itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Храм - с молотка

0
177
Время на чтение 5 минут
"Я не считаю себя глубоко верующим человеком, но факт продажи храма Петра и Павла потряс меня до глубины души. Воистину мы не ведаем, что творим. Где предел цинизму? У современной российской буржуазии один бог - деньги", - пишет камбаряк А. Широков.

То, что всё теперь продаётся и перепродаётся, ни для кого не новость. Но вот церквями наша новоявленная российская буржуазия ещё не торговала. Дожили и до этого. Здание закрытого в 30-е годы Петропавловского православного храма, что в городе Камбарке, было в октябре выставлено на торги и продано за 408 тысяч рублей. А через неделю новый владелец начал предлагать его за сумму, намного превышающую первоначальную.

Камбарка - людный городок, а на все верующее православное население - один тесный деревянный молельный дом, где во время службы набивается так много народу, что люди падают в обморок от духоты. О том, что нужен еще один храм, прихожане говорят и пишут с начала 90-х годов, как раз с того времени, как вышли распоряжение и указ Президента России о возвращении церковных зданий бывшим владельцам. Писали они и в нашу газету. При этом камбаряки имели в виду конкретный адрес - бывшую Петропавловскую церковь.

Храм этот освящен 17 сентября 1889 года и построен на пожертвования местного купца Гаврилы Степановича Кондюрина. В 1933 году, когда начались массовые гонения на религию, Петропавловская церковь была закрыта и превращена в клуб. Снесены купол и колокольня. В 1941 году руководство Камбарского завода попросило районную власть передать здание под компрессорную, что и было сделано. В 2003 году, в связи с готовящимся юбилеем завода, тогдашний генеральный директор Юрий Харитонович Кертанов решил сделать горожанам подарок и принял совместно с владельцами завода решение продать это здание по скромной цене районной администрации с последующей передачей Ижевской и Удмуртской епархии РПЦ. Все оборудование с территории было вывезено, и процесс начался.

Был организован приход, назначен священник отец Алексий. По инициативе районного отделения Общества русской культуры во главе с Борисом Николаевичем Панкратовым начался сбор денег. Местная пресса освещала и поддерживала акцию. Но вдруг завод оказался банкротом, руководство сменилось. Был назначен внешний управляющий. Передать здание в собственность муниципалитета не успели, а все непрофильные активы с разрешения совета кредиторов должны были выставляться на продажу. Решение это вынес внешний управляющий москвич В.В. Клименко. В этих условиях глава администрации района Георгий Васильевич Кислов вел переговоры почти год. С собственниками, исполнительным директором. Они не отказывали - говорили, продадим для благого дела. В апреле был создан попечительский совет по восстановлению церкви, возглавил который камбарский предприниматель Геннадий Михайлович Селезнев. А тем временем на здание церкви был наложен арест. Кислов вызвал главу камбарских приставов Денисова и попросил: сними арест, а мы его выкупим, пока завод соглашается. Но оказалось, что это уже невозможно. Подтвердил это и руководитель республиканской службы судебных приставов. Поздно.

В середине октября в Камбарке состоялись эти злосчастные торги. Покупателей оказалось четверо: двое от администрации Камбарского района и двое ижевчан. Ставки поползли вверх. Представители администрации попытались уговорить ижевских конкурентов уйти с дороги для святой цели, но встретили отказ: "У нас - коммерческий интерес". В результате стоимость от 16 тысяч поднялась до 408 тысяч рублей. Аукцион выиграл ижевский предприниматель А.Ю. Вилков. Зачем ему это здание? Он - торговец недвижимостью. Правда, Вилков опубликовал в местной газете объявление о том, что собирается реконструировать строение и передать его под церковь, для чего просит граждан выслать ему старые фото. Но сам начал искать клиентов для перепродажи купленной собственности.

Для населения это стало ударом. Никто не ожидал такого развития событий. Собралась сессия местного районного Совета, и этот вопрос обсуждали. Верующие подали заявку на проведение митинга на фоне сессии, но запозднились по срокам, и их представителей пригласили поучаствовать в заседании сессии.

Из Камбарки ушли письма президентам России и Удмуртии. На них - больше пятисот подписей. "Люди ждут ответа, а отвечать трудно, - говорит заместитель начальника отдела по взаимодействию с общественными объединениями Управления по внутренней политике администрации президента и правительства УР Сергей Игоревич Ильинский. - На первый взгляд, все действия были законными, и опротестовать их теперь будет сложно. Можно ли упрекать предпринимателя Вилкова? Он все сделал по правилам, принял участие в аукционе и выиграл его, предложив наибольшую сумму. Если и можно обвинить, то с точки зрения христианской нравственности. Но вряд ли он человек верующий, иначе выкупил бы храм и передал церкви". (Телефон Вилкова сейчас отключен, и редакции не удалось задать ему вопросы.)

Продажа церкви. Ситуация неприятная, но достаточно показательная. Вот реальное лицо рыночной экономики, освобожденной от морали. В своих письмах верующие камбаряки пишут: церковь - наше духовное наследие, она очень важна для народа, и в первую очередь для молодежи. Иначе с чем мы останемся? С пепси, джинсами и мобилами? "Я не считаю себя глубоко верующим человеком, но факт продажи храма Петра и Павла потряс меня до глубины души. Воистину мы не ведаем, что творим. Где предел цинизму? У современной российской буржуазии один бог - деньги", - пишет камбаряк А. Широков. Однако предприниматель предпринимателю рознь. Так, руководство ОАО "Белкамнефть" построило в Ижевске храм Царственных мучеников, Рауфа Кустарникова в Уве возвела маленький, но очень изящный храм, сенатор от Удмуртии В.Г. Хорошавцев - роскошную церковь в Якшур-Бодье, сельский фермер А. Иванов преподнес храм жителям деревни Шадрино Сарапульского района. Есть и еще примеры. Все наши мечети реставрируются и возводятся на средства татарских предпринимателей.

С. Ильинский отмечает, что в основном все предприятия, которые занимали в советские годы здания прежних церквей, постепенно возвращают их. Особенно бурно этот процесс проходил в 90-е годы. На сегодняшний день непереданными остались чуть больше десяти храмов.

А на днях пришла новость. Вилков перепродал церковное здание ижевскому предпринимателю Ф.С. Камалтдиновой, по ее словам, за сумму в 1 миллион 700 тысяч рублей. Об этом она сообщила в беседе главе администрации Кислову. Администрация предложила ей выгодный обмен - первый этаж добротного здания в центре города под магазин, но она не согласилась. На этом все и застопорилось.

Да уж, камбаряки - мастера задавать трудноразрешимые задачи. Уже более десяти лет республика пытается развязать узел с Камбарским машзаводом. И вот снова проблема не из простых. Вопрос о передаче здания церкви своевременно не решили и потому, что органы местного самоуправления затянули с присвоением ему статуса памятника истории и культуры. А без этого на него не распространяется действие указа Президента России о запрете на продажу и возвращении прежним владельцам. Показательно, что частные и юридические лица Камбарки даже не пытались опротестовать приватизацию храма в судебном порядке, не обращались в районную прокуратуру - ни два с половиной года назад, когда ФГИК "Камбарский машзавод" был преобразован в ОАО, ни после октябрьских торгов. А может быть, стоит попробовать? Если же здесь не за что будет зацепиться, то останется договариваться с новыми владельцами. Ведь им для успешного ведения бизнеса нужна хорошая репутация. И как последний вариант - скинуться всем миром и выкупить храм. В республике немало богатых людей и предприятий, которые могут преподнести камбарским верующим такой бесценный дар. А купец Кондюрин там, на небесах, непременно благословит их.

http://www.pnp.ru/archive/18440145.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Нина Пузанова
Кержаки не любят чужаков
Фестиваль старообрядческой культуры в Удмуртии прошел в допетровских традициях
02.10.2006
Все статьи Нина Пузанова
Последние комментарии