Любить Иуду?

(Часть первая)

0
118
Время на чтение 5 минут

1.

Как сообщили на днях СМИ, Ватикан предпринимает попытки пересмотреть отношение к Иуде Искариоту. Кампанию по "реабилитации" возглавил глава папского комитета по исторической науке кардинал Вальтер Брандмюллер, а помогать ему будет католический писатель и журналист Витторио Мессори, сотрудничавший в свое время с Иоанном-Павлом II и с Бенедиктом XVI.

В интервью итальянской газете "La Stampa", Мессори пояснил, что пересмотр отношения к Иуде "решит проблему видимого отсутствия сострадания Христа по отношению к одному из своих ближайших учеников". Он также сослался на существующую в католической традиции легенду, по которой Иуда был прощен и отправлен Христом для покаяния в пустыню.

Вальтер Брандмюллер в свою очередь намерен акцентировать внимание на том, что предательство Иуды - это часть божественного плана, направленного на спасение человечества через смерть и воскресение Сына Божьего. Он, как сообщается, заявил ученым Папского Комитета, что пришло время "перечитать", переосмыслить историю Иуды.

По-видимому, главная причина этих шагов в желании Ватикана улучшить отношение с иудеями. Именно это новый Папа провозгласил приоритетом своего понтификата.

Кроме того, компанию связывают с необходимостью подготовить паству к готовящейся публикации так называемого "Евангелия от Иуды", недавно найденного текста, датируемого III-IV веком, написанного на коптском диалекте и имеющего, вероятно, гностический характер и происхождение. Слухи вокруг так называемого "евангелия" усиленно нагнетаются, а криптоглоги, трудящиеся над его расшифровкой где-то в Швейцарии (местоположение лаборатории скрывается) намерены преподнести "подарок" христианам в виде публикации апокрифа к католической Пасхе 2006 года.

В принципе, ничего нового, а тем более сенсационного во всем этом нет. Попытки реабилитации Иуды предпринимались не раз, особенно за последнее столетие. Достаточно вспомнить "Иуду Искариота" Леонида Андреева или "Три версии предательства Иуды" Борхеса. Причем, нужно сказать, что в этих версиях, при всех их натяжках и духовном провинцианализме, присутствовала несомненно верная тема предопределения.

Существуют также вполне здравые богословские мнения на этот счет. Например то, что Иуда, будучи прежде всего иудейским патриотом, ожидал от Христа, что Он провозгласит себя царем Израиля и свергнет ненавистное римское иго. Когда же понял, что этого не произойдет, решил спровоцировать Учителя на Его выступление, предав его.

В такой версии нет ничего неправославного, она многое объясняет в поведении Иуды и не противоречит Евангелиям.

Но главное, она не подвергает сомнению глубинную онтологическую правду Евангельского рассказа и святоотеческого предания. Был ли Иуда элементарно жаден или же ради "блага народа" шел "на муки", - ни отвратительности его поступка, ни его глубинных мотивов это не меняет и не отменяет. Так или иначе, в Иуде прежде всего победил эгоизм, желание царства для себя и в этом мире. Человеческое, слишком человеческое, как сказал бы Ницше.

Справедливо, что и в других учениках Христа преобладали эти мотивы в их бесконечных спорах о том, кто из них больше и кому по какую руку сидеть в царстве Христа, но только Иуде пришла в голову мысль и закралось в сердце желание предать Учителя.

Можно сказать, что в Иуде лишь достигла предела и наиболее ярко проявилась основная идея Иудаизма, как идеологии - патриотизма беспредельно жадного, всепобеждающего желания власти только для себя.

Потому, как бы ни были наивны иные трактовки поступка Иуды, продавшего Учителя за тридцать сребренников, они в корне верны, как верны запечатленные в сознании всего человечества образ Иуды и оценка его поступка.

Ничего не меняет здесь и предопределение. Безусловно, Христос шел пострадать за Человека, и поступок Иуды был предрешен ("Не вы меня избрали, а Я вас избрал")(Ин, 15, 16). Но предрешен не потому, что Христос послал ученика на этот "подвиг", а в силу естественной (вернее, испорченной грехом) человеческой природы.

Сатана, подступив к Христу "не нашел части" в Нем и, выполняя свою извечную смертную работу, стал искать части в ближайшем окружении Христа, подступая то к одному из Его учеников, то к другому.

Таким слабым звеном оказался Иуда, через которого и "вошел сатана" в их сакральный круг. Следующие слова Спасителя не оставляют сомнения в добровольном решении Иуды:

"Впрочем Сын Человеческий идет по предназначению; но горе тому человеку, которым Он предается".(Лк. 22, 22).

И тут же, как сказано у евангелиста Луки: "Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться большим" (Лк. 22, 24). Здесь мы как будто видим этот последний приступ сатаны, "как лев ищущего кого поглотить". Здесь же Учитель говорит Петру, самонадеянно заявляющему: "Господи! С Тобою я готов в темницу и на смерть идти", "говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня" (Лк. 22, 33-34)

Но все же входит сатана через Иуду, о чем наиболее ясно и глубоко говорит евангелист Иоанн, которому, согласно Преданию, и сказал Иисус, указывая на предателя: "Тот, которому Я обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту" (Ин, 13, 26). И после сего куска, как говорит евангелист Иоанн "вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее".

Кусок, поданный Христом и слова, сказанные Им, были, конечно, не знаком Иуде идти на "тайное задание" (эта версия - следствие того, что на языке психиатров называется паранойей, а в быту - шпиономанией), а разрешением сатане, который остается рабом и не может действовать, если Бог ему не позволит. Позволяет же Он потому, что безмерно уважает человеческую свободу и свободный выбор всякого человеческого духа.

Именно это и свершалось теперь в душе Иуды. Подавая кусок, Христос протягивал ему руку помощи в его духовной брани и подавал ему оружие - Свое Святое Тело (ведь это была первая Евхаристия!). И с этим-то куском "вошел в него сатана", как просто пишет Евангелист.

Все символично в этом мгновении, о котором в нескольких скупых словах сообщает Иоанн. И простодушные мысли других учеников: "А как у Иуды был ящик, то некоторые думали, что Иисус говорит ему: "купи, что нам нужно к празднику" или чтобы дал чего-нибудь нищим"(Ин, 13, 39); и то, как приняв кусок иуда уходит из этого мистического круга, освященного светом Христа во внешний холод и ночь; и следующие за этим слова Христа: "Когда он вышел. Иисус сказал "ныне прославился Сын Человеческий и Бог прославился в нем" (Ин, 13, 31).

Этими словами Христос свидетельствовал о Своей победе, победе любви. В том числе и о побеже человеколюбия, преодолевающего самый грязный и отвратительный человеческий грех. В том же, что грех Иуды именно таков - ни у евангелистов, ни у тех, кто узнавал об этих событиях позднее - сомнения не вызывало. И называлось его деяние на всех языках и во все времена одинаково - предательство. Особенно красноречива была его форма:

"..и он подошел к Иисусу, чтобы поцеловать Его. Ибо он такой дал им знак: кого я поцелую, Тот и есть. Иисус же сказал ему: Иуда! Целованием ли предаешь Сына Человеческого?" (Лк. 22, 47-48).

Нигде и никогда во всей человеческой Истории не было с большей откровенностью запечатлено подобное деяние.

А с наибольшей в мировой литературе силой оно отразилось в этом (одном из последних и самых потрясающих, быть может) стихотворении Пушкина

Как с древа сорвался предатель ученик,
Диавол прилетел, к лицу его приник,
Дхнул жизнь в него, взвился с своей добычей смрадной
И бросил труп живой в гортань геены гладной...
Там бесы, радуясь и плеща, на рога
Приняли с хохотом всемирного врага
И шумно понесли к проклятому владыке,
И сатана, привстав, с веселием на лике
Лобзанием своим насквозь прожёг уста,
В предательскую ночь лобзавшие Христа.

http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=1557
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Можегов
«Эта война — за власть над миром»
О переводе британской экономики на военные рельсы для помощи Украине
25.04.2024
«Все говорят Кант, Кант». Хороший немец, плохой русский
Он узаконил грабёж тысячелетия
24.04.2024
Эпоха Возрождения как политический проект
Смена христианской парадигмы мира парадигмой иной, нехристианской
18.04.2024
Ещё раз о теракте в Крокусе и его акторах
У нашей дипломатии нет внятного языка для осмысливания реальности
09.04.2024
«Мы говорим Украина - подразумеваем неоконы…»
Об основных причинах и целях теракта в «Крокусе»
27.03.2024
Все статьи Владимир Можегов
Последние комментарии
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 01:58
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 00:55
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44
Потерянное время
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 21:45