Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Курилы - русская земля

Валерий  Щегорцев, Красная звезда

23.11.2005

Официальный визит Президента России Владимира Путина в Японию и его переговоры с руководителями Страны восходящего солнца позволили снизить напряжение в российском обществе, связанное с неопределенным будущим Южных Курил. Напомним, что еще в сентябре глава российского государства, отвечая в прямом эфире на вопросы сограждан, заявил, что четыре острова Южных Курил, на которые претендует Япония, находятся под суверенитетом Российской Федерации и это закреплено международным правом. Вместе с тем наша страна готова урегулировать нерешенные вопросы с восточным соседом, тем более что заинтересована в сотрудничестве с ним по целому ряду направлений. "Уверен, что при доброй воле, а такая воля у России есть, мы найдем такой вариант, который устроил бы обе стороны", - подчеркнул Президент России.
Тем не менее проблема правового статуса Курильских островов продолжает все же волновать российскую общественность, особенно на Дальнем Востоке, где население уже давно ощущает себя забытым Москвой. И хотя на самом высоком государственном уровне ставятся задачи по интенсификации развития азиатских земель державы, на местах многое остается без перемен, а продолжающаяся миграция в российские области жителей соседних государств заставляет с грустью задумываться о будущем. Беспокойства добавляет недостаточная информированность дальневосточников о реальной позиции федеральной власти. В памяти старшего поколения к тому же еще свежи воспоминания о кульбитах внешней политики Никиты Хрущева.
Время от времени в СМИ появляется информация о возможности передачи сопредельному государству острова Шикотан и Малой Курильской гряды, называемой на японский манер Хабомаи. При этом делается ссылка на Совместную декларацию, подписанную в Москве между СССР и Японией в 1956 году. Действительно, в этом международном документе, ратифицированном Верховным Советом СССР и парламентом Японии, было прямо записано, что Советский Союз, идя навстречу пожеланиям Японии, соглашается на передачу ей островов Хабомаи и острова Шикотан, однако при этом была сделана существенная оговорка о том, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения мирного договора между СССР и Японией.
Как свидетельствуют архивные данные, статус Курильской гряды не раз становился предметом обсуждения между двумя странами, устанавливался несколькими международными правовыми актами (об этом неоднократно рассказывала "Красная звезда". - Ред.). Имеются подтвержденные исторические сведения о том, что русские кочи бывали у берегов Камчатки и Курильских островов еще в 1632 году. В своей книге "Сахалин и Камчатка" японский автор Мацунага Текэн признает, что "в 1643 году русские пришли в Камчатку и открыли Курильские острова". В 1745-м большая часть Курильских островов была нанесена на "Генеральную карту Российской империи" в Академическом атласе.
Впервые остро проблема русско-японского размежевания встала в середине XIX века, когда русские, активно осваивавшие Дальний Восток, столкнулись на Курильских островах (освоение которых они начали с севера, с Камчатки, еще в середине XVIII века) с японцами, осваивавшими их с XIX века с юга, с Хоккайдо. 4 декабря 1762 года Екатерина II своим манифестом дала благословение на освоение "дальних" островов - Южных Курил. Когда русские увещеваниями и агитацией обращали в православную веру аборигенов Северных Курил, на Хоккайдо обитало всего лишь несколько тысяч японских поселенцев. При этом Хоккайдо был островом, который японцы колонизировали, истребив большую часть его коренного населения - айнов.
В результате де-факто российско-японская граница сложилась между островами Итуруп и Уруп. Позже эта граница была юридически зафиксирована Трактатом о торговле и границах между Россией и Японией от 26 января 1855 года, который мирным путем установил, что острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи являются территорией Японии, а острова к северу от Урупа - территорией России. Такое решение было принято Россией вынужденно из-за опасения открытия Японией боевых действий на Дальнем Востоке в то время, когда Россия была вовлечена в Крымскую войну, ход которой складывался для нее неудачно. По этой же причине остров Сахалин под давлением был компромиссно обозначен "территорией, не разделенной между Россией и Японией".
25 апреля 1875 года между Российской империей и Японией был заключен Трактат о торговле и мореплавании, по условиям которого невосстановившая силы после Крымской войны Россия вынужденно шла на передачу Японии островов от Урупа до Шумшу (18 из 30 крупных островов) ради окончательного отказа Японии от ее необоснованных притязаний на российский остров Сахалин. В 1895 году был подписан Трактат о торговле и мореплавании, который отменял Трактат 1855 года, но одновременно подтверждал Трактат 1875 года. В торговых отношениях между двумя державами устанавливался режим наибольшего благоприятствования в торговле, взаимная свобода торговли и мореплавания.
Однако через 9 лет - в 1904 году - Япония начала военные действия против России. Эта война не только стала результатом агрессивной территориально-претензионной политики японского руководства, но и во многом была спровоцирована вмешательством США и Великобритании, опасавшихся усиления влияния Российской империи на Дальнем Востоке (это, кстати, было "ответной благодарностью" США за поддержку Россией ее борьбы за независимость). По Портсмутскому мирному договору (август 1905 года) от России отторгались все Курильские острова и южная часть острова Сахалин.
Интересен и такой исторический факт: пришедшие в результате октябрьских событий 1917 года к власти большевики, отказавшиеся от всех "несправедливых", с их точки зрения, договоров царского правительства, тем не менее непонятно почему с подачи первого наркома иностранных дел РСФСР Льва Троцкого условия Портсмутского договора признали и не пытались на международном уровне поставить вопрос об их пересмотре.
Иосиф Сталин, будучи ярым сторонником восстановления и укрепления могущества СССР - преемника российской империи, не мог не воспользоваться в 1945 году сложившейся благоприятной ситуацией для восстановления исторической справедливости. В Потсдамской декларации США, Великобритании и Китая от 26 июля 1945 года, к которой 8 августа присоединился Советский Союз, было зафиксировано, что японский суверенитет будет ограничен островами Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку и менее крупными островами, которые укажут союзники. 15 августа 1945 года Япония приняла Потсдамскую декларацию и капитулировала. Советские войска в результате блестяще проведенной Курильской десантной операции (18 августа - 1 сентября 1945 года) заняли Курильские острова, в том числе Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1946 года эти территории были включены в состав РСФСР.
В Сан-Францисском мирном договоре с Японией от 8 сентября 1951 года зафиксирован отказ Японии от всех прав и претензий на Курильские острова и южную часть острова Сахалин. Правда, вследствие уловок американцев договор не устанавливал, к какому государству переходят упомянутые территории. США постоянно вмешивались в переговорный процесс между Японией и СССР. 1 июля 1955 года государственный департамент США направил правительству Японии ноту следующего содержания:
"1. Хабомаи и Шикотан являются не частью Курил, а составной частью о. Хоккайдо географически, исторически и юридически.
2. Ялтинское соглашение было заявлением об общих целях лидеров стран-участниц и не является правовым юридическим инструментом. Поскольку Потсдамская декларация не упоминает Ялтинского соглашения, то условия этого соглашения не являются обязательными для Японии...
5. Окончательное решение о статусе Южного Сахалина и Курил не было принято, их статус должен быть определен международным соглашением".
Руководитель советской делегации Я. Малик 9 августа 1955 года во время неофициальной беседы с главой японской делегации С. Мацумото сообщил ему, что Правительство СССР в принципе готово пойти на передачу Японии группы островов Хабомаи и острова Шикотан при условии окончательного урегулирования этим территориального вопроса. Подобное поведение руководителя советской делегации объяснялось нетерпением Н. Хрущева, стремившегося как можно быстрее нормализовать отношения с Японией, создав себе ореол миротворца. В результате грубого просчета высказывание советского дипломата укрепило стойкость уже начавших колебаться японских представителей. Тем временем на японскую позицию продолжали влиять США. Государственный секретарь США Д. Даллес при встрече с министром иностранных дел Японии М. Сигэмицу в августе 1956 года заявил, что в том случае, если Япония пойдет на передачу СССР Курильских островов, она никогда не сможет добиться возвращения оккупированной американцами Окинавы.
В этих условиях СССР и Япония все же подписали 19 октября 1956 года Совместную декларацию, которая прекращала состояние войны и восстанавливала дипломатические и консульские отношения между двумя странами. Участник советско-японских переговоров С.Л. Тихвинский в своих воспоминаниях отмечал, что уступка "островов Шикотан и Хабомаи в случае согласия японской стороны на заключение мирного договора, была непродуманным волюнтаристским поступком Хрущева, который в свою бытность руководителем страны, не считаясь с общественным мнением внутри страны и нормами международного и отечественного права, произвольно менял также и границы между союзными и автономными республиками Советского Союза (передача Крыма Украине, ряда российских территорий - Казахстану и Чечне и т.д.). В случае с Японией Хрущевым не только была юридически размыта ялтинская договоренность СССР, США и Великобритании о передаче СССР Курильских островов, но и Сан-Францисский договор, предусматривавший, что Курильские острова не входят в территориальный состав Японии... Таким образом, нынешнему, длящемуся уже 40 лет тупику в российско-японских отношениях, возникшему из-за японских притязаний на так называемые северные территории (которые наряду с островом Хабомаи и Шикотан, по мнению японской стороны, также включают острова Итуруп и Кунашир), мы всецело обязаны недальновидности и самоуправству Хрущева".
Сам же Хрущев, объясняя общественности мотивы этого своего экстравагантного решения, писал следующее: "Хочу... сказать несколько слов, чтобы было понятно, почему мы решили пойти в те годы на уступку Японии, точнее - этому премьеру, который приехал к нам и проводил политику сближения и дружбы с Советским Союзом. Мы считали, что такая уступка не имеет особого значения для СССР. Там лежат пустынные острова, которыми пользовались только рыбаки и военные. Оборонного значения при современной военной технике эти острова тоже не имеют. Когда мы получили ракеты, которыми можно поражать врага на тысячи километров, острова утратили значение, которое они имели ранее для береговой артиллерии. Экономического значения они тоже никакого не имеют. По-моему, и никаких полезных ископаемых там не было найдено. Зато дружба, которую мы хотели завоевать со стороны японского народа, наша взаимная дружба имела бы колоссальное значение. Поэтому территориальные уступки с лихвой перекрывались бы теми новыми отношениями, которые сложились бы между народами Советского Союза и Японии.
Мы хотели усилить влияние этого премьера в японской внутренней и международной политике, считали, что она должна развиваться в сторону укрепления дружеских отношений с Советским Союзом".
Так виделась ситуация Хрущеву, игнорировавшему тот очевидный факт, что, помимо размещения батарей береговой артиллерии, Курильские острова служат естественным ключом, запирающим Охотское море от флотов противника, и делают его фактически внутрироссийским, создавая дополнительный морской рубеж обороны русского Дальнего Востока. С потерей же Южных Курил Япония и соответственно США получают свободный доступ в акваторию Охотского моря. В экономической же сфере некомпетентность Хрущева заключалась в том, что он не допускал возможности того, что когда-то в будущем в регионе Южных Курил будут обнаружены богатейшие залежи полезных ископаемых, что и произошло в 1980-х годах. Недальновидным советский лидер оказался также в политической сфере. Уже в начале ноября 1956 года тот самый премьер-министр Хатояма, чье влияние надеялся усилить Хрущев, был вынужден уйти в отставку, а на смену ему пришел кабинет министров, взявший курс на политическую конфронтацию с нашей страной.
Отсутствие мирного договора между СССР и Японией не помешало развитию двусторонних отношений. Россия наводнена японскими товарами - бытовой техникой, автомобилями (в некоторых российских регионах праворульные японские автомобили преобладают как средство передвижения). Токио участвует в международном проекте по разработке нефтегазовых месторождений на шельфе Сахалина и изучает возможность инвестиций в строительство нефтепровода из Восточной Сибири до побережья Тихого океана, чтобы снизить свою зависимость от ближневосточных поставок.
К сожалению, некоторые круги японской общественности по-прежнему считают, что по международному договору, заключенному в 1945 году в Сан-Франциско, Япония отказалась только от Сахалина и Курильских островов, а не от "северных территорий" (Южные Курилы). Слабость этого аргумента очевидна: во-первых, ни в одном из международно-правовых документов не зафиксировано положение о том, что южнокурильские острова (так называемые северные территории) не входят в состав Курильских островов; во-вторых, ссылка японцев на Сан-Францисский договор некорректна, поскольку СССР его не подписал.
Прочность позиции России по вопросу о Южных Курилах состоит прежде всего в том, что де-факто эти острова принадлежат именно нашей стране. Как показывает исторический опыт, еще ни одно государство в мире не отказывалось добровольно от собственной территории в пользу другого государства, тем более государство-победитель. Любая попытка передачи другому государству части территории, де-факто принадлежащей России, может создать опасный международный прецедент, способный вызвать цепную реакцию по аналогичному предъявлению к России разного рода территориальных претензий со стороны других государств. В результате может быть в одночасье разрушен весь каркас послевоенного устройства мира.

http://www.redstar.ru/2005/11/23_11/4_05.html



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме