Проблема Европы и славянства глазами сербов

0
146
Время на чтение 5 минут

Христе Боже, распятый и святый!
Сербская земля, огнем объята,
Держит путь к заоблачным
вершинам, ее крылья - Морава и
Дрина. (Из народной песни о Косове)

В последние годы из уст православных клириков и мирян все чаще можно услышать абсолютно справедливые упреки в адрес католического Запада, повинного практически во всех грехах и преступлениях против истинной веры и Христианской Церкви (вот только почему-то умалчивают - не из страха ли иудейска? - о том, чья зловещая воля давно управляет некогда самостоятельно заблудившимся в порыве личной гордыни прежним стадом Христовым).

Однако, отвергая Европу (а мы нередко ставим знак равенства между нею и Западом), мы невольно отвергаем собственную историю, сужая тем самым теперь уже свой, славянский горизонт и грандиозную миссию. И вот уже диакон-словоблуд с ближневосточной суетливостью спешит провозгласить Пекин "четвертым Римом", "утешая" православных, что с гибелью России и Славянства Православие не погибнет, но "возродится в новых формах".

Но православные сербы, принявшие на себя в конце XX века самый страшный удар тайны беззакония, думают по-другому. "Сербам еще предстоит сражаться с китайцами на равнинах Венгрии", - вспоминал в беседе с русскими паломниками известное пророчество архимандрит монастыря Студеницы старец Иулиан (июль 1999 г.) Полагаю, в этом случае даже присутствие в китайских рядах "признанных духовных авторитетов" сербов не остановит. (Знаменателен выбор в качестве поля битвы древней Паннонии, затопляемой поочередно ордами Аттилы, аварами и, наконец, азиатскими предками ее нынешних обитателей, растворившимися - пусть и не до конца - в славяно-германском море). Противостоя сегодня ярости иудейской, православные сербы на гористых Балканах помнят, как и прежде, о синеокой и солнцеликой Европе, любимой дочери Христа, по словам святителя Николая Сербского. Помнят, что за двухтысячелетнюю историю христианства чистый пламень веры не знал более совершенного сосуда, чем безгранично преданный "Честному Кресту и златой свободе" белый человек. И вслед за преподобным Иустином не теряют надежды, что неповторимый лик Европы, подобно древним фрескам оскверненных храмов, вновь проступит сквозь плотную пелену чужебесия, мрака и одичания, неузнаваемо исказивших, но так и не сумевших стереть дорогие для нас черты.

Публикуемая статья виднейшего современного богослова и предстоятеля Православной Церкви на древней сербской земле Черногории - еще одно яркое свидетельство глубочайшей приверженности братского нам славянского народа старому, не потускневшему с веками идеалу.

Илья Числов

По следам древнего Православия

Митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий
(В сокращении)

Я всегда считал Францию страной римской веры, революций и варфоломеевских ночей. И был убежден, что Православие есть некий новый феномен как для нее, так и для Запада в целом. "Это не совсем так, - уверял меня недавно один православный епископ, немец по происхождению, - мы, западные уроженцы, когда принимаем Православие - а таких сегодня все больше, - не принимаем что-то нам чужое. Принимая Православие, мы просто открываем самих себя, свой идентитет, возвращаемся к собственному естеству и исторической реальности Запада первых десяти веков". И, дабы показать, насколько точно его утверждение, предложил мне посетить старую усыпальницу в окрестностях Парижа, "с мощами православных святых", как он сказал.

Первое впечатление от встречи со склепом не сильно вдохновило меня. Гробницу практически превратили в музей. Стены местами позеленели от сырости. Беглый взгляд на мраморные колонны и саркофаги не пробуждает ничего особенного: музейная атмосфера, иными словами - кладбищенская, столь любезная современному туристу, но столь же убийственная для того, кто не желает быть таковым. Нынешнего любителя старины привлекают "искусство ради искусства", архитектура, внешняя культура. В своем мотыльковом порхании современный турист не имеет времени и не расположен к поиску живой основы сей культуры. То, что всего лишь след и символ чьего-то присутствия и послания, становится для него единственно ценным. А значит: икона, ведущая и возводящая к живой реальности, обращается в кумира и тем самым - в непробиваемую стену между людским сознанием и ощущением и данной реальностью...

Видя, что подобный мертвенно-гробовой дух воцарился и в этой древней усыпальнице и довлеет надо всем, что посетитель способен прочесть о ней, я мысленно спросил себя: зачем епископ привел меня сюда? Где здесь тепло от присутствия мощей святителей и их священных киотов? Хотя бы одна-единая лампадка, чтобы отогреть своим благостным светом и теплотой этот ледяной мрамор...

Единственное, что мне осталось, - искать за архитектурой гробницы и ее стройными колоннами, за фасадом мраморных саркофагов и внутри их скрытое присутствие живых душ, а в них - Бога Живаго и веры, не вытравленной современным идолопоклонничеством. Я принялся читать латинскую надпись на киоте св. Теодехильды, племянницы св. Адона и первой духовной матери обители. И промолвил мне мертвый камень - лучше и внятней, чем живые люди. Высеченные в мраморе буквы открывали пламя, не затухающее под пеплом времени и окаменения людского. "Сия гробница, - гласила надпись, - скрывает прах блаженной Теодехильды. Дева непорочная из благородного рода, исполненная заслуг и добродетелей, она сгорела за веру живую. Мать обители сей, она учила своих дочерей, посвященных Господу, спешить навстречу Христу, их Жениху, подобно мудрым девам - с лампадами, полными масла. Упокоившись с миром, вкушает сейчас райское блаженство...". Мертвые буквы возвращали склепу душу. Указуя на следы присутствия вечной Доброты, озарившей эту Христову невесту. На подвиг и огненную любовь той, чьи мощи покоятся здесь уже более 1300 лет...

Здесь же, рядом с киотом св. Теодехильды, находится и киот ее брата, святого подвижника Ажельбера. Избранный после пребывания в Ирландии - куда отправился ради изучения Священного Писания и прививания собственной душе духовных преданий св. Колумбана - епископом Рочестера и града Парижа, он провел последние дни в подвигах и молитве в сей Жуарской обители (почил в конце XII в.) На его саркофаге нет надписи, но есть чудесный рельеф, изображающий Христа в обществе праведников на Страшном суде. Знатоки утверждают, что другого такого в Западной Европе не существует. На нем избранники Божий водят райское коло. Проникнутый духом ирландско-колумбанской простоты, данный рельеф свидетельствует ту же небесную радость, коей радуется св. Теодехильда. Это - та самая радость, что встречаешь на византийских иконах, у Милешевского Ангела Воскресения, в Рождественском тропаре. И никакого чуда: одна и та же вера, один и тот же подвиг не могут не оставить о себе одинаковый след...

Тут же и киот св. Бальда и других древних святителей, живших в те времена, когда Запад был землей святых чудес. "Все-таки Владыка хорошо сделал, что привел меня сюда", - думал я, выходя из этой святой усыпальницы. Над нею в современном римско-католическом храме перед нами представал совсем иной мир. Простота рельефа, в смиренно-радостной форме открывающая ненавязчивую красоту, здесь была заменена непреображенным натурализмом. Этот неисцеленный натурализм просматривался и присутствовал повсюду: в скульптурах святых, в так называемом Крестном пути, Пиете, снятии с Креста. То суть уже следы и проявления нового духа позднеримского христианства, которое словно пытается с помощью внешнего блеска и страстной эмоциональности скрыть свой внутренний непокой. Но это уже не имеет отношения к следам Православия. Это - тоска по нему и поиски его...

Перевод с сербского
Ильи Числова

http://www.christian-spirit.ru/v16/16.(5).htm
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий (Радович)
Два распятых разбойника – это всё человечество
Пасхальное послание митрополита Черногорско-Приморского Амфилохия (Радовича)
22.04.2020
«Решение Вселенского Патриарха – неканонично»
Интервью российскому «Первому каналу» Митрополита Черногорско-Приморского и Брдского, архиепископа Цетиньского и экзарха Печского трона Амфилохия
18.10.2018
Все статьи Митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий (Радович)
Последние комментарии
Обыкновенный эстонский фашизм
Новый комментарий от С. Югов
08.05.2024 22:47
«Дружба народов»: Россия и Средняя Азия
Новый комментарий от Русский Иван
08.05.2024 22:29
«Инкубаторные дети» цивилизацию не спасут
Новый комментарий от Русский Иван
08.05.2024 22:19
Чубайс формирует новый русофобский центр
Новый комментарий от Русский Иван
08.05.2024 22:13
К столетию Ю. Друниной
Новый комментарий от Владимир Николаев
08.05.2024 19:38