Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Антиправославная кампания в Украине в постреволюционный период

Священник  Димитрий  Познанский, Единое Отечество, Одесса

30.11.2005

Окончание президентских выборов 2004 - 2005 года стало началом чреды острых религиозно-политических событий.

В январе 2005 года, едва назначенный министром по гуманитарным вопросам, Николай Томенко обратился с резким, откровенно грубым письмом к митрополиту Киевскому и всея Украины Владимиру, в котором обвинил УПЦ МП в русском национализме, отрицании украинского народа и грязной агитации во время избирательной кампании.

В марте 2005 года тогдашний госсекретарь Александр Зинченко нанес визит к Константинопольскому патриарху Варфоломею (Архондарису) в его резиденции в Фанаре, и без согласования с Киевским митрополитом Владимиром пригласил его в Киев. Лично в Киев патриарх Варфоломей не поехал, однако вместо него в Украину приехали два иностранных епископа юрисдикции Константинопольского Патриархата. На встрече с Виктором Ющенко, один из епископов - Всеволод (Майданский), несущий служение в США, и относящийся к раскольнической юрисдикции незаконно принятой в каноническое общение п. Варфоломеем в 90-х годах, сделал резонансное заявление о том, что Константинопольский Патриархат не признает подчинения Киевской митрополии Московскому Патриархату, а границы последнего считает каноническими в пределах существовавших до 1686 года. Учитывая, что на протяжении сотен лет весь православный мир, и в том числе Константинопольские патриархи признавали существующий канонический строй Киевской Митрополии, а также то, что до 1686 года территория Киевской митрополии кардинально отличалась от ее теперешней территории, заявление Всеволода Майданского было воспринято как неадекватное, и несоответствующее официальной позиции Фанара.

Однако, не смотря на все последующие запросы, в т.ч. священноначалия УПЦ, РПЦ и православных общественных организаций в Константинопольский Патриархат, патриарх Варфоломей высказывания своих клириков никак не прокомментировал, что на языке церковной дипломатии означает полную солидарность с заявлением своих клириков.

В последствии, заявления в духе сделанного Всеволодом Майданским повторялись и другими клириками патриарха Варфоломея, и в частности выходцем из Украины епископом Илларионом Рудником - возможной кандидатурой на предполагаемую Киевскую кафедру Константинополя.

Проект вмешательства Константинопольского Патриархата на территорию Украины осложнялся отсутствием единства и обилием личных амбиций среди лидеров неканонических юрисдикций Украины - УПЦ КП и УАПЦ. Так, отлученный от Церкви бывший митрополит, лидер Киевского Патриархата - Михаил Денисенко (Филарет) видит роль Фанара исключительно в признании Киевского Патриархата и самого Филарета как его главы. В тоже время, сам патриарх Варфоломей неоднократно признавал неканоничность Денисенко в 90-х годах, а в планы Константинопольского Патриархата в первую очередь входит подчинение Украины Фанару, а не наделение ее автокефалией, предоставление которой, особенно в нынешних условиях, является длительным и сложным процессом. Включение же в свою юрисдикцию приходов УАПЦ - малочисленных по сравнению с общим числом украинских приходов приведет к резкому конфликту, в котором против Фанара будет выступать уже не только УПЦ МП, но и Киевский Патриархат, как наиболее многочисленная неканоническая структура. Попытки объединения, инициированные духовенством УПЦ КП и УАПЦ, полностью провалились, т.к. Филарет видел этот процесс исключительно как присоединение УАПЦ к Киевскому Патриархату, а в УАПЦ отношение к Филарету самое негативное, причем УАПЦ признает полностью справедливой анафему Русской Церкви на Денисенко, и сильно опасается какого либо подчинения Филарету. Таким образом, фигура Денисенко стала своеобразным фактором, препятствующим осуществлению политического проекта по созданию так называемой "единой украинской поместной церкви".

В этой ситуации у Фанариотов и украинских политиков созревает проект создания в Украине "подворий Константинополя", которые могли бы играть роль стратегической базы для объединения клириков и верных УПАЦ, УПЦ КП и УПЦ МП, настроенных антимосковски, но желающих иметь формально канонический статус. Формально, потому, что согласно каноническому праву Церкви, ни один епископ не имеет права заниматься церковными делами на территории другого епископа, и любое сакральное действие нарушившего это правило, вменяется как не бывшее.

В Украинских СМИ появляются многочисленные статьи и выступления общественных и политических деятелей посвященные исторической роли Константинопольского Патриархата в Украине, и негативным последствиям пребывания Украинской Церкви в подчинении РПЦ, а в сентябре 2005 г. представители Киевского Патриархата и УАПЦ выступают с инициативой предоставления части своих храмов для подворий Фанара.

Группа клириков и мирян УПЦ Московского Патриархата полугласно сотрудничавшие с избирательным штабом Ющенко и госсекретариатом Украины, поддерживают действия власти по проекту "единой украинской поместной церкви", а архиепископ Черкасский и Каневский Софроний в июне 2005 г. выступает с открытым письмом к архиереям УПЦ МП, в котором призывает епископат, опираясь на поддержку Ющенко, Тимошенко и силовых министров, обратиться к Москве и Константинополю с целью создания Украинской Автокефальной Церкви на канонической основе.

В ноябре 2005 года патриарх Варфоломей приглашает в Стамбул директора Института Экуменических Студий (ИЭС) Антуана Аржаковского.

Институт существует при Украинском Католическом Университете во Львове и патронируется УГКЦ. В почетный комитет ИЭС входят представители УПЦ Константинопольского Патриархата в США, Немецкой Евангелической Церкви, Римо-Католической Церкви и УГКЦ. Одним из последних изданий ИЭС стала иллюстрированная книга-альбом посвященная "оранжевой революции" - "Революция Духа".

Патриарх Варфоломей благословил деятельность ИЭС и поддержал представленные им проекты. Одним из проектов ИЭС является проект "Киевской Церкви", судя по всему и являющийся квазиуниатским проектом "единой украинской церкви в общении с Ватиканом", озвученный главой УГКЦ - Любомиром Гузаром.

Одновременно с этим, Филарет, пользуясь поддержкой новых чиновников, начинает более уверено заявлять свои лидерские амбиции, которые сопровождаются массовой поддержкой украинских СМИ и масштабной уличной рекламой в городах Украины. Филарет, ранее регистрировавший параллельный общины на все существующие храмы УПЦ МП, заявляет претензии Киевского Патриархата на передачу большинства этих храмов в его юрисдикцию, наделение УПЦ КП статусом "единой поместной украинской церкви", и сведения статуса УПЦ МП к экзархату Русской Православной Церкви с небольшим числом храмов, преимущественно в восточных регионах страны. Возобновляются попытки силовых захватов храмов УПЦ МП активистами "киевского патриархата" в Киевской, Полтавской, Тернопольской, Ровенской и других областях Украины. Попытки силовых захватов проходят при поддержке местных администраций и милиции.

Параллельно с этими событиями, лидер Украинской греко-католической церкви кардинал Любомир Гузар заявляет о благоприятных обстоятельствах для перенесения кафедры УГКЦ из Львова в Киев, и присвоения УГКЦ статуса Патриархата. Учитывая, что 85 % униатских приходов находится в Галиции (Львовская, Ивано-Франковская и Тернопольская области), и еще 10 % в Закарпатье (причем закарпатские униаты не входят в юрисдикцию УГКЦ, а подчиняются Словацкому епископу), действия Гузара по искусственному переносу кафедры из Львова в Киев обусловлены желанием сменить региональный статус на всеукраинский, а именование "патриархата" использовать для придания УГКЦ статуса независимой украинской церкви.

В тоже время, в отличие от Православной Церкви, статус "патриархата" в католицизме никогда не означал независимости.

Не взирая на то, что униатский собор и резиденция Гузара на Левом берегу Днепра в Киеве еще не достроены, 21 августа 2005 г. кардинал переезжает в Киев и на торжественной церемонии, проходящей на улице, с участием украинского околополитического бомонда объявляет о своем новом титуле архиепископа Киевского и Галицкого. Спустя месяц, Любомир Гузар уже именуется "патриархом", и заявляет о намерении создать единую украинскую поместную церковь в общении с Римом на базе УГКЦ.

На протяжении всего года, Институт философии НАН Украины поддерживает любые антироссийские религиозные проекты, директор института регулярно выступает в СМИ, давая негативные оценки деятельности Московского Патриархата, а замдиректора - Анатолий Колодный занимается разработкой антироссийской религиозной идеологии.

Все вышеуказанные события привели не только к возобновлению и обострению межконфессиональной розни в государстве, не только к тому, что чиновники-политики настроили против себя верующих самой крупной в Украине конфессии, но и привели к противоположному желаемому результату. Используя накопившийся за годы независимости опыт, перед лицом новой угрозы православные начали масштабную консолидацию и осознали необходимость защиты своих прав на всех уровнях. Если в 90-х годах насильственные захваты православных храмов проходили не только безнаказанно, но и успешно, то за последний период большинство попыток захватов были предотвращены скоординированными усилиями верующих. Впрочем, виновники насилия по-прежнему остаются безнаказанными, а часть храмов канонической Церкви опечатана, видимо в ожидании результатов парламентских выборов.

Замалчивающийся до сего времени факт масштабных нарушений прав верующих в Украине получил огласку на международном уровне, в том числе на Конференции Европейских Церквей в Брюсселе. Случаи притеснения Православной Церкви рассматриваются в Верховном Совете Украины, назначаются парламентские комиссии по расследованию этих фактов.

Наличие религиозной нестабильности становится важным фактором ухудшения украино-российских отношений.

Таким образом, можно констатировать, что если отношение власти к канонической Церкви в Украине в корне не изменится, то это приведет как ко внутреннему кризису в государстве, так и к значительной дискредитации и ухудшению положения страны в мировом сообществе.

(Доклад на международной конференции "Украина: год после "оранжевой революции. Что было и что будет")

http://www.otechestvo.org.ua/main/200511/2901.htm



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме