Но, может быть, самая важная, самая насущная, первостепенная её задача - это питать душу своего народа, возвышая эту душу, охраняя её от растления, от всего низменного.
Георгий СВИРИДОВ
В стране с развитым национальным самосознанием 90-летие выдающегося композитора Георгия СВИРИДОВА было бы всенародным праздником. Тот, чья жизнь и творчество были без остатка посвящены искусству, России и её народу, подобного поистине достоин. Человек, своим подвижническим, буквально титаническим трудом не давший остановиться самому процессу дальнейшего развития русской классической музыкальной традиции, вновь, вслед за Глинкой, Мусоргским и Рахманиновым, воспевший русскую песню, "возвысивший её до трагедии". Возвративший хоровое пение на лучшие сценические подмостки, сказавший средствами "голоса из хора" высочайшие мысли о жизни и о человеке. В обстановке усиливавшегося формального академизма вернувший песню и романс к естественной стадии всенародно любимого, трогательного жанра, средствами лирики негромко говорящего об очень важном и сокровенном. Воспевший всю русскую классическую поэзию, заставив публику таким образом как бы заново прочесть её. Оставивший после себя важнейшие для современного миропонимания мысли о жизни и об искусстве, которые всегда будут надеждой и опорой для ищущих и думающих людей. Наконец, первым вернувший молитву в обиход искусства - причём в ту пору, когда этому, казалось бы, всё противилось. И молитвой жизнь свою завершивший - "Песнопениями и молитвами" с их "неизречённым чудом" музыкальной и душевной красоты.
Кроме того, просто "народный человек", доставивший истинную радость целым поколениям слушателей, создавший аудиторию, которая исчисляется миллионами людей. Сальери у Пушкина не мог простить Моцарту того, что его музыку играет незамысловатый уличный скрипач - и значит, эта музыка, будучи по своему жанру изысканной и светской, становится достоянием народа. Георгий Васильевич всегда добавлял к этой констатации, что "Моцарт к тому же добр: Сальери погнал скрипача, а Моцарт, очень довольный, дал ему денег - "на, выпей за моё здоровье" - я его хорошо понимаю!". Свиридов тоже добр - добра и светла его музыка. Она несёт людям не уныние и тьму, а душевную силу и возвышенное чувство. Она всегда мелодична без обиняков, а потому открыта каждому. Обиход России без неё навсегда неполон, так же как без пушкинского Лукоморья... И останется Россия в ней - что бы ни случилось - навсегда величественной и прекрасной.
Увы, в реалии свиридовская музыка всё больше и больше забывается в мутном и суетном потоке нынешней жизни-кривды, во всё больше уходящей от истинных и спасительных своих корней стране. Имя и музыка Свиридова звучат всё реже. Компакт-диски его не выпускаются и не распространяются по музеям и школам (хотя спрос на них огромен, в чём приходилось не раз убеждаться во время поездок по стране), и вообще нет никакой правительственной программы по его наследию. Редко проводятся филармонические концерты свиридовской музыки. Практически остановилось издание и переиздание его сочинений. Недавно попытался найти ноты знаменитого "Бернсовского цикла" - какое там. Лишь некоторые выдающиеся музыканты - Минин, Чернушенко, Архипова, Ведерников, Нестеренко, Федосеев - продолжают благородное своё дело, исполняя Свиридова, чьи произведения в своё время так обогатили их самих, и оставаясь верными своему музыкантскому и общественному призванию. Но молодёжь, увы, мало участлива - и это очень печально. Это путь к забвению. А ведь Свиридов может уйти из России только одним способом - разве что вместе с ней самой...
Так называемые столицы же (и стоящий за ними столичный "элитный" мир) к Свиридову почти глухи. Приуроченный к нынешней юбилейной дате фестиваль "Всероссийские хоровые ассамблеи", проходящий сейчас в 14 городах России, в Москве пока что отмечен лишь только одним концертом - Владимирского хора "Распев" под управлением Н. Колесниковой. Провинция - с её куда более ярко выраженным присутствием народности и национального достоинства - намного отзывчивее к музыке и самому имени классика. Помимо прошедшей там грандиозной серии концертов, в Курске открыт первый в России памятник Свиридову, а в Фатеже, на родине композитора, дом-музей и школа искусств. Нашлись для этого и подвижники-создатели (скульпторы И. Минин,
В. Криволапов, организатор свиридовских праздников Л. Марченко, администрация города и области), и меценаты (фирма "Стройтрансгаз"). Провинция, читай - глубинная, истинная Россия, всегда Родину спасала. Может быть, и теперь, в скором "воспевший жавороночек" курский, владимирский, тамбовский, саратовский, кубанский, архангельский, карельский наше искусство родное музыкальное поднимет и спасёт - ну хотя бы не даст затихнуть. Ведь вновь музыка свиридовская, как показал фестиваль, истинные таланты открывает!
Неумолкаемо и нетленно "неизречённое чудо" свиридовского искусства и вечно, пока живы земля, страна и человек, оно жить будет "во спасение нас, поющих".
http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg532005/Polosy/1_1.htm