Роман без героя

0
113
Время на чтение 6 минут
- Отец Андрей, неужели вам удалось сказать о "Мастере и Маргарите" что-то новое? Представьте, пожалуйста, свою новую работу. Как она называется?

- Называется она "Мастер и Маргарита" - за Христа или против?" Думаю без ложной скромности, что подобной работы в православном булгаковедении еще не встречалось - хотя бы по объему привлекаемых источников. Сначала поясню, зачем я эту книгу писал. Роман Булгакова любим многими поколениями людей. Я сам ее очень любил в доцерковной своей жизни. Когда-то она заставляла людей задумываться о Боге, о христианской вере, о грехе, была для советского человека, если можно так выразиться, вступлением к Евангелию... Сегодня Евангелие стало доступно всем, и если человек ищет пути к Богу, он может просто открыть Библию, а не искать намеки на евангельские сюжеты в художественной литературе. Как это отразилось на читательской судьбе "Мастера и Маргариты"? Самым роковым образом: с каждым новым поколением булгаковский роман все меньше людей приводит к Богу, и все больше - к Воланду. Между тем именно сейчас эта книга широко тиражируется, и ее даже включили в школьную программу. И, однажды поняв это, я решил, что со стороны православного миссионера было бы преступно оставлять детей один на один с оккультной, сатанинской трактовкой романа.

- То есть вы присоединяетесь к тем, кто считает, что "Мастера и Маргариту" нужно категорически запретить?

- Вовсе нет. Я считаю, что эту книгу не только запрещать, но и из школьной программы убирать не стоит. Ее можно читать, экранизировать, изучать в классе, - но при одном условии: нужно твердо помнить, что в булгаковском романе нет положительного героя.

- Да, с точки зрения православного человека...

- Нет, не только православного. Так ли это важно, в конце концов, что думает о книге тот или иной ее читатель - вы, я, Вася Пупкин... Важно понять, как относился к своим героям сам автор. Так вот я доказываю, что сам Михаил Афанасьевич ни одного из своих героев положительным не считал. Доказать это легко, достаточно внимательнее вчитаться в описания тех или иных персонажей. О Маргарите, например, Булгаков пишет так: "Маргарита улыбнулась, оскалив зубы". Вы можете себе представить, чтобы у Пушкина Татьяна Ларина улыбалась, оскалив зубы? Или об Иешуа: "Иешуа заискивающе улыбнулся, шмыгнув носом". Понятно, что этот персонаж не был идеалом для Булгакова, раз он о нем так пишет. Итак, положительных героев в романе нет. Между тем, я считаю, что Булгаков писал религиозный роман...

- Может ли религиозный роман быть без положительного героя?

- Смотря какую цель ставит перед собой автор. В то время, когда Булгаков начал работу над романом, в советской идеологии широкое признание имела теория о том, что действительно был такой исторический персонаж Иисус Христос - добродушный бродячий проповедник, которого мифотворцы последующих веков превратили в божество. Булгаков в своем романе стремится довести эту идею до абсурда и более того: показать, что, оказывается, таким видит Христа сатана. Ведь недаром главы об Иешуа называют "Евангелием от Воланда". Таким образом, оказывается, что советского атеизма попросту не существует: советский атеизм есть не более, как тонкая, рафинированная форма сатанизма. К сожалению, пока роман шел к читателю, сменились поколения, и комсомольцы 70-х годов уже не понимали ни булгаковских намеков, ни евангельских параллелей этой книги, это и обусловило странную судьбу романа в наш время...

- Вы сказали, что "Мастер и Маргарита" сегодня уводит от Христа. Можно ли сказать, что сейчас существует художественная литература, приводящая ко Христу, - православная литература?

- Не могу назвать себя очень осведомленным в этой области... Но среди знакомой мне литературы могу назвать православной только одну книгу: недавно прочитанную мной повесть Валентина Распутина "Мать Ивана, дочь Ивана". Это то самое произведение, которого мне так не хватало!.. Я долго ждал, когда же наконец советские писатели-классики (то есть те, кого в свое время назвали деревенщиками) облекут в художественную, а не в публицистическую форму трагедию России 90-х годов, и сделают это на том же высочайшем художественном уровне, на котором они держались в советское время. Повесть Валентина Распутина - первое такое произведение.

- А вы не считаете, что книга Распутина все же чересчур публицистична, что это просто расширенная листовка в духе народовольческих прокламаций "К топору зовите Русь"?

- Что ж тут ответить... Я и сам слишком публицист, а поэтому считаю, что если это листовка, то высочайшего художественного качества и правильного, своевременного содержания.

- Если говорить о своевременном содержании... Скажите, отец Андрей, вы действительно считаете, что русский рок несет в себе современное содержание, что он не устарел, не остался в 80-х годах? Зачем Церкви внедряться в рок-среду, - ведь, на мой взгляд, это все равно, что подбирать чьи-то обноски... Молодежь можно привлечь к себе только чем-то принципиально новым...

- Для начала давайте будем поаккуратнее со словом "Церковь". Мне самому еще не вполне понятно, в какой степени проповедь среди рокеров - это наш личный проект, и в какой степени - это вхождение Церкви (в нашем лице) в молодежную среду... Но в минувшем октябре, выступив с проповедью на очередном концерте (кстати, у вас, в Петербурге), я встретился с митрополитом Климентом и повинился: "Владыка, опять я согрешил: проповедовал рокерам!" Реакция владыки меня поразила: "А что в этом плохого? Мы же сами записали в решениях Архиерейского собора, что надлежит активнее использовать формы молодежной культуры во внебогослужебной проповеди". Здесь я удивился скорости перемен, и даже немного насторожился, ведь, как известно, "есть у революции начало, нет у революции конца!" Далее. Когда мне говорят, что рок это нехорошо, я спрашиваю: "А попса чем же лучше?" К сожалению, современный мир учит разбираться даже в оттенках грязи: приходится выбирать между большим и меньшим злом. И чем больше я наблюдаю за роком, с одной стороны, и попсой - с другой, тем больше понимаю, что выбор был сделан правильно. Простите, когда на пышных попсовых концертах звучат песенки в стиле: "У меня мурашки от моей Наташки", - то просто волосы дыбом! Как тут ругать рок?

- Не надо его ругать, нужно просто признать, что он - отжившее явление, и масса за ним уже не идет.

- Вспомните, что рок по стихии своей - это музыка протеста, и русский рок всегда был протестом против господствующего атеизма и цинизма, против той мафии, которая зарождалась при советской власти, но во всей красе расцвела уже в 90-е годы в лице Чубайса и Гайдара. Недавно я участвовал в теледискуссии по поводу новогоднего телеэфира: НТВ поставило эксперимент и новогоднюю программу составило целиком из выступлений рок-музыкантов. Их за это клевали: мол, такая музыка - не новогодний формат, но продюсер НТВ сказал продюсеру первого канала достаточно жесткую вещь: "Мы же прекрасно понимаем, какая и кем перед вами ставится задача. Она заключается в том, чтобы народы а) паслись; б) молча". Так вот, рок сегодня возвращается в свою естественную нишу: снова у людей появляется ощущение несвободы и снова появляется потребность в протесте. Рок снова будет востребован. Это современное искусство.

- И еще о современности. Впечатление таково, что мы сейчас вступаем в эпоху великих природных катаклизмов: вспомним катастрофу в Таиланде, в Новом Орлеане. Хотелось бы услышать от кого-то духовную оценку этих событий... Мне пришлось говорить на эту тему с некоторыми батюшками, - все они вспоминают башню Силоамскую... Может быть, вы скажете что-то иное?

- Нет, я тоже, конечно, вспомню Силоамскую башню... Я не буду оригинален - не хочу быть оригинальным. Если есть слова Господа, зачем я буду придумывать что-то свое? "Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам; но если не покаетесь, все так же погибнете". (Лк. 13, 4-5). Мне эти слова очень помогли: вскоре после Таиландской трагедии меня позвали в очередной телеэфир, и там ведущая - довольно агрессивная дама - все время цитировала каких-то англиканских священников, утверждавших, что это Господь за грехи наши наказывает нас... И меня она явно подталкивала к этом выводу. Было такое ощущение, что затевается какая-то провокация: если сейчас и православные скажут, что Господь покарал нас за грехи, то потом это будет обыграно, как некий христианский каннибализм. И поэтому я упирался как мог: "Я не верю в такого бога, который за мои грехи будет наказывать таиландцев. Я считаю, что в этом смысле Господа можно сравнить с иглорефлексотерапевтом: Он действует уколами, и знает, когда и на какие центры нужно надавить. Он не станет для вразумления европейцев наказывать 100 тыс. азиатов. Они погибли за свои грехи, но я не думаю, что у нас есть право говорить о грехах погибших. Это с нашей стороны будет просто свинство: люди погибли, искалечены, пережили страшную трагедию, а мы вслед им улюлюкаем и говорим: "У, какие грешники!.. У, какие нехорошие!" Мне думается, что перед лицом такой трагедии лучше избегать прямолинейных религиозных интерпретаций. Обычно в таких случаях я вспоминаю одну замечательную песню... Один батюшка некогда спел мне ее под гитару... Там были такие строчки: "Уходят люди - каждый в свой черед. Всей жизни суть в простом вопросе этом: кого Господь к ответу призовет, кого утешит Сам Своим ответом". Если у нас - уже по ту сторону встречи с Богом, уже по ту сторону Божьего суда - будет право спрашивать Его, тогда мы спросим: - Господи, почему? Объясни?

Вопросы задавал Алексей БАКУЛИН

http://www.piter.orthodoxy.ru/pspb/n168/ta015.htm
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протодиакон Андрей Кураев
Все статьи Протодиакон Андрей Кураев
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Александр Волков
19.04.2024 10:41
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:11