Сельский священник и IT-технологии

Интервью с иереем Андреем Грицышиным

0
246
Время на чтение 10 минут
Храм иконы Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах возведен 300 лет назад на месте слияния рек Пахры и Десны. Он возвышается на холме в окружении векового парка, устремляя ввысь свой необычный купол - ажурную золотую корону, увенчанную крестом. В основании церковь представляет собой равноконечный крест, высота вместе с куполом - более 45 метров. Здание было построено князем Б.А. Голицыным в стиле русского барокко всего за 14 лет. В 1704 году местоблюститель патриаршего престола митрополит Стефан Яворский в присутствии императора Петра I освятил храм.

После революции усадьба Дубровицы была превращена в художественно-бытовой музей, но в 1929 году он прекратил свое существование. Перестала действовать и Знаменская церковь.

В 1989 году в Дубровицах возникла православная община, которой спустя год был передан Знаменский храм. Немало усилий для восстановления церкви пришлось приложить прихожанам и первому настоятелю храма - священнику Сергию Позорову, а затем и второму - священнику Александру Каткову. Сегодня реставрацией занимается третий настоятель в новой истории Знаменского храма - отец Андрей Грицышин, который и рассказывает читателям "Православия.Ru" о трудностях и радостях служения сельского священника.

- о. Андрей, расскажите немного о себе...

- Я родился в обычной московской семье со всеми ее предубеждениями и представлениями о вере и Церкви. После школы поступил учиться в МИРЭА - Московский институт радиоэлектроники и автоматики. В те годы в студенческую аудиторию хлынули разного рода "проповедники": протестантские, буддистские, сектантские. Не так просто было разобраться в этих течениях неподготовленному уму, но сердце подсказало: истина - в Православии. К тому же я глубоко изучал русскую литературу, а она неразрывно связана с православным учением.

Однажды я встретился со своими одноклассниками. Хотя к тому времени я уже посетил Оптину пустынь, Дивеево, Киево-Печерскую Лавру, но оставался некрещеным. Меня поразило, когда я увидел у одного из одноклассников крест. Оказалось, что он крещеный. Вскоре после этого крестился и я.

После этого стал ходить на богослужения, в том числе, в возрождавшийся тогда Свято-Данилов монастырь. Первый храм, в котором я стал бывать постоянно - это храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на Большой Ордынке. Там я и причастился в первый раз. Мне тогда было очень хорошо, но хотелось чего-то большего. Я даже молился Богу, чтобы Он дал мне возможность как-то Ему послужить.

Шел 1991 год. И вот как-то ко мне в храме подошла прихожанка с предложением поработать сторожем на подворье Данилова монастыря. Я очень обрадовался и съездил на подворье, но оказалось, что вакансия уже занята. Тогда эконом монастыря пригласил меня поработать в самом Свято-Даниловом монастыре. Я стал каждый день ходить туда, при этом я еще учился в институте. В монастыре мы сажали деревья. Я встретил знакомого, который был алтарником храма Рождества Пресвятой Богородицы в старом Симонове. Он позвал меня поработать алтарником в том же храме. Я не знал ни порядка службы, ни уставов, но настоятель храма протоиерей Владимир Силовьев меня ласково принял. Через 4 года я был уже старшим алтарником.

Тогда же в паломничестве в Оптиной пустыни я встретил свою будущую жену. Хотя Татьяна была в то время некрещеной, но душа у нее была истинно христианская. Например, еще до крещения она поступила на курсы сестер милосердия. Вскоре мы обвенчались, переехали на место жительства в Подольск, а затем у нас родился первый ребенок.

Нам было очень трудно: матушка уже не работала, я получал зарплату как алтарник, прожить на нее было практически невозможно. Я пошел проситься на работу алтарником в подольский Троицкий собор. Его настоятель протоиерей Александр Ганаба предложил служить дьяконом в соборе. Хотя я и думал о священстве, однако, признаюсь, это предложение прозвучало для меня неожиданно. Я посоветовался с духовником, и тот благословил.

А уже через полгода меня назначили священником в Благовещенский храм села Поливаново. Тогда в этом старом огромном храме, авторство архитектурного ансамбля которого приписывается самому Василию Баженову, не было ни окон, ни дверей. Лишь обрушившиеся стены с еле сохранившимися фрагментами фресок. Попасть внутрь можно было только через оконный проем...

- Наверное, батюшка, таков удел многих современных сельских священников в России - начинать с нуля...

- Действительно, так. Кроме того, у меня не было никаких строительных навыков, да и прихода как такового не было. Но, по Божиему промыслу, стали появляться люди, которые помогали деньгами, стройматериалами, советами. Главное было - начать богослужение. Первый раз служили на престольный праздник одного из приделов - в день преподобного Алексея, человека Божия. И хотя все мои силы, казалось бы, отбирала работа по храму и восстановлению общины, а также семейные заботы, связанные с воспитанием подрастающих сыновей, я стал заочно учиться в Московской духовной семинарии.

В Поливаново расположена психиатрическая больница, и ее администрация с самого же начала стала помогать храму во всех делах. Вначале молебны служились в небольшой комнатке больницы. С наступлением теплого времени я стал служить по воскресным дням каждую неделю уже в боковом приделе. Постепенно сделали крышу, храм стал подниматься. Еще с советских времен заместитель главного врача больницы Валентин Сергеевич Ващенко сохранил церковный крест, который и был водружен на куполе.

Я также стал ходить в больницу, чтобы служить там молебны в каждом из отделений. И, конечно, желающие могли исповедоваться и причаститься. Люди по-разному относились к тому, что в стенах больницы служатся молебны, но многие с нетерпением ждали прихода священника.

С самого начала служения в Поливаново мы, создали воскресную школу, надеясь также, что через детей придут в Церковь и родители. Мы приходили и в детский сад, где занимались с малышами, все вместе ставили детские рождественские и пасхальные спектакли. А сколько у нас было увлекательных походов с рюкзаком за спиной, сколько паломнических поездок! Надо сказать, что и для прихожан, и для меня мой перевод в Дубровицы был крайне неожиданным. Но я понимал, что должен принять это как волю Божию и продолжать свое служение на новом месте.

- И чем же, в первую очередь, Вам пришлось заняться в Знаменском храме?

- Включаться в восстановление дубровицкой церкви, в жизнь прихода и не оставить без помощи на первых порах моего преемника в поливановской церкви, недавно рукоположенного, еще совсем молодого отца Михаила.

Сейчас активно продвигается реставрация знаменитого Знаменского иконостаса, проект которой согласуется с Министерством культуры. Заново пишутся утраченные иконы. Завершены работы по реставрации центральной иконы деисусного ряда - "Архиерей Великий, прошедый Небеса". Эта икона конца 17 - начала 18 века представляет собой изображение на светло-зеленом фоне Спасителя, Богородицы, Иоанна Крестителя и Архангелов Гавриила и Михаила. Работа проходила непросто, ведь в советские времена икона, имеющая размеры 240х225 см, потеряла, по заключениям экспертов, до 70% живописного слоя. Из-за аварийного состояния и невозможности транспортировки ее пришлось реставрировать на месте, в храме с помощью лучших мастеров из Третьяковской галереи.

Продолжается строительство приходского дома - стилизованного флигеля голицынского дворца, уже возведены стены под крышу. Там разместится воскресная школа нашего храма. В планах реставрация галереи на внешней стороне храма.

- Насколько мне известно, Вы, кроме Дубровицкого, восстанавливаете еще один храм...

- Год назад меня назначили также настоятелем Благовещенского храма деревни Сальково, который оказался совсем разрушенным, в нем невозможно совершать богослужения. Минувшим летом начата его реконструкция. Летом службы шли, сейчас же это невозможно, так как нечем отапливать помещение. Может быть, удастся провести водяное отопление. Храм этот конца 17 века, имеющий много архитектурных особенностей, например, декор выполнен старинной кирпичной кладкой. На следующий год планируем продолжить реставрацию.

- Каковы же особенности служения современного сельского священника - в чем Вы видите трудности, а в чем - возможности?

- Конечно, сельские приходы гораздо малочисленнее, чем городские, - у священника меньше треб, меньше прихожан за богослужением. Поэтому у него больше времени, например, для столь нужной социальной деятельности. Я знаю, что многие пастыри посещают военные части, ведут занятия по православной культуре в сельской школе. С другой стороны, сельский священник чаще всего один на приходе - никакого диакона или другого священника просто нет. К тому же приходы обычно бедны, катастрофически не хватает средств, бывает, что семья сельского батюшки просто бедствует.

Мы еще рядом с Москвой находимся. А знаете, какая ситуация чуть дальше от Москвы, не говоря уже о других епархиях? Еще меньше прихожан, еще труднее найти благотворителей. Бюджета сельского храма не хватает даже на то, чтобы покрыть долги за электричество и отопление, не говоря уж о том, чтобы платить деньги певчим. Если в Московской епархии разрушенных храмов осталось несколько десятков, то в других епархиях очень много таких церквей, где даже не начата реставрация и нет настоятеля.

- Отец Андрей, используете ли Вы знания, полученные в "электронном" институте, в своей повседневной работе?

- Не напрямую. В частности, на сельском приходе при ведении всей бухгалтерии, при издании приходской газеты компьютерные знания - это реальная помощь. И все же полученная специальность для меня небезынтересна. Люблю работать с современными IT-технологиями. Конечно, профессионально изучать их у меня просто нет времени, но стараюсь иметь представление о современных тенденциях. Ведь там есть такие аспекты, которые требуют христианского осмысления.

- В прошлом году Вы принимали участие в работе секции Рождественских чтений "Перспективы развития православного Интернета". Существует ли сегодня реальная возможность использовать современные IТ- технологии при создании православных сайтов?

- Какие-то технологии уже используются, их выразительные средства могут быть полезными в миссионерской работе. Важно, чтобы была возможность узнавать о небольших интересных православных порталах. Вот человек, сам не зная зачем, бродит по сети и вдруг видит православную ссылку. Может, он туда пойдет? Важно, чтобы православные сайты делались качественно и интересно - но не только для церковных, но и для околоцерковных, и нецерковных людей. Чтобы была обращенность к разным целевым группам. Каждому православному сайту необходимо найти своего читателя, свою нишу.

Я согласен с мнением, что православного Интернета как технологии не существует - так же, как не существует православной химии или физики. Есть определенные законы развития информации, которые находят свое отражение и в IT- технологиях. Это просто средство, которое можно использовать как во благо, так и во вред душе человека.

- Нужно ли обычному сельскому храму иметь свой сайт в Интернете?

- А как еще сельский храм может заявить о себе, если не через Интернет? У нашего храма есть свой сайт, сейчас мы собираемся его оптимизировать. Информация на таких сайтах должна обновляться, чтобы читатель видел, какой жизнью живет приход. Возьмите, например, людей, живущих по соседству с этим храмом - в коттеджных поселках. Они зайдут, посмотрят, и для них это будет целое открытие - вот тут, неподалеку, есть приход, который помогает бедным в больнице, поддерживает детский дом, обучает ребят, устраивает Рождественские и Пасхальные праздники, организует паломнические поездки. Даже если благодаря Интернет-ресурсу прихода в храм удастся привести одного такого человека - это уже большое достижение.

- Намерены ли Вы использовать IТ-технологии в процессе обучения детей в воскресных школах, на своем приходе?

- Современные дети уже со школы приобщаются к компьютерным технологиям. И делают это зачастую не в лучшем виде - через компьютерные игры или через такой Интернет, о котором лучше и не говорить. Весь мир открыт для детей, и надо научить их правильно пользоваться тем, что дает этот мир - в соответствии со своими христианскими убеждениями. Это одна из задач воскресной школы.

Важно не просто сказать "это нельзя", а показать, что можно делать что-то интересное. Старшие дети могут участвовать в создании и обновлении сайта, в верстке приходской газеты, естественно, при контроле со стороны взрослых. Недавно наши ребята ездили в паломническую поездку и снимали все на видеокамеру, а потом один из них смонтировал фильм. Или, к примеру, старшие дети анимируют рисунки младших детей и создают мультфильмы. На базе воскресной школы можно создать фото- или кинокружок. Энергию ребенка надо направлять в позитивное русло, а не в сторону разрушительных для души компьютерных игр.

Возможно, что введение мультимедийных курсов по православной культуре поможет привлечь в воскресную школу не только учащихся начальных классов, но и подростков. Но это должно делаться не стихийно - "давайте срочно сделаем это!", а осознанно с точки зрения содержания и методологии.

- Как осуществляется сотрудничество Дубровицкого храма и местной школы?


- Храм вместе со школой издает газету "Дубровицы - знатное село", в которой публикуются заметки из жизни поселка, школы и интересные церковные материалы. Опыт нашего сотрудничества можно продолжить и дальше - в введении курса православной культуры в Дубровицкой школе. Педагогический ресурс у нас есть - несколько прихожан окончили катехизаторские курсы и даже имеют богословское образование.

- Наверное, важно дать детям почувствовать, что такое церковная жизнь на собственном опыте. Что для этого делается в вашем храме?

- В воскресной школе дети с интересом занимаются церковной музыкой, но до создания отдельного детского хора еще далеко. Очень интересно проходит подготовка к Рождественским и Пасхальным праздникам - ребята соучаствуют, сопереживают происходящим событиям, больше общаются друг с другом. Еще они учатся у нас читать по-церковнославянски и применяют свои знания на богослужениях. Иногда пишут в нашу приходскую газету.

Еще мы и пригласили в нашу воскресную школу специалистов из МЧС, которые проводят занятия раз в неделю: учат детей навыкам выживания в различных ситуациях. Это подготовка к будущему летнему походу, в котором мы совершим паломничество к православным святыням. Ребята будут ночевать в лесу, ставить палатки, разжигать костер и.т.п.

- На каких принципах Вы воспитываете своих пятерых сыновей?

- Здесь важно помнить, что каждый ребенок - это личность, созданная по образу и подобию Божиему. И к нему нужно соответственно подходить - не бояться предоставлять некую свободу, учить пользоваться этой свободой, чтобы, став взрослым, он имел бы прочный духовный стержень.

Надо стараться дать детям христианские понятия о жизни, христианское мировоззрение, желательно на личном примере. Не изолировать от проблем - просто прививать христианский взгляд на них. Еще со школьной скамьи дети сталкиваются с миром достаточно жестко - нужно показать им силу Православия в ежедневных ситуациях, опять же, если можно, на личном примере.

- Хочет ли кто-то из Ваших детей стать священнослужителем?

- Сейчас еще рано об этом говорить, хотя у детей есть такое желание. Просто пока они говорят об этом неосознанно. Современный мир со всеми его тяготами, от которых мы не можем их изолировать, оказывает на них колоссальное давление. Мы можем лишь молиться, чтобы они выбрали правильный путь: не столь важно, кем станут дети, важно, чтобы они были православными людьми, приносящими пользу ближним.

С о. Андреем Грицышиным беседовал Василий Писаревский

http://www.pravoslavie.ru/guest/051214124447
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Александр Уфаев
24.04.2024 02:19
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский танкист
24.04.2024 00:00
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
23.04.2024 23:11
Пророчества Ивана Ильина: почему травят любимого философа Путина
Новый комментарий от Константин В.
23.04.2024 22:09
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от prot
23.04.2024 22:03