"Войска были ошеломлены - трудно определить другим словом первое впечатление, которое произвело опубликование манифестов. Ни радости, ни горя. Тихое сосредоточенное молчание. Так встретили полки 14-й и 15-й дивизий весть об отречении своего императора. И только местами в строю непроизвольно колыхались ружья и по щекам старых солдат катились слёзы..."
Великий воин, оставшийся гражданином России даже за её пределами, политик и писатель, Антон Иванович Деникин ушёл из жизни в лето 1947 года, оставив нам почти летописные документы о времени и о себе: "Очерки русской смуты" и "Путь русского офицера". В пятитомных "Очерках" о революции и гражданской войне автор выступает как мемуарист, историк-исследователь и публикатор документов. "Путь русского офицера" - последняя неоконченная рукопись, текст которой носит автобиографический характер, хотя и здесь значительная часть текста посвящена общероссийским событиям, описываемым с точки зрения русского офицера и военного писателя. Деникин предполагал так. чтобы "Очерки", написанные намного раньше, стали бы продолжением "Пути". Таким образом получилось бы беспрерывное описание российской действительности от 1870-х до 1920-х годов. Работа над последней книгой была прервана кончиной, повествование доведено до 1916 года.
"Я никогда не увижу Россию спасённой!" - горестно воскликнул перед смертью этот человек.
Русский интеллигент, философ с мировым именем Иван Александрович Ильин, опрометчиво отправленный самими большевиками в изгнание, сделал для России невыразимо много. Профессор Ильин стал создателем Русского научного института, установил тесные творческие связи с правой либерально-консервативной частью Русского Зарубежья - с такими выдающимися личностями, как генералы П.Н. Врангель и А.А. фон Лампе, митрополит Анастасий, архиепископ Иоанн, мыслитель П.Б. Струве. Ильин выступал с лекциями о русской культуре и религии - всех его деяний на благо отечества и не перечислить.
Вот как писал он о вынужденно оставленной родине: "Всмотритесь и вслушайтесь в "пустоту" нашей тоски и в "темноту" нашей скорби: ведь мы сами - живые куски нашей России, ведь это её кровь тоскует в нас и скорбит, ведь это её дух молится в нас, и поёт, и думает, и мечтает о возрождении..."
И вот эти великие соотечественники стараниями многих наших современников возвратились на родину. Такова была их предсмертная воля - покоиться в русской земле. Задумаемся - что же произошло? Вслед за венками из белых роз сегодняшние русские офицеры бережно понесли на бархатных подушечках ордена и саблю белого генерала. Хочется думать, что величественный ритуал захоронения не был спектаклем, президентской акцией национального примирения и согласия.
Вот что сказал об этом событии священник Всеволод Чаплин, Заместитель Председателя Отдела Внешних Церковных Связей Московского Патриархата:
"Это очень отрадное событие. Возвратился на родину прах людей, представлявших оппозиционную идею, которую много лет пытались искоренить из умов наших людей и из жизни страны. По-настоящему преодолеть последствия гражданской войны, продолжающейся в некоторых головах и в нашей общественной жизни, можно только тогда, когда будут воспомянуты все люди, пострадавшие во время этой войны, все её жертвы, когда в полной мере вернётся в Россию та идея, те чувства и те чаяния, которые были изгнаны отсюда после того как одна из сторон победила.
Философия Ивана Ильина, образ честного офицера Антона Деникина, образ той России, которую пытались оклеветать за более чем семьдесят лет советской истории. Всё это сегодня возвращается, и очень отрадно, что воздаётся должное Белой России, Белому движению со стороны нашей Церкви. Сегодня Святейший Патриарх прекрасно об этом сказал. Государственная власть тоже всё больше признаёт роль и место в истории тех людей, которые вынуждены были покинуть Россию в период гражданской войны ~ ив истории русской диаспоры, и в сегодняшнем дне России и в её будущем. Будущее России должны строить вместе сторонники разных политических взглядов. И уж, конечно, из этого строительства никак нельзя выкидывать тех, кто, как генерал Деникин и философ Ильин, стоял за незыблемость русских традиций, за то, чтобы страна развивалась на основе многовекового наследия святой Руси, чтобы никакие революции не прерывали хода нашей истории".
Посев. N 11. 2005. С. 4-5.