Передо мной открылись врата
- Вы в последнее время усиленно избегаете публичности. Бежите от мирской суеты?- Зачем людям собой голову забивать? Ничего особенного в моей жизни не происходит. Служу в храме Святителя Николая в Раушском переулке или в храме Софии Премудрости Божие на Софийской набережной. Все время занят писаниной, сейчас выпустил книгу "XIV принцип".
- Богословская литература?
- Нет, сказка для взрослых. Конечно, герой определяет себя в самом начале повествования как православного христианина, но не в этом суть. Пишу сценарии. Последний называется "Мотылек". Про семилетнюю девочку, которая случайно отстала от родителей, и городское дно становится ей защитой.
- Вы были талантливым актером и драматургом, а священнослужитель, по собственному же признанию, средненький.
- Что есть, то есть. К тому же я не выбирал: "Родина сказала: надо, комсомол ответил: есть".
- Хотите сказать, священный сан сам вас нашел?
- Хорошо, я бы мог продолжать снимать картины. И вот однажды я бы сделал гениальный фильм. Мне бы дали премию, на которую я бы купил хороший дом для своей семьи. Но все это ничто по сравнению с тем ощущением присутствия Вечности, которое я получаю во время богослужения. Кстати, если бы я не принял сан, то, скорее всего, жил бы сейчас за границей в окружении топ-менеджеров, которые не могут вернуться в Россию по причинам юридического характера.
- Отец Иоанн, не секрет, что ваше рукоположение многими ортодоксами было воспринято как очередное, особо извращенной формы, глумление над православием. А коллеги и журналисты решили, что это нехилая пиар-акция с вашей стороны.
- Это была бы гениальная пиар-акция! Но это не так. А возмущались?! Правильно возмущались. Непостижимо, чтобы человек с моей биографией стал священнослужителем. Хотя в истории церкви есть много подобных примеров, начиная с апостола Павла, который был гонителем христиан. Только не подумайте, что я сравниваю себя с апостолом. Я простой человек, который беспрерывно борется с самим собой. В свое оправдание могу сказать, что эпатажем занимался исключительно потому, что хорошо понимал те правила, по которым в моей профессии надо играть.
- Когда становились священником, сомнения вас посещали?
- Все произошло стремительно. Одна беседа с митрополитом Среднеазиатским Владимиром Икимом - и решение было принято. Он сказал: "Твое предназначение быть священником. В душе у тебя неспокойно оттого, что ты сейчас не на своем месте". Выдернул меня из моего хулиганского прошлого, как редис из земли в дождливую погоду. Когда-то, как это ни смешно, к церковной жизни меня подтолкнула йога, которой я занимался семь лет. Однажды я таки, кажется, добился сатори (высшее состояние сознания). И если визуализировать мои ощущения, то передо мной открылись врата и оттуда пахнуло таким океаном, что я сообразил (я вообще смекалистый калужский селянин): один туда - никогда! Только на церковном корабле. А те мои знакомые, которые все же высунули голову за эти врата, сейчас по психдомам сидят, пилюльки сосут.
Пори чадо свое
- Вы, когда становились священником, уже были женаты на актрисе Оксане Арбузовой. Какова была ее реакция?- Ей понравилось. Сейчас она хрустально-чистая христианка. Если я спасусь, то только через нее. У меня одного никаких шансов.
- Ходят слухи, что Оксана вернулась к актерской профессии.
- Это преувеличение. Она всего-навсего снялась в рождественских сказках для детей. Ей недавно сделали предложение вести православную передачу на телевидении. Думает.
- Что смущает? Вы не разрешаете?
- Я-то "за". Согласен со всем, что моя жена находит разумным. Но она опасается, что ей не будет хватать времени на детей. Она настоящая мать, женщина-терминатор. Оксана умудряется отвезти детей в школу, свозить на кружок, все постирать, вымыть, в иконописной мастерской закончить икону, забрать детей из школы, выучить правило ко причастию, встретиться со своими подружками...
- А тем временем вы...
- А я могу еще даже не проснуться, особенно если всю ночь писал. У нас все рушится, надо ремонт делать, поэтому я много пишу. Я, впрочем, тоже трудоголик. Самое радостное ощущение, когда завершил какое-нибудь дело, особенно если оно казалось невозможным.
- Батюшка, это правда, что вы порете своих детей?
- Да, но не радикально. Детей нужно пороть. Есть книга "Домострой", такая сердитая, но на самом деле не сердитая, а целесообразная. Там сказано среди прочего: "Пори чадо свое, дабы не умыло оно твое лицо слезами". До 12 лет ребенка надо шлепать. (Задумывается) Наверное, и дальше, лет до 50 не повредит. И все родители, у которых дети не в качестве альтернативы пуделю, это понимают.
- Что это за "пудель" такой?
- Это когда ребенок у родителей принципиально один. Я думаю, семья начинается с трех детей. Женщина понимает, что такое материнство, только трижды родив, а у мужчины формируется общинное мышление. Он начинает думать за общину, даже когда покупает игрушки: важно, чтобы никто не обиделся, не почувствовал себя обделенным. Должно быть так: маленькая ячейка - семья, потом община при храме, потом государство.
- Расстроитесь, если ваши дети выберут актерскую профессию?
- Я бы, конечно, хотел, чтобы они стали врачами, летчиками. Но буду потворствовать им в их собственном выборе. Девочкам я бы в первую очередь пожелал стать хорошими женами, найти свою половину. Без половины человек не целостен. Девчата у меня активные, даже слишком. У старших желтый пояс по айкидо. Учителя жалуются, что они в школе применяют приемы, пытаются таким образом восстанавливать справедливость. Хочу, чтобы они начали изучать танго, вальс и фонтанго. Чтобы не опозорились на выпускном вечере. Я сам тоже айкидо занимаюсь, сейчас усиленно сгоняю вес. Потому что скоро начнутся спарринги.
- Вам, батюшка, мне кажется, больше пристало бы заниматься русским рукопашным боем.
- Ерунда какая! Нет такого боя. Это вам скажет любой осведомленный в теме боевых искусств человек. Я видел учебник по этому бою. Автор все содрал с пособия по тайскому боксу, те же самые приемы, только называются они на псевдорусский манер. Например, "отшлепок двойной пяточкой". Эдакий "...и аж заколдобился..." Ильфа и Петрова.
- Предпочитаете жесткий спорт?
- А еще ролики, альпинизм. Поверьте, мне есть чем заняться: в пейнтбол играю - эдакие солдатики для сорокалетних, ножи инженерю. А кует мне их известный кузнец Титов. Поддерживаю форму как киношник, смотрю все новинки.
Не чувствую ангелов за спиной
- Бывает искушение по-настоящему вернуться в кино?- Это как Господь управит. Вдруг мне патриарх скажет: "Иди в фитнес-клуб, наращивай мускулы, и будешь ты терминатора играть". Я не начну кричать: "Нет, святые отцы, только не это!" Мне придется подчиниться. Священнослужители, они как военные.
- Вы начинали интересный замысел - цикл кинофильмов о святых Русской православной церкви. Почему все заглохло?
- Такие вещи всем миром надо делать. Мне давали на этот проект деньги мои друзья-бизнесмены. Я мог бы продолжать дальше паразитировать на их щедрости, но рано или поздно они стали бы раздражаться. А я считаю, что никакой гениальный проект не стоит одного человека, который будет злиться при виде церковных куполов. Я не хотел их отвадить от церкви. Жаль, конечно, потому что, по-моему, этот проект идеален с точки зрения государственной идеологии - история Государства Российского в лицах.
- Став священником, вы, наверное, потеряли многих своих прежних друзей?
- Никого я не потерял, только приобрел.
- Пытаетесь наставлять их на путь истинный?
- Я говорю честно и прямо то, что думаю: "Детей надо причащать, будут папу-маму любить, в старости обеспечат. Думай об этом, друг мой, думай!" Потому что совершенно убежден, что церковь - единственный способ выдержать все тяготы жизни. Но я осторожно даю советы, мне очень неудобно перед небом, если я сделаю что-нибудь не так по отношению к человеку. Это даже не страх Божий - Бог всемилостив и все прощает. Нет более тонкой субстанции, нежели душа, и вмешиваться в нее можно лишь по желанию самого человека и очень осторожно. К тому же, я не чувствую ангелов за спиной, у меня нет мистического опыта.
- Батюшка, а в свет вы хотя бы иногда выходите?
- Друзья выводят, но это тяжело, потому что у меня слишком умные друзья. Один товарищ пригласил недавно на джазовый концерт. Собрались знатоки джаза, а я сидел среди этих маньяков как зайка, уши у меня были красные, потому что в одно ухо мне дудели в дуду, а в другое били в барабан. Да, я диковатый. Как был деревенщина, так и остался.
Потом был тонкий хлад
- Отец Иоанн, вас считают большим оригиналом в церковной среде, говорят, что вы даже богослужения проводите на свой особый манер.- Ерунда. Богослужение надо проводить в соответствии с традицией. Богослужение - это не театральное действо, а мистическое. Большинство людей, которые приходят в храм, даже не понимают, что происходит, но ощущают некий внутренний трепет. Как говорится в псалме: "Сначала был ветер, но это был не Бог, потом был гром, но это был не Бог, потом был хлад, но это был не Бог, потом был тонкий хлад, и в тонком хладе был Господь". Тонкий хлад на обыденном языке - это мурашки, трепетное ощущение. Я глубокий противник перевода церковных богослужений на русский язык. Потому что при этом теряется смысл многих слов. Отличие русских людей от остальных - коренное: мы говорим на богослужебном языке, даже когда с соседями ругаемся.
- Даже когда нецензурно?
- Да, поэтому бранная лексика не приветствуется.
- Ходят слухи, что именно у вас исповедуется весь московский бомонд.
- Неправда. В той же мере, что и у других священников.
- Где вы летом отдыхали?
- Милые люди пригласили на Кипр, оплатили дорогу, сам бы я не потянул, билеты недорогие, но когда умножаешь на восемь...
- Слышала, одно время вы предлагали свои услуги в качестве духовника коммерческим корпорациям.
- Не секрет, что в корпорациях уровень стресса очень велик. Для русского человека рассказывать о своих проблемах психоаналитику - это абсурд, он лучше случайному человеку в поезде всю душу выложит. Или батюшке. Вот я и подготовил для компании "Никойл" проект психотерапевтического кабинета. Специально для этой цели получил диплом психолога, окончил Институт нейролингвистического программирования и курсы гипнотерапии по методу Эрриксона.
- То есть методами манипуляции человеческим сознанием владеете в совершенстве?
- Тот психоанализ, который преподносят в психотерапевтических кабинетах восторженные дамы, - это одна триллиардная того, что нам подсказывает опыт исповедальной практики. Исповедь - это тот же психотерапевтический акт. Человек пытается рассказать, а священник - понять. Но информация просочилась в прессу и была представлена так: "Попы-мироеды тянут к корпорациям свои жадные короткие пальчики". Руководство "Никойла" испугалось.
- Как же вы вообще решились с банкирами дело иметь? На них же очевидный грех мздоимства!
- С одной стороны, так, а с другой - менеджер, который выдает ссуду, сам очень рискует. Если клиент не вернет деньги, его могут в тюрьму посадить. Он в каком-то смысле жертвует собой.
- Я хотела вам показать текст нашей беседы перед публикацией, но, говорят, вы перестали пользоваться Интернетом?
- Но не потому, что чураюсь мира, мне вирус на компьютере весь софт порушил. Такой вирус живучий, что я, дипломированный программист, с этим поганцем справиться не могу.
ИЗ ДОСЬЕ "ВМ"
Иван Охлобыстин родился в семье военного врача 22 июля 1966 года в Тарусе. С 1978 г. живет в Москве. Служил в армии (ракетные войска). В 1991 г. окончил ВГИК. Сценарист - "Даун Хаус", "ДМБ", "Максимилиан", "Мытарь" и др. Режиссер - "Арбитр", "Чушь. Рассказ ни о чем". Актер - "Нога", "ДМБ", "8 1/2 долларов", "Мама, не горюй", "Мужчина для молодой женщины", "Кризис среднего возраста" и др. Получил 34 отечественных и международных приза в области кинематографии. Работал обозревателем в издательских холдингах "Коммерсант", "Совершенно секретно", одновременно сотрудничал с ведущими российскими телеканалами. Во МХАТе поставил две пьесы: "Злодейку" и "Максимиллиан Столпник". Женат, имеет 5 детей.Дарина ШЕВЧЕНКО
http://www.vmdaily.ru/main/viewarticle.php?id=17802