Вера в мегаполисе

0
210
Время на чтение 10 минут
Возможен ли православный образ жизни в большом, полном соблазнов и искушений, городе? Чтобы разобраться в этом вопросе, Фонд "Фома Центр" в Петербурге организовал встречу, которая состоялась второго ноября в ВЗ "Центральный манеж" в рамках выставки "Православная Русь - 2005". Во встрече приняли участие: священник Константин Слепинин, клирик церкви Рождества св. Иоанна Предтечи на Каменном острове (свящ. К.С.), кинорежиссер Сергей Потемкин и руководительница православного клуба "Свежий Ветер", учительница младших классов Анна Лобова. Провел встречу Денис Маханько, руководитель петербургского представительства журнала "Фома", радиожурналист (Д.М.).
Сознательно сохраняем легкий стиль повествования, чтобы вы смогли почувствовать удивительную атмосферу, в которой прошло наше мероприятие. Ни шум выставки, ни звон колоколов, ни даже рабочие, которые во время нашего мероприятия ползали по верху стен-перегородок, прибивая какие-то картины, не смогли ее испортить!
Итак, судите сами и присоединяйтесь к нашему разговору.

Д.М.: Мы живем в большом городе, и многие из нас считают себя верующими людьми. Мешает ли шумный мегаполис жить по христианским законам? Для начала позвольте мне задать вам провокационный вопрос: что вы ели сегодня на завтрак?

Ответ из зала: Кофе.
Ответ из зала: Яичницу.
Ответ из зала: Бутерброд с сыром.
Ответ из зала: Сегодня среда, день постный, и поэтому нельзя есть ни сыр, ни молоко, ни яйца, ни мясо.

Д.М.: Итак, мы выяснили, что сегодня среда, этот день практически в течение всего церковного года считается постным. Давайте, не осуждая ни постящихся, ни не постящихся, поговорим о том, возможен ли православный образ жизни в большом городе. Отец Константин, может быть, вы объясните, что такое православный образ жизни?

Свящ. К.С.: Вот это и есть по-настоящему провокационный вопрос. Потому что для ответа на него нужно прочитать вам цикл лекций. А если в двух словах, это означает следовать заповедям Христа и жить в согласии с Церковью, которую Он основал. Рассуждая о православном образе жизни в условиях мегаполиса, мы должны сразу дать утвердительный ответ - он возможен! Потому что в противном случае получалось бы, что наша вера и наше спасение исключительно зависит от условий нашего проживания. Спасаться можно и в городе, и в деревне, но, конечно, условия жизни очень многое означают для человека. И рассуждая о преимуществах и недостатках мегаполиса, нужно к этому вопросу подходить объективно. Проще всего сделать заявление, что, дескать, город со своими соблазнами может только помешать человеку в духовной жизни. Но давайте вспомним, что христианство было изначально верой городов. К кому обращался в своих посланиях апостол Павел? Он проповедовал в Коринфе, Эфесе, Салониках и других крупных городах. Первоначально христианские общины возникали именно в городах. И в этом смысле наше время, как это несколько лет назад подметил о.Андрей Кураев, очень похоже на время первых христиан. В наши дни в городах христиан гораздо больше, чем в деревнях и селах.

Д.М.: Какие вы видите плюсы в условиях жизни большого города?

Свящ.К.С.: Во-первых, в большом городе больше храмов. И каждый верующий христианин имеет возможность найти того священника, которому он сможет довериться, установить духовнические отношения. А если в деревне всего один храм и один батюшка, да еще и какие-то искушения или конфликты возникли у этого священника с паствой? Это может стать очень серьезной преградой для духовной жизни сельчан. Кроме того, мы живем в условиях, когда людям свойственно искать некой анонимности в духовной жизни. Далеко не каждый человек стремится, чтобы о его вере узнали, не хочет выставлять ее напоказ. И поэтому возможность пойти в тот храм, куда хочется, необязательно рядом с домом, о чем сразу узнают все соседи, - расценивается мною как хорошая особенность жизни в мегаполисе.
Вы упомянули вопрос поста. Да, сегодня постный день, и каждый верующий человек, в зависимости от своего здоровья и от своего духовного уровня развития, стремится соблюдать пост. Та мера поста, которая была озвучена одной из участниц, является максимально строгой, и мы к ней стремимся. Но далеко не все имеют возможность в постный день воздерживаться от молочных продуктов просто по состоянию здоровья. Эти вопросы решаются индивидуально с духовником. Никогда не стоит выяснять друг у друга, как ты постишься, и сравнивать. Это ничего, кроме соблазна к осуждению, не даст. Так вот, пост. Представьте себе наш город 15 лет назад. Я в то время учился в институте, и в пост испытывал серьезную проблему: что же можно съесть в перерыве между лекциями? А сейчас ситуация сильно изменилась. Даже, как мне говорят знакомые, в дорогих ресторанах иногда предлагают постное меню. Во многих магазинах есть специальные отделы с постным продуктами, не говоря уже о кафе с вегетарианской пищей. Как вы думаете, облегчает это соблюдение поста или усложняет?.. Это, конечно, не все плюсы, которые можно было бы перечислить, лишь первое, что пришло в голову.

Д.М.: А есть ли минусы городской христианской жизни и с чем они связаны на ваш взгляд?

Свящ. К.С.: Есть и минусы. Во-первых, мы живем в неправославной стране, осмелюсь сделать такое заявление, не смотря на то, что выступаю на выставке, которая называется "Православная Русь". Тем не менее, православная Русь и Российская Федерация - это не слова-синонимы. Конечно, у нас подавляющее большинство - люди крещеные, но из них реально не более пяти процентов регулярно участвуют в церковных таинствах, это показывают любые социологические опросы. Можно сказать, что мы живем в стране, которая не гонит Православие, не враждует с ним, но тем не менее православной не является. Получается некая двойственность. С одной стороны православному человеку сейчас ничто не мешает вести православный образ жизни: нет гонений, нет запретов, храмы открыты, литература продается, православных сайтов в интернете великое множество, можно найти себе круг общения, все в твоих руках. В тоже время в каждом из нас, верующих людей, есть нечто темное, что стремится отвести нас от Христа. Есть определенные силы, нечистые духи, которые стремятся на этом сыграть. Еще апостол Павел говорил: не обманывайтесь, худые сообщества развращают благие нравы. И эта опасность развращения благих нравов, безусловно, в городе выше, чем в деревне. Спуститесь в любую станцию метро или подойдите к любому киоску и посмотрите на продукцию, которая продается там. В последнее время там можно увидеть журнал "Фома", но он является добрым исключением. В киосках широко продается множество изданий, брать которые в руки православному человеку просто грешно. А поскольку влечение ко греху заложено в каждом из нас, то подобные издания могут служить детонатором. И люди, даже знающие, что подобную продукцию рассматривать не следует, в какой-то момент могут не удержаться от соблазна и рассматривать и читать подобного рода макулатуру.
Это только один из примеров. А посмотрите, сколько у нас в городе ночных клубов, казино - десятки, сотни. И ведь они не пустуют. Самое популярное время, когда проходят дискотеки, - это ночь с субботы на воскресенье. Всенощное бдение для молодых людей - это понятие очень близкое, они действительно бодрствуют всю ночь, только бодрствуют не в молитве, а на танцах и других увеселительных мероприятиях... Я живу достаточно далеко от места, где служу. Когда еду на раннюю Литургию, должен успеть на первую электричку метро. И на станции Невский проспект вагон набивается битком усталыми изможденными молодыми людьми, которые возвращаются после всенощного бдения на дискотеке. Представьте себе православную альтернативу, которую мы решились бы им предложить: давай ты не пойдешь сегодня на дискотеку, давай ты помолишься, поговеешь, и завтра утром пойдешь на Литургию. Думаю, что процент людей, которых это предложение заинтересует, будет ничтожно мал. Вот и получается, что православный образ жизни возможен, ему ничто не препятствует, но он не желанен. Поскольку сопряжен с многочисленными ограничениями в тех развлечениях, к которым многие привыкли. И город предоставляет многочисленные возможности для того, чтобы заниматься делами, не способствующими спасению и отвлекающими от Христа. Так что опасность на лицо, с одной стороны, но с другой - она не столь катастрофична. Потому что Господь может помочь каждому верующему человеку преодолеть все опасности и искушения, лишь бы он сам этого хотел.

Д.М.: Спасибо. Теорию мы узнали. А как на практике? Давайте узнаем мнение Анны Лобовой, руководительницы православного клуба "Свежий ветер". Анна, как сохранить веру в мегаполисе

Анна Лобова: Я считаю, что в мегаполисе бывает проще соблюдать православный образ жизни, чем где-либо в деревне. Мы с ребятами ездим в туристические и паломнические поездки, бываем в различных отдаленных монастырях, и там сталкиваемся с тем, что уровень воцерковленности в деревне или поселке гораздо ниже, чем в нашем большом городе. Нам даже помогает то, что мы живем в мегаполисе. У каждого есть, например, телефон, мы можем связаться, договориться, списаться по электронной почте, принести друг другу фотографии на диске. В "Свежем ветре", конечно, мы поддерживаем православный образ жизни, а также у нас происходит действительно христианское, здоровое общение, в духе любви и поддержки. И мы видим на практике: ребята, которые приходят к нам, через какое-то время преображаются. Мы стараемся развивать молодежь со всех сторон: и интеллектуально, и физически, и духовно. Поэтому ходим не только на экскурсии в храмы, но и - в музеи, театры, ездим загород, катаемся на коньках. Сами организовываем спектакли, для которых нужны современные звуковые установки, микрофоны и реквизит к которым нужно подвозить на машинах. Так что все достижения городской жизни, да и современного прогресса, - нам только на пользу.

Д.М.: Известно, насколько сложна жизнь творческого человека. Среди нас есть люди, которые своим творчеством помогают задуматься о важных проблемах, которые существуют, в том числе, и в мегаполисе. Хочется попросить Сергея Потемкина, который снял фильм "Город без солнца", рассказать немного о своей картине. Насколько я понимаю, город без солнца - это Петербург? Почему город удостоился такого титула?

Сергей Потемкин: Город без солнца - это действительно Петербург, но Петербург в период белых ночей, когда наш город без солнца, но все равно светлый. Первый смысл этого названия таков. С другой стороны, город без солнца - это символ человеческой жизни, когда она лишена смысла, абсолюта, веры. Наш фильм затрагивает проблему наркомании. И это состояние, эта проблема для нас и была "городом без солнца". Секрет фильма в том, что он сделал молодыми людьми, но при поддержке мастеров нашего кинематографа. И удивительно, что вся группа, которая работала над фильмом - люди верующие, часть из них постоянно ходит в храм. Мне было очень приятно с ними работать, потому что мы говорили на одном языке.

Д.М.: В контексте современности нельзя не коснуться еще одного вопроса. Может ли модный, стильный человек быть православным? Отец Константин, среди ваших прихожан есть стильные люди?

Свящ. К.С.: Понятие стиля очень сложное. Мода как стремление носить то, что рекомендуют модельеры в этом году безотносительно личных вкусов, вряд ли привлечет христианина. Православные в своей одежде, насколько я знаю, стремятся не столько следовать велениям времени, сколько к каким-то практическим моментам: удобству, эстетики, опрятности, аккуратности. Если мы будем смотреть на прихожан наших храмов и на обложки глянцевых журналов - мы большого сходства не увидим. И это нормально. Не стоит верующему человеку гнаться за тем, чтобы постоянно обновлять свой гардероб последними новинками моды. Но такие качества, как чувство вкуса, чувство меры, которые определяют, по-моему, любой стиль, - они замечательно увязываются с верой. Без вкуса и без меры верующий человек становится опасен для окружающих.

Д.М.: А может ли батюшка быть модным?

Свящ. К.С.: Смотря что вкладывать в это понятие. Если он стремится сшить рясу у Версачи, зря это он делает. Наша мода очень консервативна: ряса, подрясник, богослужебное облачение. Что священник носит в быту, это, я думаю, мало кому интересно. Если говорить обо всем остальном, то священник должен подавать некий образец даже своей манерой держаться или манерой говорить. Если священник начнет говорить на жаргоне или вести себя грубо и по хамски, это будет искушением для окружающих. Поэтому если стилем считать манеру держаться, то любой священник просто обязан быть в этом смысле стильным.

Д.М.: Недавно газета "Невское время" опубликовало интервью с патриархом, которое было напечатано в журнале "Фома". Его озаглавили очень интересно: "Хочу, чтобы модно было ходить в Церковь". Батюшка, а вы хотите, чтобы модно было ходить в Церковь? Хорошо это или плохо? И почему?

Свящ. К.С.: Вообще комментировать слова другого священника, тем более Патриарха, дело неблагодарное, тем более любую фразу надо рассматривать в своем контексте. Поэтому, не комментируя мысль Святейшего, отвечу на таким образом поставленный вопрос - хочу ли я, чтобы модно было ходить в Церковь? Нет. Потому что, как практикующему священнику, мне постоянно приходится сталкиваться с людьми, которые приходят в храм, чтобы крестить детей. И нет большего огорчения для меня, чем разговор с крестными, в котором выясняется, что они не читали Евангелие, не знают ни одной молитвы, даже иногда не могут утвердительно ответить на вопрос: "Верите ли вы во Христа?". И, тем не менее, они приходят в храм, чтобы стать крестными. Почему? Потому что сейчас принято крестить детей. И в некотором смысле модно: так делают если не все, то многие. Мне бы не хотелось, чтобы у нас была мода на Православие. С другой стороны, если бы для современного культурного образованного человека стало бы модным читать Евангелие, изучать труды святых отцов, - то такую моду я бы приветствовал обеими руками. Решать же вопрос, ходить в храм или не ходить из соображений моды, можно только в несколько первых раз. В дальнейшем из соображений моды люди ходить в храм перестают. Ведь молиться в храме трудно. И просто из соображений моды заставить себя отстоять службу от начала до конца мало кому удается.

Д.М.: "Что в теле душа - то в мире христиане", "Вы - соль земли", - что означают эти евангельские слова? Способны ли верующие оказывать какое-то влияние на окружающий мир? И как?

К.С.: Не только "соль земли", но и "свет миру", как сказал Господь. И это относится к каждому христианину. Если мы хотим оказывать влияние на мир, в котором мы живем, мы должны объективно оценивать сам мир и свое место в нем. Многие современные православные живут в плену иллюзии, что они находятся на территории православного государства, в котором православные ценности являются для всех общеобязательными. Поэтому их периодически "заносит" на предъявление каких-либо требований к обществу в целом. Мы не должны заблуждаться: общество, в котором мы живем, не обязано законодательно жить по православным нормам. Это результат свободного личностного выбора. Поэтому влиять на окружающий мир каждый христианин должен в первую очередь личным примером. Христиане первых веков не обращались к римским императорам с требованием запретить гладиаторские бои и развращающие зрелища. Зато они обращались друг к другу с назиданием не принимать участия в этих мероприятиях. Подобная позиция должна быть у нас и сейчас. Все, что с христианской точки зрения недопустимо, не должно быть частью жизни православного человека. Но требовать от государства, чтобы с завтрашнего дня основополагающими принципами нашей жизни стали заповеди Христовы, наивно и нелепо. По мере своих сил, исполняя заповеди Божии и делясь своей верой с теми, кому она интересна, христиане могут оказывать очень существенное влияние на мир. И если нам действительно удастся быть не солнцем, а хотя бы лучинкой, периодически светящей нашим окружающим светом Христовой любви, то мы воистину будем солью земли.

Д.М.: Время нашей встречи подошло к концу. Я благодарю всех участников и гостей. Мегаполис ждет!..

Подготовила Ирина Левина

http://fomacenter.ru/index.php?issue=1§ion=24&article=1364
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Страх и подвиг
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 23:09
Иван Ильин как идеологическая мишень
Новый комментарий от РомКа
26.04.2024 23:08
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 22:25
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:15
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:06