"Мы имеем полное право на сохранение своих образовательных традиций..."

0
107
Время на чтение 6 минут
Пресс-служба Московской Патриархии публикует интервью Управляющего делами Московской Патриархии митрополита Калужского и Боровского Климента. Основной темой интервью стали вопросы духовного образования. Рассуждая о причнах накопившихся в этой сфере проблем, владыка намечает некоторые пути их решения.

- Владыка, один из вопросов, рассмотренных на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 27 декабря 2005 года, касался хода реформы, которая проводится сейчас в Духовных школах нашей Церкви. Не могли бы Вы прокомментировать этот сюжет?

- На протяжении последних 15 лет наше общество живет в условиях, радикально отличающихся от тех, в которых приходилось существовать в советскую эпоху. За эти годы произошли огромные изменения в политической, экономической и социальной жизни нашей страны. Церковь ныне не стеснена диктатом власти и не имеет былых препятствий к осуществлению своей миссии в мире. Перед ней открылись новые возможности, для реализации которых необходимо совершенствовать методы и формы практической деятельности.

Открытие новых храмов, монастырей и подворий требует подготовки кандидатов в духовный сан, имеющих необходимый уровень образования. Поэтому в минувшие годы было открыто значительное количество Духовных учебных заведений: училищ, курсов, институтов, семинарий, академий. Постановлением Архиерейского собора 1994 года семинариям придан статус высших учебных заведений и определен курс обучения в них сроком в пять лет.

При этом мы пришли к ясному пониманию того факта, что духовное образование обладает своими особенностями, отличающими его от светской системы просвещения. Конечно, современный священнослужитель должен быть широко образованным и по-настоящему культурным человеком. Но мы, однако, не имеем права забывать, что духовная школа не просто дает знания - она призвана послужить главной цели человеческой жизни. А цель эта для любого христианина одна - спасение. Пастырь должен вести людей по пути спасения во Христе, и смысл существования духовных школ состоит именно в том, чтобы подготовить будущего священнослужителя к этому в высшей степени ответственному и жертвенному служению. Как идти ко спасению и как помочь обрести Христову истину в условиях современного общества - вот основная задача чему должны научить семинарии поступающих в нее молодых людей.

Между тем интенсивное развитие образовательной структуры Церкви в последние годы выявило уязвимые стороны деятельности современных духовных школ. К примеру, во многих семинариях недостаток опытных, обладающих высокой квалификацией преподавателей привел к зависимости учебных планов от местных условий и есть случаи, когда богословские дисциплины преподают люди, не имеющие законченного богословского образования. Да, это могут быть эрудированные и образованные люди, но у них светское образование, и его недостаточно для преподавания в духовных школах.

Кроме того, у нас нет базового документа, определяющего цели и задачи духовного учебного заведения, и отсутствуют единые образовательные стандарты для духовных школ. А без этих нормативных документов невозможно правильно организовать учебный процесс.

Это обстоятельство и привело к необходимости всестороннего взвешенного анализа и выработки унифицированных форм и методов церковного образования.

- Как известно, в течение последних полутора лет работала созданная по указу Святейшего Патриарха комиссия, анализировавшая проводимые в духовных школах реформы. Каковы результаты ее деятельности?

- Данная комиссия как раз и была создана для решения накопившихся проблем. В ее состав вошли ректоры семинарий, академий, представители профессорско-преподавательской корпорации.

Задачи комиссии состояли, в частности, в изучении опыта различных духовных семинарий по переходу на пятилетнее обучение с последующим предоставлением Священному Синоду объективной и полной информации о состоянии образовательного процесса в учебных заведениях Русской Церкви - для того, чтобы можно было дать оценку результатам проведенных преобразований.

За время работы Комиссии ее члены посетили более полутора десятка церковных образовательных учреждений. Итогом ее деятельности стал проект Образовательной концепции Русской Православной Церкви, в котором были изложены цели и задачи, стоящие перед духовными школами на современном этапе. В соответствии с ними разрабатывались и проекты образовательных стандартов. Все эти документы были представлены на заседание Священного Синода. Предложенные Комиссией стандарты духовного образования после обсуждения и корректирования должны стать той нормой, в соответствии с которой будет осуществляться преподавание во всех богословских учебных заведениях нашей Церкви.

- Не проще ли было взять за основу дореволюционную систему образования, сформированную трудами опытных администраторов и преподавателей?

- Мы, безусловно, не отвергаем опыта дореволюционных школ. Но считаем необходимым, чтобы наши семинарии и академии готовили пастырей для XXI-го, а не для XIX века, когда основным показателем образованности считалось знание древних языков, изучение которых занимало значительное место в образовательном процессе.

Служение пастыря в эпоху глобализации в поликультурном и многополярном мире требует иной подготовки. И сами прихожане XXI века значительно отличаются от прихожан века XIX-го.

Перед людьми, живущими в современном обществе, часто встают такие вопросы, с которыми не приходилось сталкиваться людям позапрошлого столетия. Проблемы биоэтики, глобализации, прозелитической экспансии инославия стали, к сожалению, частью жизни сегодняшнего общества. И пастыри, которых мы сейчас готовим в наших духовных заведениях, должны уметь дать правильные ответы на вызовы времени, - ответы, выдержанные в духе Евангельской истины и святоотеческой традиции.

- А можно ли воспользоваться опытом духовных школ советского периода?

- Несмотря на почти двадцатилетний перерыв в деятельности духовных школ (с 1928-го по 1945 год), такие преданные Церкви люди, как митрополит Григорий (Чуков), профессора Алексей Иванович Георгиевский, протоиерей Александр Ветелев и др., в условиях тотальной несвободы смогли воссоздать православное духовное образование, преодолев при этом "западное пленение" русского богословия Синодального периода. Эти сильные духом люди восстановили авторитет русского церковного просвещения и отечественного богословия.

Они стремились созидать жизнь и учебу в духовных школах в соответствии с идеями святителей Феофана Затворника и Игнатия Брянчанинова, которые неизменно настаивали на фундаментальном значении святоотеческого наследия для православного богословия и церковного образования. Учитывая накопленный за советскую эпоху опыт, комиссия отнюдь не стремилась к абсолютному демонтажу всей прежней системы богословского образования, видя своей задачей бережное сохранение и творческое осмысление накопленного опыта.

- Каким в свете проводимых преобразований видится Вам участие в Болонском процессе светских и духовных школ нашей Церкви?

- Болонский процесс - явление крайне сложное и неоднозначное. Однако общую положительную динамику здесь вряд ли возможно отрицать. Тем не менее наша светская система образования в силу ряда объективных причин пока не может в полной мере в него включиться. А об участии в этом процессе духовных школ можно будет говорить не ранее того момента, когда в соответствие с Болонской системой будет приведено российское светское образование. Только при этих условиях вопрос о ценности этой системы для наших семинарий и академий станет актуальным.

- Как решается вопрос аккредитации духовных заведений?

- Для получения духовными заведениями государственной аккредитации необходимо предоставить им право проведения образовательной деятельности по государственным стандартам. Сейчас этого нету и Святейший Патриарх поставил вопрос перед светской властью, чтобы было изменено законодательство, и такое право было бы предоставлено. В этом случае после принятия соответствующих поправок в государственном законодательстве наши духовные школы смогут проводить образовательную деятельность по соответствующим стандартам без отказа от своего религиозного статуса. Духовные школы Русской Православной Церкви существуют более трехсот лет, дольше, чем светская система образования в нашей стране. Мы имеем полное право на сохранение своих образовательных традиций. Признание возможности государственной аккредитации духовных школ даст нам возможность двигаться к государственному признанию стандарта православного богословия, учитывающего многовековые традиции и опыт наших учебных заведений. Действующий ныне стандарт теологии не в полной мере отвечает нашим потребностям. Мы должны готовить духовных пастырей, которые смогут отвечать на духовные запросы народа, а не теологов.

- Чем же духовные школы не устраивает ныне существующий и имеющий государственный статус стандарт по специальности "Теология"?

- Стандарт теологии по сути своей не богословский, а светский, гуманитарный. Он перегружен целым комплексом предметов, не позволяющих обеспечить преподавание собственно богословских дисциплин в достаточном объеме и на должном высоком уровне. Необходимо учитывать, что мы готовим богословски образованных, квалифицированных кандидатов в священство, а не "гуманитариев широкого профиля". Подобный перекос в начале XX века привел к печальным последствиям, и сегодня нам всем необходимо об этом помнить.

http://www.patriarchia.ru/db/text/76651.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин)
«В русской литературе много шедевров…»
Беседа с Председателем Издательского совета Русской Православной Церкви
15.03.2023
Калужская духовная семинария приглашает абитуриентов
Беседа с митрополитом Калужским и Боровским
26.06.2022
«При определении жизненного пути важно проявлять рассудительность»
Митрополит Калужский и Боровский Климент о выборе молодыми людьми жизненного пути
04.05.2022
Подростки — самые требовательные читатели
О Премии имени Сергея Тимофеевича Аксакова
16.09.2021
Книга — один из способов поговорить с ребенком
Пока у родителей есть надежда выстроить диалог с детьми, обсудить с подростками вопросы, столь важные для их дальнейшей жизни, нужно использовать такую возможность
02.08.2021
Все статьи Митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин)
Последние комментарии
В Америке не прекращается полемика по поводу Закона об антисемитизме
Новый комментарий от Александр Волков
07.05.2024 07:08
Кому и зачем понадобилась истерика вокруг Ивана Ильина
Новый комментарий от Константин В.
06.05.2024 16:20
Жизнь жительствует
Новый комментарий от Серега с Малой Бронной
06.05.2024 15:29
Привет от Евгения Пригожина
Новый комментарий от светлый
06.05.2024 14:03