Антиправославная кампания на Украине в постреволюционный период

Если отношение власти к канонической Церкви на Украине в корне не изменится, то это приведет как ко внутреннему кризису в государстве, так и к значительной дискредитации и ухудшению положения страны в мировом сообществе

Доклад на международной конференции в Киеве: "Год после оранжевой революции. Что было и что будет?"

Окончание президентских выборов 2004 - 2005 года стало началом чреды острых религиозно-политических событий.

В январе 2005 года едва назначенный министром по гуманитарным вопросам Николай Томенко обратился с резким, откровенно грубым письмом к митрополиту Киевскому и всея Украины Владимиру, в котором обвинил Украинскую Православную Церковь Московского Патриархата в русском национализме, отрицании украинского народа и грязной агитации во время избирательной кампании.

В марте 2005 года тогдашний госсекретарь Александр Зинченко нанес визит к Константинопольскому патриарху Варфоломею (Архондарису) в его резиденции в Фанаре и без согласования с Киевским митрополитом Владимиром пригласил его в Киев. Лично в Киев патриарх Варфоломей не поехал, однако вместо него в Украину приехали два иностранных епископа юрисдикции Константинопольского Патриархата. На встрече с Виктором Ющенко один из епископов - Всеволод (Майданский), несущий служение в США и относящийся к раскольнической юрисдикции, незаконно принятой в каноническое общение п. Варфоломеем в 90-х годах, - сделал резонансное заявление о том, что Константинопольский Патриархат не признает подчинения Киевской митрополии Московскому Патриархату, а границы последнего считает каноническими в пределах существовавших до 1686 года. Учитывая, что на протяжении сотен лет весь православный мир и в том числе Константинопольские патриархи признавали существующий канонический строй Киевской Митрополии, а также то, что до 1686 года территория Киевской митрополии кардинально отличалась от ее теперешней территории, заявление Всеволода Майданского было воспринято как неадекватное и несоответствующее официальной позиции Фанара.

Однако, несмотря на все последующие запросы, в том числе священноначалия УПЦ, РПЦ и православных общественных организаций в Константинопольский Патриархат, патриарх Варфоломей высказывания своих клириков никак не прокомментировал, что на языке церковной дипломатии означает полную солидарность с их заявлением.

В последствии подобные заявления повторялись и другими клириками патриарха Варфоломея, и в частности выходцем из Украины епископом Илларионом Рудником - возможной кандидатурой на предполагаемую Киевскую кафедру Константинополя.

Проект вмешательства Константинопольского Патриархата на территорию Украины осложнялся отсутствием единства и обилием личных амбиций среди лидеров неканонических юрисдикций Украины - УПЦ КП и УАПЦ. Так, отлученный от Церкви бывший митрополит, лидер Киевского Патриархата - Михаил Денисенко (Филарет) видит роль Фанара исключительно в признании Киевского Патриархата и самого Филарета как его главы. В тоже время, сам патриарх Варфоломей неоднократно признавал неканоничность Денисенко в 1990-х годах, а в планы Константинопольского Патриархата входит в первую очередь подчинение Украины Фанару, а не наделение ее автокефалией, предоставление которой, особенно в нынешних условиях, является длительным и сложным процессом. Включение же в свою юрисдикцию приходов УАПЦ - малочисленных по сравнению с общим числом украинских приходов - приведет к резкому конфликту, в котором против Фанара будет выступать уже не только УПЦ МП, но и Киевский Патриархат как наиболее многочисленная неканоническая структура. Попытки объединения, инициированные духовенством УПЦ КП и УАПЦ, полностью провалились, т.к. Филарет видел этот процесс исключительно как присоединение УАПЦ к Киевскому Патриархату, а в УАПЦ отношение к Филарету самое негативное, причем УАПЦ признает полностью справедливой анафему Русской Церкви на Денисенко и сильно опасается какого-либо подчинения Филарету. Таким образом, фигура Денисенко стала своеобразным фактором, препятствующим осуществлению политического проекта по созданию так называемой "единой украинской поместной церкви".

В этой ситуации у фанариотов и украинских политиков созревает проект создания в Украине "подворий Константинополя", которые могли бы играть роль стратегической базы для объединения клириков и верных УПАЦ, УПЦ КП и УПЦ МП, настроенных антимосковски, но желающих иметь формально канонический статус. Формально, потому что, согласно каноническому праву Церкви, ни один епископ не имеет права заниматься церковными делами на территории другого епископа, и любое сакральное действие нарушившего это правило вменяется как не бывшее.

В Украинских СМИ появляются многочисленные статьи и выступления общественных и политических деятелей, посвященные исторической роли Константинопольского Патриархата на Украине и негативным последствиям пребывания Украинской Церкви в подчинении РПЦ, а в сентябре 2005 г. представители Киевского Патриархата и УАПЦ выступают с инициативой предоставления части своих храмов для подворий Фанара.

Группа клириков и мирян УПЦ Московского Патриархата, полугласно сотрудничавших с избирательным штабом Ющенко и госсекретариатом Украины, поддерживают действия власти по проекту "единой украинской поместной церкви", а архиепископ Черкасский и Каневский Софроний в июне 2005 г. выступает с открытым письмом к архиереям УПЦ МП, в котором призывает епископат, опираясь на поддержку Ющенко, Тимошенко и силовых министров, обратиться к Москве и Константинополю с целью создания Украинской Автокефальной Церкви на канонической основе.

В ноябре 2005 года патриарх Варфоломей приглашает в Стамбул директора Института Экуменических Студий (ИЭС) Антуана Аржаковского.

Институт существует при Украинском Католическом Университете во Львове и патронируется УГКЦ. В почетный комитет ИЭС входят представители УПЦ Константинопольского Патриархата в США, Немецкой Евангелической Церкви, Римо-Католической Церкви и УГКЦ. Одним из последних изданий ИЭС стала иллюстрированная книга-альбом посвященная "оранжевой революции" - "Революция Духа".

Патриарх Варфоломей благословил деятельность ИЭС и поддержал представленные им проекты. Одним из них - проект "Киевской Церкви", судя по всему, и являющийся квазиуниатским проектом "единой украинской церкви в общении с Ватиканом", озвученным главой УГКЦ Любомиром Гузаром.

Одновременно с этим Филарет, пользуясь поддержкой новых чиновников, начинает более уверено демонстрировать свои лидерские амбиции, что сопровождается массовой поддержкой украинских СМИ и масштабной уличной рекламой в городах Украины. Филарет, ранее регистрировавший параллельные общины на все существующие храмы УПЦ МП, выдвигает претензии на передачу большинства этих храмов в юрисдикцию Киевского Патриархата, выступает за наделение УПЦ КП статусом "единой поместной украинской церкви" и сведение статуса УПЦ МП к экзархату Русской Православной Церкви с небольшим числом храмов, преимущественно в восточных регионах страны. Возобновляются попытки силовых захватов храмов УПЦ МП активистами "киевского патриархата" в Киевской, Полтавской, Тернопольской, Ровенской и других областях Украины. Попытки силовых захватов проходят при поддержке местных администраций и милиции.

Параллельно с этими событиями лидер Украинской греко-католической церкви кардинал Любомир Гузар заявляет о благоприятных обстоятельствах для перенесения кафедры УГКЦ из Львова в Киев и присвоения УГКЦ статуса Патриархата. Учитывая, что 85 % униатских приходов находится в Галиции (Львовская, Ивано-Франковская и Тернопольская области), и еще 10% - в Закарпатье (причем закарпатские униаты не входят в юрисдикцию УГКЦ, а подчиняются Словацкому епископу), действия Гузара по искусственному переносу кафедры из Львова в Киев обусловлены желанием сменить региональный статус на всеукраинский, а именование "патриархата" использовать для придания УГКЦ статуса независимой украинской церкви.

В тоже время, в отличие от Православной Церкви, статус "патриархата" в католицизме никогда не означал независимости.

Не взирая на то, что униатский собор и резиденция Гузара на Левом берегу Днепра в Киеве еще не достроены, 21 августа 2005 г. кардинал переезжает в Киев и на торжественной церемонии, проходящей на улице, с участием украинского околополитического бомонда объявляет о своем новом титуле архиепископа Киевского и Галицкого. Спустя месяц, Любомир Гузар уже именуется "патриархом" и заявляет о намерении создать единую украинскую поместную церковь в общении с Римом на базе УГКЦ.

На протяжении всего года Институт философии НАН Украины поддерживает все антироссийские религиозные проекты, директор института регулярно выступает в СМИ, давая негативные оценки деятельности Московского Патриархата, а замдиректора - Анатолий Колодный - занимается разработкой антироссийской религиозной идеологии.

Все вышеуказанные события привели не только к возобновлению и обострению межконфессиональной розни в государстве, не только к тому, что чиновники-политики настроили против себя верующих самой крупной в Украине конфессии, но и привели к противоположному желаемому результату. Используя накопившийся за годы независимости опыт, перед лицом новой угрозы православные начали масштабную консолидацию и осознали необходимость защиты своих прав на всех уровнях. Если в 90-х годах насильственные захваты православных храмов проходили не только безнаказанно, но и успешно, то за последний период большинство попыток захватов были предотвращены скоординированными усилиями верующих. Впрочем, виновники насилия до сих пор остаются безнаказанными, а часть храмов канонической Церкви опечатана, видимо, в ожидании результатов парламентских выборов.

Замалчивающийся до сего времени факт масштабных нарушений прав верующих на Украине получил огласку на международном уровне, в том числе на Конференции Европейских Церквей в Брюсселе. Случаи притеснения Православной Церкви рассматриваются в Верховном Совете Украины, назначаются парламентские комиссии по расследованию этих фактов.

Наличие религиозной нестабильности становится важным фактором ухудшения украино-российских отношений.

Таким образом, можно констатировать, что если отношение власти к канонической Церкви на Украине в корне не изменится, то это приведет как ко внутреннему кризису в государстве, так и к значительной дискредитации и ухудшению положения страны в мировом сообществе.

http://www.pravaya.ru/look/5871

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Димитрий Познанский:
Все статьи автора
"Автокефалия на Украине"
«Происходящее глубоко противоречит природе Церкви»
Священный Синод Русской Православной Церкви в своём заявлении выразил желание сделать всё, чтобы избежать раскола в мировом Православии
18.10.2019
Элладе дан шанс одуматься
Русская Церковь прекратит поминовение имени Архиепископа Афинского и всей Эллады, если он признает украинских раскольников
17.10.2019
Что нам делать с лукавыми греками?
И как отделить их от греков благочестивых?
17.10.2019
Все статьи темы