Как митрополит священника поправил

Под Рождество принято рассказывать истории о том, как к попавшему в беду человеку приходит помощь. Помощь неожиданная, необычная и потому чудесная. Поскольку у нас сейчас время предрождественское, мы и поведаем одну такую историю.

Шли дни царствования императора Николая I. Тогда государь Николай Павлович был не вполне доволен тем, как идут у него внешние и внутренние дела. И говаривал, что лишь о церковном управлении ему много беспокоиться нечего, пока живы Филарет мудрый и Филарет благочестивый. Мудрым тогда называли митрополита Московского, много писавшего и строгого. Благочестивым именовали митрополита Киевского - доброго и милосердного. Оба святители были в свое время связаны с Петербургской духовной академией. Первый был ее ректором, а второй инспектором.

Трогательные страницы Филарету благочестивому посвятил в своих повествованиях Н. С. Лесков. Он рассказывал, каким запомнили "милого доброго дедусю" мальчишки, ученики-живописцы, лазившие в митрополичий сад за большими сочными грушами. Обаяние личности киевского владыки было громадно...

Летом киевские митрополиты жили за городом, на даче в Голосеевском лесу. Жил там и Филарет, обычно пешком совершавший длинные прогулки в скромном послушническом подряснике и порыжевшей скуфейке.

В одну из таких прогулок владыка забрел верст за 12 от густого чудного Голосеевского леса и встретил хохла, волы которого медленно везли кладь. Мужик, не молодой уже человек, плакал.

Филарет спросил крестьянина о причине горя и поздней, но, видимо, спешной поездки в город. Тот в бессвязных выражениях рассказал спутнику, что вчера потерял жену, с которой создал свое крестьянское благополучие, что покойница оставила ему семь душ детей мал мала меньше, что местный батюшка требует за похороны пять рублей, когда в хате нет и пяти копеек, что тело покойницы не позволяет внести в церковь и что он везет овес на продажу в Киев, откуда, дай Бог, поспеть вернуться завтра к утру.

Владыка не проронил ни слова. Он только спросил название села, из которого ехал плакавший, да имя его покойной жены.

Когда они оба дошли до Голосеевского леса, мужик медленно поплелся далее к Киеву, а митрополит ускорил шаг, быстро пришел на свою дачу, написал какую-то бумагу и отправил ее с келейником в Киев на имя кафедрального протоиерея.

На другой день чуть свет потянулась к Голосееву и дальше довольно необычная процессия.

На городских извозчиках, а то и просто на телегах ехали кафедральный протоиерей, два архимандрита, иеромонах, лаврский архидиакон, иеродиаконы и иподиаконы, певчие с регентом во главе. На последнем возу высилась "домовина" - гроб.

Владыка присоединился к процессии, но уже в карете.

В восемь часов утра кортеж прибыл в то село, где священник не хотел отпевать покойницу. Все население деревни было на полевых работах. Пономарь, увидев белый клобук митрополита, взбежал на колокольню и зазвонил во все колокола "встречу" владыке.

Потом, после облачения, процессия двинулась через все село к хате, где лежало тело покойницы. Отслужили литию, окропили святою водою гроб, переложили туда тело усопшей и торжественно при колокольном звоне понесли в церковь.

Небывалое на селе зрелище - прекрасный хор певчих, личное участие митрополита, торжественное богослужение поразили крестьян. Они знали, что батюшка отказался отпевать покойницу и впустить ее в храм, знали причину этого отказа и во всем происшествии видели чудо.

Еще не окончилось отпевание, когда на измученных волах вернулся муж покойницы. Описывать его чувства вряд ли есть необходимость...

Поздно окончились отпевание и погребение. Все устали, проголодались. Но крестьяне принесли много молока, яиц, "паляниц" - тонких хлебцев-лепешек. И на церковной ограде начались импровизированные незатейливые поминки.

Лаврский архидиакон высказал вполне основательную мысль, что у батюшки, наверное, найдутся и вишняк, и смородиновая, и сливяночка.

Филарет улыбнулся, впервые подозвав к себе провинившегося священника, преподал ему благословение и ласково сказал: "Загладь грех, угости братию и певчих, да смотри хорошенько".

Сам же, устав от жары, длинной службы и волнения, Филарет уехал к себе, отказавшись от трапезы. Перед отъездом он благословил сирот покойницы и подарил им тридцать пять рублей.

Лаврский архидиакон лично произвел ревизию съестных и питьевых запасов матушки. Их хватило на всю братию и певчих, потому что осенью готовились выдавать замуж одну из поповен.

Этим и ограничилось наказание корыстного батюшки.

http://www.spbvedomosti.ru.udns.incru.net/document/?id=10671&folder=225
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий