Свобода невозможна без нравственной ответственности

0
160
Время на чтение 5 минут
На нашем поколении лежит огромная ответственность - как мы распорядимся свободой проповеди: как св. Иларион, обличавший "богословие дезертирства", или будем придумывать неубедительные отговорки, оправдывая собственную лень и превозносясь "над падшим миром"

Доклад на Рабочей группе
Конференции Европейских Церквей по правам человека

Тематика прав и свобод человека находится в центре внимания Русской Православной Церкви и православного сообщества. В настоящий момент готовится соборный документ Русской Церкви по вопросам прав человека. Высокопреосвященнейший митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл сформулировал повестку дня следующим образом:

"....Впрочем, отнюдь не случайно современные мировые тенденции так волнуют многих людей, включая православных христиан и представителей инославных конфессий. Нравственно нейтральные естественные процессы необходимо ясно отличать от стремления удержать или захватить власть, навязать людям ту или иную волю, приумножать благосостояние богатых за счет бедных. Подобные явления, нарастающие в мире, Церковь может и должна пророчески обличить. Вот лишь некоторые из таких явлений:

- навязывание секуляризма как единственного политического стандарта;

- настойчивые попытки вытеснить религию из общественной сферы;

- информационная, культурная и религиозная унификация, разрушающая самобытность народов и личностей;

- кризис народовластия, отдаление простых граждан не только от участия в принятии политических решений, но и от их понимания (яркий пример - попытка продвинуть более чем 250-страничный проект Европейской конституции);

- концентрация власти в руках никем не избранных и никому не подотчетных экономических, медиатических, юридических и бюрократических элит;

- опасность тотального контроля над частной жизнью человека, его мировоззрением и взглядами;

- повышение роли финансового сектора экономики, который становится самодовлеющим;

- расширение разрыва между богатыми и бедными странами, происходящее из-за эрозии реальной свободы рынка товаров и труда.

Был бы благодарен за добавление пунктов к этому списку. Полагаю, что каждое из подобных явлений могло бы получить критическую духовно-нравственную оценку в документе.

6. На мой взгляд, центральный вопрос заключается в следующем: как нам, православным христианам, в нынешнем сложном мире отстоять свое право жить по нашей вере и проповедовать ее? Мы должны дать ответ на все вышеперечисленные угрозы, мы должны научиться ясно видеть их, но одного этого мало. Церковь должна предложить программу действий. Так, мне думается, что документ может заявить об особой важности сегодня миссии Церкви как печальницы, ходатаицы за народ. Церковь именно сейчас может с особой силой защищать право человека и общества на духовную свободу, на свой образ жизни, на реализацию веры в общественном действии. Когда я говорю "Церковь", я, естественно, не имею в виду только духовенство и церковных работников. Речь должна идти обо всех наших мирянах, где бы они ни трудились. Вполне можно, например, поставить вопрос о гражданском контроле с их стороны за всеми действиями и процессами, несущими потенциальную опасность. Задатки такого гражданского контроля уже сегодня присутствуют в жизни России, Украины, ряда других стран.

7. Наконец, я бы дерзновенно предложил сформулировать нашу собственную идею для объединяющегося и взаимозависимого мира. Эта идея, на мой взгляд, есть традиционный универсализм. Для нас он носит христианский характер, многократно заявленный в Предании Церкви. В то же время сегодня он все больше вбирает в себя сотрудничество с верующими других традиционных религий. Такой универсализм - то есть общение в многообразии, свободное сотрудничество целостных общин, хранящих свои традиции и свой образ жизни, - может быть нашим ответом на вызов унификации и глобализма. Примет ли подобный ответ мир сей?"

Что же, как правило, говорится при обсуждении документа?

Обсуждаемая проблема личности, ее свободы и прав имеет источник именно в православной антропологии, из догмата о богосозданности и уникальности человеческой личности. Не было бы Церкви - не было бы такой тематики. Отрицание уникальности человеческой личности, рабство и т.д. - все это следствие нехристианства, язычества, антропологического дарвинизма.

Появление Всеобщей декларации прав человека как секулярно - гуманистического документа является, в том числе, следствием "богословия дезертирства", когда католический Запад стал отходить от святоотеческой традиции "каппадокийского синтеза". Святые отцы не боялись богословского дерзновения, поставили на службу Церкви, выражаясь словами известного православного богослова о. Андрея Кураева, приватизировали античную культуру, несмотря на то, что ее нравственные идеалы были зачастую противоположны нравственно-аскетическим христианским установкам.

Тогда христианская мысль ограничилась, в основном, охранительством (вспомним такого неордигнародного человека, как Жозеф де Местр), отдав собственную выстраданную тему личности, ее прав и ответственности, секулярным гуманистам. Это не значит, что христианская мысль молчала но, судя по плодам, по последствиям, она действительно утеряла инициативу.

2.Не последовало такого адекватного ответа и после.

Попытки были в православной России - у Хомякова ("Церковь одна" - работа, в которой он рассматривает соотношение личного, соборного и "общественного" в жизни и спасении личности, Церкви, народов; у митр. Антония (Храповицкого), в частности, в его работе "Нравственная идея основных церковных догматов"; у св. Иллариона (Троицкого), в его "Освободительное войне русского богословия"; и, конечно же, Достоевского, который обуславливал богоданную свободу человека нравственной ответственностью (если Бога нет, то все позволено, все за всех отвечают).

Особенно отметим, что проблематика личности и свободы логично вытекала у этих великих православных мыслителей в призыв к активному христианскому действию, к пророческому обличению "богословия дезертирства". Как актуально писал Св. Иларион: "нам не отсидеться за стенами наших школ и Духовных Академий". Пусть постыдятся те, кто критикует Кураева за безобидные с богословской точки зрения, но крайне необходимые с миссионерской, выступления на рок-концертах, ведь св. Иларион шел и проповедовал большевикам в Политехническом музее, и делал это, пока ему не заткнули рот.

На нашем поколении лежит огромная ответственность - как мы распорядимся свободой проповеди - как св. Иларион, или будем придумывать неубедительные отговорки, оправдывая собственную лень и превозносясь "над падшим миром".

"Богословие дезертирства" и "ересь аполитичности" стали бичом современной церковной жизни. Уклоняясь от политики, Православный народ сам лишает себя будущего. Вспомним, что без православного ответа остались фактический запрет на профессии в министерстве образования, когда разработчиков "Основ православной культуры" Любовь Гармаш и Леонида Гребнева, когда на Украине продолжают захватывать храмы, а на должность губернатора в Ровно назначают Василия Червония, организатора захватов православных храмов, когда священников и верующих избивали, применяли холодное оружие. Последний такой пример - попытки захвата Вознесенского храма в г. Острог Ровенской области в октябре 2005 года! Червоний не только не уволен, он назначает своим советником по религии представителя экстремистской националистической группы "Киевский патриархат", той самой, что осуществляет захваты. С прошлого года, когда я ставил вопросы и о запрете преподавания "Основ православной культуры" в России, и о свободе совести на Украине, ситуация ухудшилась. Теперь уже сам Блаженейший митрополит Владимир - глава Украинской Православной Церкви - обвиняет Ющенко в антицерковной политике. Поэтому я прошу Уважаемое Собрание выразить свою озабоченность ситуацией со свободой совести на Украине - вмешательством государства в церковную жизнь, захватами храмов, а также гонениями на добровольный предмет "Основы православной культуры" в России

Поэтому я заявляю: Союз православных граждан - правозащитная организация. В исконном смысле этого слова.

http://www.pravaya.ru/look/5965
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Кирилл Фролов
«Партия похабного мира» – партия пролития русской крови
К вопросу о новом пакете военной помощи США Украине
19.04.2024
О мифических надеждах на отрезвление Запада и православном будущем Китая
Почему запрет и объявление Эстонской Церкви Московского Патриархата террористической организацией реально?
16.04.2024
России нужна «православная иранизация»
Метафизика многовекторного мира и шабаш пособников терроризма в Швейцарии
12.04.2024
Конференция: «Собиратели земли Русской. Симеон
Бекбулатович - Православный татарин на Русском престоле». Часть 2
11.04.2024
Русская политика – это имперская политика
Выступление на конференции «О политике реинтеграции на постсоветском пространстве» в Московском Доме Национальностей 9 апреля
10.04.2024
Все статьи Кирилл Фролов
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35