Консервативный поворот в педагогике

0
115
Время на чтение 4 минуты
Усиление римо-византийской компоненты в образовании поможет осознанию преемственности России классической культурной традиции. Наше молодое поколение должно осознавать себя не младшими братьями американцев и европейцев, а наследниками высших культурных достижений человечества. Русская педагогика XXI века должна быть педагогикой Третьего Рима

Тезисы выступления на конференции "Школа и будущее России": Екатеринбург, 7 ноября 2005 г.

Когда нам говорят о том, что у нас - светская школа, школа, отделенная от Церкви и от государства, то мы не должны принимать это за чистую монету. Мы должны понимать, что в этом есть очень сильная доля лукавства. В этом есть пафос секуляризирующегося западного мира, от которого, собственно, и идут эти процессы. Система светского образования в целом - следствие европейской Реформации и антихристианского Просвещения. Поэтому чем лучше развивалось в России Просвещение, тем успешнее действовала революционная пропаганда. Целостной Русской школы, от начальной до высшей, ещё не было. Поэтому ее необходимо реставрировать - исходя из коренных начал нашей цивилизации.

Если "Свет Христов просвещает всех", то христианское просвещение должно начинаться с начальной школы.

Школа всегда в духовном плане либо вводит в традицию, либо выталкивает из нее. Например, русская дореволюционная гимназия в лучших ее образцах - это была школа, вводящая в национальную традицию. Советская школа в общественном плане выступала фактором сплочения и интеграции, была двигателем единства общества. Современная же школа - это сложное и многомерное понятие, но, если ее, усредняя, назвать либеральной школой, то она, как и советская школа, выталкивает из традиции, она не дает возможности ученику как личности "включиться" в традиции собственного народа.

В социальном плане школа может выступать как фактором сплочения (интеграции), так и разобщения (дезинтеграции). И есть разница между одинаково контр-традиционными советской и либеральной школами: если советская школа все-таки была фактором интеграции, сплочения общества, воспитывала патриотизм, хотя и на основе ложного единства - советской общности, то сегодняшняя либеральная школа является фактором разобщения в социальном плане. После этой школы вчерашний ученик выходит в мир как бы сам по себе, он выходит из нее десоциализированным человеком.

Это результат так называемой "реформы образования". Вообще эта реформа, с которой и началась вообще, как теперь ясно, либерализация нашего общества, - самая долгая: она длится уже около 20-ти лет. Впервые это роковое словосочетание "школьная реформа" я услышал, еще когда сам учился в школе. И вот эти реформы идут уже более двадцати лет, а мы до сих пор не понимаем, к чему они ведут.

Вдумаемся - само слово "образование" содержит слово "образ", а в этих "реформах" как не было, так и нет образа будущего России. Мы так и не знаем, образ какой страны, какого ученика, какого гражданина стоит за реформами образования в России? Не может быть образования лишь как функции рыночной экономики, потому что в том либеральном обществе будущего, где знание - товар, а образование - услуга, нет русских святых, нет ученых, нет военных, нет писателей. Если мы хотим социально и духовно продолжаться, целью русской доктрины в области образования должно быть создание условий, при которых будет развиваться наш русский духовно-общественный космос. Значит, мы должны создать школу, которая должна воспитывать не только личность, но и те социальные роли, которые формировались на протяжении веков нашей великой и священной истории.

Поэтому России просто необходим консервативный поворот в педагогике.

Еще Дмитрий Иванович Менделеев, изучая опыт английской школы, писал, что она воспитывает, прежде всего, англичан и англикан, и лишь во вторую очередь - специалистов в какой-то области. И потому национальный приоритет в образовании является для авторов "Русской доктрины" первичным. Как было заявлено, его целью является формирование идентичности - то есть воспитание в ребенке носителя своеобразного национального и культурного типа - представителя русской нации - с ее историей, с ее верой, культурой, святостью и даже с ее предрассудками.

Возникает вопрос - а каким же образом может возникнуть эта русская православная национальная идентичность? Конечно, в школьных предметах большая нагрузка в этом смысле должна ложиться, прежде всего, на гуманитарный цикл предметов - историю, географию, литературу.

В наших гуманитарных науках достаточно давно - ещё в конце XVII века - восторжествовал вестернизированный подход. Сегодня образованный русский человек (даже тот, кто искренне считает себя православным) часто полагает, что Россия - западная страна, только очень сильно от запада отставшая. В противовес этому, совершенно неправильному представлению, возникло другое - о том, что Россия - это особая цивилизация, изолированная ото всего мира, что тоже является искажением истины. Такие представления порождены тем, что мы не изучаем историю и культуру родственных нам - генетически и цивилизационно - народов (греков, славян, грузин, армян и др.). И, самое главное, мы не изучаем достаточно основательно историю и культуру нашей великой предшественницы - Византии. Тем самым и создается этот разрыв в сознании: мы не знаем культуры, материнской по отношению к нам, мы не понимаем, что с нами происходило до XVIII века. Мы до сих пор не осознаем, что Россия является частью восточно-христианской цивилизации, наследующей Византии и Риму. Православная культура - это высшее достижение человечества, а Россия - наследница этой высшей культуры. Поэтому консервативный поворот в гуманитарном знании, провозглашаемый Русской Доктриной, - это поворот к римо-византийской цивилизации, к нашим восточно-христианским корням.

Сегодня тратится огромное количество энергии на введение в школьный курс предмета "Основы православной культуры", кое-где в регионах ставят вопрос и о преподавании Закона Божьего. Это, без сомнения, очень важно, но ещё важнее - полноценный курс византийской истории и корпус житийной литературы, адаптированный для школьников. Традиционное русское воспитание, как мы знаем, основывалось на Псалтири и Житиях святых. Мы должны помнить, что для России характерна не "диктатура закона", которой в начале своего правления хотел добиться наш президент. Россия - царство Благодати, царство живого Закона, воплотившегося в святых. В этом непреходящий смысл и ценность житийной литературы, дающей образцы этого живого воплотившегося Закона.

Усиление римо-византийской компоненты в образовании поможет осознанию преемственности России классической культурной традиции. Наше молодое поколение должно осознавать себя не младшими братьями американцев и европейцев, а наследниками высших культурных достижений человечества. Русская педагогика XXI века должна быть педагогикой Третьего Рима.

http://www.pravaya.ru/column/5908
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Илья Бражников
Все статьи Илья Бражников
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Павел Тихомиров
19.04.2024 09:55
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:11