной веры, духовно-нравственных традиций русского воинства и основ духовной безопасности личности. Бездуховное, материалистическое образование и воспитание поколения, рожденного в средине 80-х годов прошлого столетия, приносит свои плоды.

И не случайно в Определении Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2004 года говорится о том, что к реальному изменению современного общества, духовно-нравственного здоровья русского народа должны привести труды в области религиозного образования.

Именно поэтому на Соборе Святейший Патриарх Алексий II отметил: "Образовательную работу Церкви нельзя заключать в рамки церковной ограды. Следует развивать сотрудничество Церкви со светской и высшей школой, необходимо усилить духовно-просветительскую деятельность в армии, на флоте, в местах заключения".

Видимо, осознавая всю сложность предстоящей службы в войсках, воины желают глубже изучать основы православия, посещать факультативные занятия, теснее взаимодействовать с Русской Православной Церковью в вопросах духовно-нравственного просвещения и воспитания военнослужащих.

Об этом свидетельствуют результаты проведенных опросов слушателей и курсантов ряда вузов силовых министерств. От 75 до 86 % опрошенных желают глубже изучить основы православия, посещать факультативные занятия, теснее взаимодействовать с Русской Православной Церковью в вопросах духовно-нравственного просвещения и воспитания воинов.

Видимо, с учетом этих пожеланий воинов, настало время для серьезной проработки вопроса создания, совместными усилиями Русской Православной Церкви и военного руководства, стройной системы духовного просвещения и образования военнослужащих и членов их семей.

ПЕРСПЕКТИВЫ

Что же надлежит сделать, на наш взгляд, чтобы создать стройную систему духовного просвещения и образования военнослужащих и членов их семей?

Во-первых, в ближайшее время подготовить и подписать новое развернутое Соглашение о сотрудничестве РПЦ и Минобороны России. Это задача будет решаться Синодальным Отделом в тесном взаимодействии с Главным управлением воспитательной работы.

Во-вторых, благотворительная передача в библиотеки военно-учебных заведений уже изданной литературы на духовно-нравственную и героико-патриотическую тематику. Провести это необходимо как общецерковное мероприятие.

В-третьих, создать творческую группу при Священном Синоде из ученых-богословов и военных ученых и педагогов, которой разработать и представить план издания, а в некоторых случаях и переиздания учебно-методической литературы для учебных заведений и воинских коллективов Вооруженных Сил и правоохранительных учреждений.

В-четвертых, принять положение, согласно которому каждый священник, преподаватель православного вуза обязан провести с воинами несколько занятий или прочитать лекции по основам православной культуры. К сожалению, мы все еще такой богатейший потенциал Церкви не используем.

Кроме того, настало время разработать положение о нештатных сотрудниках Синодальных Отделов, епархиальных комиссий из числа православных воинов или сотрудников учебных заведений и воинских коллективов, которые заинтересованно и, главное, с желанием будут нести ношу связующего звена между воинами и священнослужителями. Все мы прекрасно знаем из своего опыта, что там, где есть такие люди, спорится и соработничество во славу нашей Церкви, Отечества и воинства его.

И в заключение несколько слов о том, что в действительности проблема состоит в образовании как офицера, так и священника.

Проблемных вопросов при этом, на наш взгляд, можно выделить два:

первый вопрос - как построить и развивать систему сотрудничества Русской Православной Церкви, ее Духовных школ с высшей военной школой для решения задачи духовного просвещения и образования, а также религиозного образования воинов, членов их семей на современном этапе развития церковно-государственных отношений?;

второй вопрос - каким образом скорректировать учебные программы подготовки священников, чтобы обеспечить им необходимый уровень знаний военного дела при существующем состоянии Вооруженных Сил?

Каковы же возможные пути решения проблемы?

Во-первых, предоставить офицерам и членам их семей возможность получения религиозного (духовного) образования в период обучения или службы в военной академии или университете. Базой при этом служат высшее профессиональное образование офицера, т.е. программы военного училища, и образовательные программы Духовных школ Русской Православной Церкви.

Во-вторых, обеспечить священнослужителям, и в первую очередь тем, которые непосредственно окормляют воинов или планируются к пастырской деятельности в воинских коллективах, начальную военно-профессиональную подготовку с учетом современного состояния Вооруженных Сил и перспектив их развития.

При этом, если для офицеров духовное образование - дело сугубо добровольное, по их личному желанию, то для священнослужителей, и особенно будущих, знание основ военного дела в повседневном и духовном общении с воинами просто необходимо. Думается, что эти слова подтвердят присутствующие здесь отцы, за плечами которых лежит путь воинского служения Отечеству.

Что делать?

Организовать, подготовить и провести педагогический эксперимент по открытию духовного обучения военнослужащих, членов их семей и воинского обучения священнослужителей на базе военно-учебного заведения с использованием педагогического потенциала духовной школы и вуза.

Необходимо пойти навстречу воинам, выразившим желание получить духовное или религиозное образование, и совместно с Учебным Комитетом, Отделом катехизации и религиозного образования подготовить и согласовать предложения об открытии учебных подразделений православных духовных школ (курсов, циклов, отделений или факультетов) при образовательных учреждениях Вооруженных Сил и правоохранительных учреждений. Пока, с учетом финансирования военно-учебных заведений, обучение проводить на условиях благотворительности и средства жертвователей.

Как сделать?

Получить разрешение Министра Обороны России и благословение Святейшего Патриарха Алексия на разработку и проведение эксперимента, создать рабочую группу из представителей органов управления военным образованием и Учебного комитета Русской Православной Церкви, Синодальных Отделов и военно-учебных заведений, разработать необходимые документы для обучения воинов и священников.

После завершения педагогического эксперимента (или по решению сторон - в ходе него) разработать, согласовать и представить совместные предложения по решению обозначенных проблемных вопросов.

Кому сделать?

Всем нам, воинам и священникам, кому не безразлична история России, кого тревожит ее современное духовное состояние и кто верит в возрождение Отечества.

Реализация различных форм и программ духовного образования и просвещения офицеров, воинского обучения пастырей Церкви позволит укрепить духовное единство воинов и священнослужителей, научит воинов, как относиться к себе, старшим и младшим, сослуживцам.

Воин будет жить духовно-нравственными традициями наших православных предков, будет нести воинское служение в лоне Православной Церкви и сонма ее святых.

Патриотизм в деле защиты Отечества вновь достигнет былой, высокой, как у наших предков, степени готовности "жизнь положить за други своя". Воин будет знать и сердцем принимать слова Господа нашего Иисуса Христа: " Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих " (Ин. 15.13).

http://www.pobeda.ru/duhovenstvo/chtenia/rch2006l_7.html



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме