Один из старейших архипастырей Русской православной церкви (РПЦ) свое выступление начал "за здравие": "Приходится удивляться: как вы, отцы, успеваете так много делать?" Но тут же добавил, что "за всеми этими делами в повседневной суете священник не должен забывать о самом главном в своем служении". После чего обрушился на только что воспетых им пастырей с критикой, какую в церковной печати встретить немыслимо, а когда она высказывается светскими СМИ, главенство РПЦ спешит назвать ее клеветой.
Первым делом владыка Владимир пожурил духовенство за неподобающий имидж: "Чувство недоумения и грусти вызывает внешний вид молодых священнослужителей, одетых в яркие спортивные куртки, из-под которых виднеется подрясник... Если бы не подрясник, то подобного человека трудно было бы принять за священнослужителя... Не говоря уже о прическах - это либо коротко остриженные волосы, либо, наоборот, длинные, перевязанные цветными ленточками или резиночками".
Слушавшие митрополита переглядывались и иронически улыбались: мол, старческое брюзжание. Но "ленточки-резиночки" были всего лишь "цветочками" в его пространной речи. Вскоре на головы батюшек посыпались и "ягодки".
"Большим соблазном для простого верующего народа, живущего в нищете, является подчеркнутое проявление роскоши, благоденствия ряда священнослужителей нашей епархии, - сказал митрополит, и зал притих. - Далеко ходить не стоит. Достаточно выйти из этого зала и увидеть множество автомашин, преимущественно иномарок... Ответ один - подарили". Посоветовав батюшкам по крайней мере лично воздерживаться от вождения иномарок, поскольку в случае аварии с тяжкими последствиями они могут быть лишены сана, митрополит закрыл автомобильную тему и перешел к теме просто мобильной. Пользование сотовыми телефонами в храме, даже во время богослужения, в алтаре, по его суждению, не только соблазн для прихожан и дурной пример для младших церковнослужителей, но и прямое неуважение ко Всевышнему. "Алтарь должен быть местом возвышенным не только по своему расположению, но и по содержанию", - напомнил владыка слушателям азбучную, в общем, истину.
Особо остановился митрополит на вопросах трудовой дисциплины. В частности, старец по-детски изумлялся тому, что во многих храмах расписания поочередного богослужения составляются так, что пастыри "имеют возможность отдыхать по целым неделям. Весь народ имеет два свободных дня, а почему священник должен иметь пять дней?! Даже молодые настоятели служат только по праздничным и воскресным дням!" Дальше - больше: "Некоторые священники подрабатывают, исполняя требы на кладбищах и в моргах городских больниц, даже там, где рядом есть действующие храмы. При этом они зачастую отговаривают людей обращаться в храм, предлагая свои услуги подешевле и побыстрее..."
Также владыка выразил недовольство тем, что в среде духовенства паломничества по святым местам за границей совершаются по нескольку раз в год (разумеется, не за свой счет). Ему также не нравится, что у священнослужителей появилась мода на дорогие нагрудные кресты, старинные, с украшениями или с частицами мощей.
Монах с более чем сорокалетним стажем, владыка Владимир с особенной горечью говорил о нравах монастырской жизни: "Многие принявшие постриг, не имея необходимого жизненного и пастырского опыта, пытаются изображать из себя старцев и быть руководителем и непререкаемым авторитетом для паломников. В то же время у посещающих монашеские кельи подобных "младостарцев" невольно возникает недоумение, почему у монаха, отрешившегося от мира, в келье есть телевизор, видеомагнитофон и видеокассеты далеко не религиозного содержания. Почему эти монахи имеют в личной собственности дорогие иномарки и прочее из того, что монаху не предусмотрено иметь?" И вообще, посетовал митрополит, русские монастыри перестали быть источниками духовности и нравственной чистоты, каковыми в прошлом являлись...
Кому-то выступление владыки Владимира (Котлярова) может показаться профилактической выволочкой начальником подчиненных. Но корень у поднятых им наболевших проблем общий и залегает гораздо глубже неприятия к иномаркам, мобильникам или к моде на разноцветные камилавки.
Дело сводится к тому, что "православный священник должен призывать, увещевать, учить, помогать, а "не держать и не пущать". Народ страдает, недоедает, мерзнет, порой сидит без электричества, не в состоянии купить себе элементарного лекарства, а приходит в храм, его встречают люди, не знающие любви: там не стой, тут не проходи, не так одет. "На всенощной был?" - спрашивают. А он и не знает, что такое всенощная. Разве это по-христиански?.. Пришел человек - он достояние Божие, и этим достоянием нужно распорядиться достойно, с любовью и благоговением..."
http://www.newizv.ru/news/2005-11-30/36261/