Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Письма свт. Василия Великого. О нестяжательности

Святитель  Василий  Великий, Православие.Ru

16.01.2006

К Амфилохию

О нестяжательности,
против частной благотворительности
и безрассудной жалости

Святитель Василий Великий
Святитель Василий Великий
...Подобно собирающимся пуститься в море, сижу сам с собою, глядя в будущее. Ибо мореходцам для благополучного плавания нужны ветры, а нам нужен человек, который бы руководил и безопасно переправил нас по соленым волнам жизни. Собственно для меня, как рассуждаю, нужны, во-первых, узда для юности и потом побуждения на поприще благочестия. А это может доставить такой разум, который то удерживает, что во мне есть бесчинного, то возбуждает, что в душе есть медлительного. Еще нужны мне и другие пособия, чтобы смывать с себя нечистоты, в какие вдаюсь по привычке. Ибо мы, как знаем, с давнего времени привыкли к торжищу, не бережливы на слова и неосторожно обращаемся с представлениями, какие в ум влагает лукавый, поддаемся честолюбию и нелегко оставляем высокие о себе мысли. Для этого, как рассуждаю, надобен мне великий и опытный учитель. Сверх того, и очистить душевное око, чтобы, сняв, подобно какому-то гною, всякое омрачение, производимое невежеством, мог я взирать на красоту Божией славы, - почитаю делом, стоящим немалого труда и приносящим немаловажную пользу.

[...] Один путь ведет к Господу. И все, которые идут к Нему, сопутствуют друг другу и соблюдают одно условие жизни. Поэтому куда же мне уйти так, чтобы можно было разлучиться с тобою и не вместе жить, не вместе работать Богу, к Которому сообща мы прибегли? Хотя тела наши будут разделены местом, но око Божие, без сомнения, увидит обоих нас вместе, если только и моя жизнь достойна того, чтобы взирали на нее очи Божий, ибо читал я где-то в Псалмах, что очи Господни обращены на праведников (Пс.33,16).

[...] Если же сказать кратко, то в рассуждение нестяжательности назначил он ту меру, что каждый должен ограничиваться в приобретении собственности последним хитоном. И представил мне доказательства из Евангелия: одно из слов Иоанна Крестителя: у кого две одежды, тот дай неимущему (Лк.3,11), другое - из запрещения Господня ученикам иметь две ризы (см.: Мф.10,10). А к этому присовокупил еще: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим (Мф.19,21). Говорил также, что сюда относится и притча о бисере, потому что купец, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее (Мф.13,46). Присовокупил же к сему, что не на себя должно брать раздаяние имения, но поручать тому, на кого возложено распоряжаться делами

бедных. И сие подтвердил местом из Деяний, что продавая имения свои и принося, полагали к ногам Апостолов, и ими каждому давалось, в чем кто имел нужду (Деян.4,35). Ибо, говорил он, нужна опытность, чтобы различить истинно нуждающегося и просящего по стяжательности. И кто дает угнетенному бедностью, тот дает Господу и от Него получит награду; а кто ссужает всякого мимоходящего, тот бросает псу, который докучает своею безотвязностью, но не возбуждает жалости своей нищетою.

А того, как надобно нам проводить каждый день жизни, не много коснулся словом и не так, как требовала важность предмета. Впрочем, желал бы я, чтобы поучился ты у него самого, потому что неблагоразумно было бы мне портить точность его уроков, но желательно было бы мне быть у него вместе с тобою, чтобы ты и сказанное удержал в памяти вполне, и своим разумением доискался до прочего. Ибо из многого мною сказанного помню то, что учение о том, как надобно жить христианину, не столько требует словесного наставления, сколько ежедневного примера, и знаю, что, если бы не удерживали тебя эти узы - услуживать отцовой старости, то и сам ты не предпочел бы ничего другого свиданию с епископом, и мне не стал бы советовать, чтобы, оставив его, скитался я по пустыне. Потому что пещеры и утесы еще подождут нас, а польза, доставляемая сими мужами, не всегда бывает при нас. Поэтому, если дашь место моему совету, то настроишь отца, чтобы дозволил тебе оставить его ненадолго и свидеться с человеком, который много знает и из опыта других, и по собственному разумению и способен передать сие тем, кто придет к нему.

373г.


К Асхолию, епископу Фессалийскому

Об общении в вере

Прекрасно ты сделал и по закону духовной любви, начав переписку со мной и добрым примером возбудив и меня к подобной ревности. Ибо мирской дружбе нужны глаза и свидание, потому что сим полагается начало к привычке, умеющие же любить духовно не прибегают к плоти для снискания дружбы, но общением веры приводятся к духовному союзу [...]

576г.

К Сорану

О церковных молитвах

А забыть тебя в молитвах невозможно, разве забуду скорее дело свое, на которое поставил меня Господь. Ибо, будучи верен благодати Божией, конечно, помнишь церковные возглашения, помнишь, что молимся о братьях, находящихся в отшествии. Совершаем также молитвы в Святой Церкви о включенных в воинские списки, об исповедующих с дерзновением имя Господне и о показавших духовные плоды, а без сомнения, в числе многих из них или и наряду со всеми, как думаю, включается и твоя досточестность. Да и собственно о тебе как могу забыть, имея перед собой так много побуждающих к напоминанию, такую сестру, таких племянников, родство столько доброе, так меня любящее, дом, домашних друзей, по которым, и не хотя, вспомнишь о добром твоем изволении?

А в рассуждении дела сего брат этот не сделал мне ничего оскорбительного, и мною не произнесено никакого решения, вредного ему. Поэтому неудовольствие свое обрати на пересказавших ложно, освободив от всякого упрека хорепископа и меня. Если же этот досужий человек заводит для упражнения тяжбу, то есть народные судилища и законы. Посему прошу вас нимало на сие не жаловаться, а ты, что ни делаешь доброго, сам себе собираешь сокровище и какое упокоение доставляешь гонимым за имя Господне, такое же и себе уготовляешь в день мздовоздаяния. Хорошо же сделаешь, если перешлешь в отечество и останки мучеников, ежели только, как писал ко мне, тамошнее гонение и ныне творит мучеников Господу.

373г.

http://www.pravoslavie.ru/put/060114110127



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме