За непростые десять-пятнадцать последних лет остались на плаву далеко не все предприятия ОПК. Тем, кто по-прежнему в строю, удалось это сделать в основном благодаря грамотным и своевременным действиям директорского корпуса, сумевшего адаптироваться к новым условиям, найти противоядие затяжному экономическому кризису. Один из таких руководителей - президент Научно-производственного центра "Технокомплекс", генеральный директор и генеральный конструктор Федерального научно-производственного центра ОАО "Раменское приборостроительное конструкторское бюро" Гиви Ивлианович Джанджгава. Он сумел не только сохранить предприятие, но и собрать под единым управлением новую корпорацию. Гиви Ивлианович стал лауреатом национальной премии "Золотая идея" в номинации "За личный вклад, инициативу и усердие в решении задач военно-технического сотрудничества".
Не каждый руководитель такого уровня может похвалиться тем, что в его трудовой книжке всего лишь одна запись - отдела кадров его родного предприятия. К таким относится и
Г. Джанджгава. После окончания в 1964 году Московского энергетического института по специальности автоматика и телемеханика он пришел в Раменское приборостроительное конструкторское бюро (РПКБ). На предприятии прошел трудовой путь от рядового инженера до генерального конструктора - генерального директора РПКБ.
Гиви Ивлианович - автор свыше 200 научных трудов и более 120 изобретений. Профессор, доктор технических наук, действительный член Технологической академии наук РФ и Международной академии информатизации, он за активное личное участие в создании новых образцов авиационной техники удостоен звания лауреата Государственной премии СССР, Государственной премии РФ и Государственной премии Правительства РФ. Джанджгава также удостоен премии РАН им. академика Б.Н. Петрова и национальной премии им. Петра Великого. В 1998 году ему было присвоено почетное звание "Заслуженный деятель науки Российской Федерации".
Гиви Ивлианович ведет большую общественную работу, как вице-президент Лиги содействия оборонным предприятиям России и председатель Межведомственного научно-технического совета при Министерстве обороны РФ.
Роль личности в нынешней ситуации, сложившейся в ОПК, трудно переоценить. И пример Г. Джанджгавы - еще одно тому подтверждение. Благодаря его технической эрудиции, организаторским способностям, умелому сочетанию научной работы и практической деятельности в Раменском приборостроительном конструкторском бюро успешно решаются сложные проблемы по созданию и производству новейших образцов техники в области отечественного авиационного приборостроения. Здесь выполнен ряд научно-исследовательских, экспериментальных и опытно-конструкторских работ, развивающих новые направления в науке и технике отрасли. В результате были внедрены в эксплуатацию на самолетах ОКБ Сухого, Микояна, Туполева и др. образцы инерциальных систем и навигационных комплексов, обеспечивающих решение широкого круга боевых задач, и впервые реализована система высокоточной автономной навигации по физическим полям Земли.
Кроме того, Г. Джанджгава проводит большую работу по воспитанию и подготовке научных кадров. Он возглавляет филиал кафедры МГТУ им. Н.Э. Баумана в РПКБ, председательствует в попечительском совете по развитию высшего образования в Раменском районе Московской области.
За последние годы под руководством Г. Джанджгавы в РПКБ созданы образцы нового поколения бортовых комплексов различного назначения, не уступающие лучшим зарубежным аналогам.
В 1997 году, когда "оборонка" влачила жалкое существование, многие заводы обанкротились и были пущены с молотка, при непосредственном участии Гиви Ивлиановича был создан Научно-производственный центр "Технокомплекс", объединяющий 20 ведущих предприятий - разработчиков и изготовителей авионики. Президентом НПЦ все это время является Г. Джанджгава. НПЦ "Технокомплекс" представляет собой горизонтально интегрированную корпоративную структуру, созданную на принципах добровольного объединения технологически увязанных между собой предприятий-разработчиков и производителей бортового и наземного оборудования летательных аппаратов как военного, так и гражданского назначения.
Известно, что сегодня в оборонно-промышленном холдинге реализуется важная государственная программа - создание на основных направлениях деятельности крупных вертикально интегрированных структур - холдингов. В сентябре 2004 года Президент РФ подписал Указ о создании крупнейшего холдинга оборонно-промышленного комплекса "Концерн "Авионика" на базе НПЦ "Технокомплекс". В концерн вошли семь предприятий Научно-производственного центра. В настоящее время заканчивается процедура инкорпорирования остальных предприятий в это объединение.
Из двадцати участников НПЦ "Технокомплекс" двенадцать - специализированные в своих направлениях предприятия - разработчики авиационного оборудования. Это Федеральный научно-производственный центр ОАО "Раменское приборостроительное конструкторское бюро", ОАО Московский научно-производственный комплекс "Авионика", столичное ОАО "Аэроприбор-Восход", Курское ОАО "Прибор", Санкт-Петербургское ОАО "Техприбор", Екатеринбургское ФГУП "Уральский оптико-механический завод", столичное ЗАО НТЦ "Модуль", Московское ФГУП "ГосНИИП", Санкт-Петербургское ЗАО "Электронная компания "Элкус", ФГУП "Казанское приборостроительное КБ", подмосковные ОАО Научно-производственное предприятие "Звезда", ОАО "КАМПО" и ФГУП "НИИ авиационного оборудования", ОАО Энгельсское ОКБ "Сигнал" им. А.И. Глухарева, столичное ОАО Агрегатное конструкторское бюро "Якорь", ОАО "Сарапульский электрогенераторный завод".
Два предприятия - ОАО "Раменский приборостроительный завод", ФГУП "Звезда" (Тверская обл., п.о. Солнечный) - специализируются на производстве приборов, систем и комплексов БРЭО. При этом ряд предприятий-разработчиков (КОАО "Прибор", ОАО "Техприбор", ОАО "Пермская научно-производственная приборостроительная компания", ОАО "Чебоксарское научно-производственное предприятие "Элара", ФГУП "УОМЗ", ЗАО "ЭК "Элкус", ФГУП "КПКБ", ОАО "НПП "Звезда", ОАО "КАМПО") являются одновременно и производителями разрабатываемой продукции.
Глубокая специализация каждого из участников НПЦ "Технокомплекс" вместе с последовательной реализацией выработанной в корпорации единой научно-технической политики - создание комплексов БРЭО на основе магистрально-модульного принципа с открытой архитектурой и применения внутривидовой и межвидовой унификации - позволяют создавать унифицированное бортовое оборудование, вести целенаправленную разработку опережающего научно-технического задела, а также обеспечить на базе унифицированного борта единый порядок эксплуатации, обслуживания и ремонта авиационной техники различного назначения и вследствие этого снижение затрат на эксплуатацию.
Единая научно-техническая политика позволяет также обеспечить многократную модернизацию борта путем наращивания функций оборудования за счет открытости архитектуры и без изменений структуры, за счет унификации бортового оборудования - формирование серийно-способных заказов при небольших размерах заказов для каждого объекта в отдельности. Это также позволяет применять серийные технологии при изготовлении унифицированной продукции, что непосредственно связано с повышением качества и формированием приемлемой цены на продукцию, и, что немаловажно, осуществлять глубокую специализацию предприятий-производителей, освобождая разработчиков от необходимости поддерживать на каждом предприятии полный перечень производственных технологий. В то же время это открывает перед предприятиями-производителями возможность оснащения окупаемым высокоточным и высокопроизводительным производственным оборудованием.
Внедрение на предприятиях НПЦ "Технокомплекс" системы сопровождения жизненного цикла изделий нацелено на формирование единого проектно-производственного организма корпорации, когда при отработанных взаимодействиях в области электронной конструкторской документации предприятия корпорации получают возможность работать между собой по принципу "любой с любым".
Все перечисленные аспекты развития предприятий НПЦ делают его привлекательным для заказчиков при разработке и модернизации авиационной техники, определяют реальные перспективы, обусловливают развитие творческого взаимодействия и партнерства со смежниками. И подтверждением правильности выбранного курса развития служат признание НПЦ "Технокомплекс" победителем в тендере на разработку БРЭО самолета 5-го поколения, а также участие в программе модернизации целого ряда эксплуатируемых летательных аппаратов. Вклад Гиви Ивлиановича Джанджгавы в развитие "оборонки", военно-технического сотрудничества и, следовательно, в укрепление обороноспособности страны оценен по достоинству. Благодаря его самоотверженному труду, знаниям, умению работать с людьми российская боевая авиация оснащена современной авионикой и имеет благоприятные экспортные перспективы.
http://www.redstar.ru/2005/12/16_12/2_01.html