Обнимаю Россию

Русский человек нерасторжим со своей землей, вдали от родины его душа болит и рвется домой. Если согласиться с современными политтехнологами, то граница России проходит именно там, где находятся ее граждане. В этом случае им выпадает особая честь - послужить своему Отечеству за тридевять земель. Ведь их ум и способности, дела и поступки, характер и воля будут красноречиво свидетельствовать о всей нации, о русском уме и характере, вызывая при общении симпатию или неприязнь, укрепляя или разрушая добрососедские отношения между государствами и народами.

Три волны русской эмиграции... Великое множество человеческих жизней, ищущих спасения и пристанища вдали от родной земли... И жизнь каждого неотделима от матери-России, молящейся о всех своих чадах пред Господом, "от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле" (Ефес.3,15).

Владимир Мальченко родился за границей. Его мать немцы вывезли на работы в Германию. А при возвращении на родину после великой победы большая часть людей, как известно, попадала прямо в концлагерь. Поэтому родителям Владимира пришлось строить свой дом и свое счастье на чужбине. И тем не менее впоследствии именно Россия определила главное в его нынешней судьбе. Об этом журналист Нонна Корженкова беседует со священником Русской Православной Церкви Заграницей протоиереем Владимиром Мальченко, настоятелем храма Святой Троицы в Торонто, в Канаде.
Протоиерей Владимир Мальченко
Корр.: Отец Владимир, расскажите о своей первой встрече с Россией.

Отец Владимир: В 1964 году, когда я с мамой приехал в Советский Союз, в Россию, мне было шестнадцать лет. Мы с бабушкой пошли на Ваганьковское кладбище, на службу. Эта кладбищенская церковь никогда не закрывалась. Был праздник Преображения Господня, храм переполнен богомольными бабушками. Я был потрясен духовной атмосферой, силой молитвы русских людей. У меня было такое же состояние, которое, наверное, пережили послы святого князя Владимира будучи в Святой Софии в Константинополе. Они говорили тогда, что не знали, где находились - на небе или на земле, так им было хорошо. Я почувствовал необыкновенное благодатное состояние, стоя в вашем храме в старое советское время.

Наш митрополит Виталий всегда приветствовал, чтобы молодежь Америки, Канады ездила в Россию, потому что обратно эти люди возвращались совершенно другими. Так что Россия, ее духовная сила, благочестие, молитвенный дух очень многим людям помогли обратиться к Богу. Прежде всего Россия, ее благочестие в храмах повлияло и на меня.

Корр.: А дальше как складывалась Ваша жизнь, кто укрепил Вас в вере?

Отец Владимир: В нашем приходе служил отец Борис Виноградов. Он из священнической семьи, из Уфы. Среди его родных есть новомученики. Сам он как-будто из старой России - с длинной бородой, всегда спокойный, от него веяло духовной силой. Я начал прислуживать в его храме, когда учился в 4-ом классе, затем стал читать на службах и петь в хоре. Мои духовные интересы продолжали развиваться. Родители хотели, чтобы у меня было хорошее образование, поэтому сначала я закончил университет, затем поступил в нашу семинарию и вот уже больше тридцати лет являюсь священнослужителем в храме Святой Троицы в Торонто, где один из самых больших приходов западного мира.

В Торонто есть два храма Зарубежной Церкви - один наш, Свято-Троицкий, а второй, Свято-Воскресенский, который был открыт старыми эмигрантами в знак протеста против Автокефалии тридцать лет тому назад. И, наконец, Храм Христа Спасителя Православной Церкви в Америке (Orthodox Church of America - OCA).

Корр.: Может быть, Вы нам расскажите о своем приходе? Кто прихожане, каков уклад их жизни? И нам было бы интересно узнать, как наши эмигранты хранят русские традиции?

Отец Владимир: Знаете, большинство наших прихожан - русские, которые выехали из России. Надо сказать, что именно благодаря русской эмиграции наши храмы наполнены, особенно в Торонто. Триста человек в храме каждое воскресение.

Торонто - эмиграционный центр в Канаде, первое место, куда приезжают люди, уже потом - Монреаль и Ванкувер. У нас 220 человек в приходской школе.

Ваши дети ходят в приходскую школу по призванию, чтобы знать Закон Божий. А у нас детей посылают в церковную школу, чтобы они научились писать и читать по-русски, ну и естественно - изучать Закон Божий. Иногда на каком-то этапе дети просто просят родителей: пожалуйста, окрестите нас! Хотя большинство, конечно, крещеные. Где дети, там и родители. Многие папы и мамы через нашу школу приходят к вере и познанию Бога. Поэтому наша школа имеет и миссионерскую функцию, в том числе.

Корр.: Надо сказать, что и у нас дети часто приводят родителей к вере.

Отец Владимир: Да-да, история повторяется. Когда мои родители приехали после Второй мировой войны в Канаду, что они знали о Боге, о Церкви? Очень мало. Мы ходили в Русскую школу, где преподавался Закон Божий, и родители, помогая своим детям готовить домашнее задание, сами читали молитвы, Священное Писание. И часто через школу родители приходили к вере. Так было пятьдесят лет тому назад. Это повторилось и сейчас. Такова наша история. Минуло пятьдесят лет, и белая эмиграция начала, так сказать, потихоньку исчезать, и вот Вторая мировая война, и ряды верующих в храмах вновь пополнились. Потом прошло еще пятьдесят лет - опять ряды поредели, и вот перестройка - опять у нас храм наполнен людьми. Такова история.

Вы спрашивали, сохранились ли русские традиции за рубежом? Вы знаете, я бы сказал, что они сберегаются и по сей день. Поколение моих родителей получили драгоценный опыт - и духовный, и патриотический - от первой волны. Например, до того, как мы приехали в Торонто, я не помню, чтобы я вообще когда-либо видел сырную пасху. Мои родители многому могли научиться от старых эмигрантов, их отличал особый патриотизм. А патриотизм и у вас, и у нас - это непросто сегодня. Он так часто отсутствует в личности.

Первых эмигрантов всегда отличало особое воспитание и образование. Они действительно сохранили старый русский быт и хороший русский язык. Они сознательно посылали своих детей в Русскую школу.

Наверное, не просто было белым эмигрантам общаться со второй эмиграцией, тем не менее, они общались и приняли друг друга, молились в одном храме.

У нас ежегодно проводился кадетский бал, и естественно на эти балы ходили все эмигранты. Мы сжились как-то, соединились, и сейчас получилась одна большая семья.

Корр.: Что думают канадцы о России?

Отец Владимир: Вы знаете, я думаю, что если они побывают в России, они ее поймут. У большинства, наверное, предвзятое мнение, потому что столько лет была холодная война. Но через общение с русскими, через поездки в Россию эти барьеры между людьми исчезают, и мы можем расширять свои горизонты и глубже, и лучше понять Россию.

Я встречаю очень многих канадцев, которые часто бывают здесь, в России. Все они просто потрясены красотой Санкт-Петербурга и Москвы, потрясены религиозностью и духовностью, которые на Западе, надо сказать, сейчас исчезают. И каждый человек, посещая вашу страну, чувствует эту духовную силу здесь, в России.

Наш митрополит Виталий слышал о том, что принц Чарльз, наследник престола в Англии, считает, что Россия является единственной надеждой на духовное возрождение всего мира, потому что здесь, в России, есть большая духовная сила - чего нет в западном мире.

Корр.: А как вне России проявляет себя русский характер? Как строится жизнь, быт русских канадцев?

Отец Владимир: Мне кажется, что русские за рубежом, во всяком случае, наши прихожане, живут некой своей, замкнутой жизнью. Они, конечно, живут в канадском обществе, работают на канадских предприятиях, смотрят канадское телевидение, но говорят между собой по-русски, ходят в русскую церковь, пища русская, отмечают русские праздники, очень заботятся, чтобы дети ходили в Русскую приходскую школу, хотя сами они может быть не очень религиозны, но хотят, чтобы дети читали и писали по-русски, чтобы знали Закон Божий.

Очень много молодых родителей везут своих детей на лето в Россию, чтобы они какое-то время провели с бабушками и дедушками, чтобы они знали свою родину, чтобы они русский язык не потеряли, чтобы они остались русскими. Слава Богу, что очень много русских людей не отсекли своих корней, ценят и уважают обычаи и традиции своей Родины.

В Торонто очень много есть русских книжных магазинов, это тоже о чем-то говорит; налажен прокат Фильмов, устраиваются концерты и балы. У нас две или три русских телепрограммы. Раньше русские газеты продавались, сейчас они бесплатно раздаются. На русском языке есть "Желтые страницы" с телефонами русских бизнесменов в Торонто. Недавно образовалась очень интересная организация - Конгресс русскоговорящих в Торонто. Я являюсь представителем этой организации и знаю, что с нами считаются.

Недавно мы пригласили канадского консула, собирающегося в Петербург, и он приехал. За большим "круглым столом" он встретился со всеми представителями русских эмигрантов и священнослужителями Русской Православной Церкви, там были представители русских бизнесменов и русских академиков. Так что эта новая организация растет и признается нашим государством. А сама русская жизнь в Канаде налаживается, развивается, продолжается.

Я могу Вам еще один пример привести, как русский человек обретает себя, если его дело угодно Богу. Один наш преподаватель Александр Быстров был очень далек от церкви, но постепенно, с возрастом стал меняться, иначе на все смотреть. В прошлом году он совершил почти все паломнические поездки, которые есть у вас в России. И так вдохновился, что пошел на курсы агента путешествий, получил диплом. Приехал в Россию на курсы по организации паломнической службы в Московской Патриархии, закончил их, получил диплом и хочет открыть агентство путешествий, в том числе посылать людей в Россию, чтобы они могли посещать здесь святые места. Удивительно, как Россия трогает людей! Особенно ваши святые места и монастыри людей просто меняют, даже так, что человек находит новую профессию, чтобы открыть дорогу другим, так сказать, сделать доступным духовное наследие и сокровища ваших храмов и монастырей по всей России.

Корр.: А ностальгия русских канадцев не зовет их обратно на родину? Нам в России нужны умные и верные люди.

Отец Владимир: Вы знаете, очень часто мы видим такое явление, что приезжают русские люди на запад и некоторым очень тяжело, морально тяжело. Когда человек живет дома, в России он часто не замечает, как общение, язык, культура поддерживают его. Когда же он в одночасье лишается всего этого, часто случается кризис. Он мучительно ищет выход. И неожиданно для себя находит успокоение, когда приходит в храм Божий.

Оказавшись на Западе, человек, быть может, впервые в своей жизни спрашивает себя: кто я, какого я вероисповедания, какой национальности? Не просто ответить на вопрос: "кто есть я?", но это насущное требование души. Впервые, быть может, в своей жизни человек начинает искать Бога и находит Его. И через некоторое время, знаете, на все по-другому начинает смотреть. Ни хлебом единым жив человек.

Я знаю, что очень многие русские канадцы, спустя какое-то время, начинают часто приезжать на родину, посещать своих родителей, которые уже в пожилом возрасте. Они везут к ним своих детей. И сами получают большое утешение. Когда они жили в России, им некогда было ездить по святым местам, ходить по музеям, по театрам. Сейчас, когда они приезжают сюда туристами, паломниками, они могут удовлетворить свою любовь к русской культуре, к театру, к церкви, к святыням. Они интенсивно включаются в процесс познания самого себя, им открывается духовное пространство веры, глубины и таинства Церкви, они совсем по-другому начинают смотреть на свою родину, особо ценить ее. Так и бывает, что начинаешь ценить тогда, когда потерял. Так что не просто поехать в другую страну для тихой, спокойной жизни. Есть оборотная сторона этого выбора.

Есть и такой пример. К нам приехала молодежь, потому что это было модно. По образованию, в основном, программисты. Родители остались в России. Теперь в их душе совершился переворот, открылось другое знание, и они хотели бы вернуться на родину, но вместе с тем понимают, что за эти годы у них многое определилось и состоялось: есть работа, семья, дети, устоявшийся уклад жизни, в котором важное место занимает и наш храм, и новые друзья из прихода. Возник свой круг жизни, достаточно замкнутый, привычный. Мы часто общаемся, в праздники друг друга приглашаем в гости.

Таким образом, с одной стороны, они уже пустили свои корни в Канаде, а с другой стороны, совесть их зовет вернуться в Россию.

Я им очень не завидую. Сложная ситуация. Не знаю, как многие будут выходить из нее. Уезжая заграницу, они не предполагали, что человек через пять-шесть лет совершенно по-другому смотрит на жизнь.

В нашем приходе пять человек в возрасте от тридцати до сорока лет хотят вернуться обратно, поступить в Духовную семинарию, служить родине и Церкви. И мне дали даже задание узнать условия приема в Московскую Духовную Семинарию и Академию.

Вот видите, какая перемена: выехали из России и совершенно другими стали людьми, хотят вернуться, служить Церкви и Богу. Ведь русский человек укоренен в Боге и пока этого не осознает, очень страдает. Россия очень сильна своей духовностью, у вас очень развита богословская мысль. К тому же вас очень много, чувствуется какая-то сила в ваших храмах, в вашей Церкви, в ваших духовных заведениях. А у нас совершенно другие масштабы. Хорошо, что мы живем в большом городе, нас много в общине и мы держимся вместе. Но эти молодые люди хотят быть ближе к подлинной духовности, к подлинному благочестию, хотят быть ближе к родным святыням, к священной русской истории. У нас, конечно, есть свои святыни. Но нельзя сравнить наши святыни, наши богословские школы, наши приходы с вашими - это несравнимо. Поэтому и возникает необыкновенная тяга - быть ближе к этой силе духовной. А она только у вас.

Я считаю, что духовное образование можно получить только у вас. И правильно отец Петр Перекрестов, священнослужитель из Сан-Франциско, на вопрос, какая разница между нашими семинариями, заданный в прошлом году при посещении нашей делегацией Московской Духовной Академии, ответил, что в нашей семинарии учат быть пастырями, совершать богослужение, проповедовать слово Божие.

А у вас, кроме пастырского подхода есть развитие богословской мысли. Ваши духовные школы после Второй мировой войны высоко поднялись и окрепли, и поэтому наши молодые люди хотят научиться подлинному православному богословию. А это можно только у вас.

Мы были на престольном празднике в честь святого Иоанна Богослова в Санкт-Петербургской Духовной Академии и Семинарии, где служил владыка Константин. Три хора, вокруг нас столько молодых ребят, которые хотят посвятить свою жизнь Богу. Как это утешает и как это вдохновляет нас всех. У нас учащихся не так много.

Мы получили самое хорошее впечатление об этом празднике и о воспитанниках семинарии. Так что, дай Бог, вашей духовной школе дальше продолжать процветать, готовить молодежь на пастырское служение, дай Бог.

Корр.: Надо сказать, что и Россия сегодня многим обязана русской эмиграции, которая сохранила духовное наследие для грядущей России, в которую они свято верили. И теперь мы учимся заново жить и думать, читая их труды, стараясь воспитать в себе национальный духовный характер, необходимый для возрождения России. Мы также помним и чтим отца Серафима (Роуза), чей жизненный подвиг окрылил многих, его книги поддержали нас в самое трудное время - в начале пути. Отец Владимир, наверное, Вы встречались с отцом Серафимом?

Отец Владимир: Я отца Серафима слушал на Молодежном съезде в Сан-Франциско много лет тому назад. Он, конечно, считается у нас очень большим авторитетом, и он очень приблизился к Православной Церкви, выбрал Русскую Православную Церковь своей родной Церковью и знаю, что для него идеалом была Святая Русь. И он жил этим идеалом Святой Руси.

Корр.: Его книги так много сделали для России. Будучи нашим современником, он говорил о православии на языке нашего времени. Это производило необыкновенное впечатление.

Отец Владимир: Да-да, все мы растем, благодаря деятельности добрых людей. И это все делается по Промыслу Божию. Господь Бог посылает таких людей, которые нам нужны на нашем духовном пути.

Корр.: Отец Владимир, вы, наверное, много путешествуете?

Отец Владимир: Знаете, когда я стал священником, начал ездить на Афон где-то в 70-х годах. Между прочим, вся молодежь в нашем храме старается каждый год посещать Афон, потому что если кто хоть один раз побывал на Святой Горе, того каждый год благодать Божия тянет туда.

Но потом я начал через год ездить на Святую Землю, жить в наших монастырях, устраивал паломнические группы, возил своих прихожан туда. Так поочередно я ездил на Афон и на Святую Землю и всегда скорбел, что дорога в Россию была для нас, священнослужителей, закрыта. Не потому, что нельзя было ездить в Россию, мы не боялись этого, просто было неудобно в советское время священнослужителю приезжать сюда, потому что для наших прихожан это было бы большим соблазном, к сожалению.

Я помню, как говорил митрополиту Виталию: "Владыко, мне снится, что я шагаю по Москве". А владыка Виталий отвечает, что ему снится, как он шагает по Севастополю. Он вспоминал то, последнее время, до отъезда с белыми в Константинополь. И вот в 1989 году он мне говорит: "Ну, теперь можно ездить". Я один из первых, кто купил билет и с матушкой приехал в Россию на две недели в 1989 году. До самого дня отъезда я не говорил даже своим прихожанам: настолько это было новое, волнующее, необычное и долгожданное событие. И с того времени я каждый год приезжаю сюда, обнимаю Россию, посещаю ее святыни, храмы, монастыри. Каждый день мы бываем на службе, посещаем своих родственников, друзей, знакомых. Теперь для меня это неотъемлемая часть моей жизни - ежегодное посещение России и Афона.

Корр.: В прошлом году именно на Афоне вы познакомились с протоиереем Игорем Филиным, настоятелем храма прп.Серафима Саровского в Песочном и Валентином Ивановичем Боцвиным, возглавляющим Благотворительный фонд имени Иннокентия Сибирякова. И эта встреча была не случайной, так как Вы особо почитаете афонского молитвенника, схимонаха Иннокентия (Сибирякова) уже четверть века. Расскажите, как Вы узнали о нем?

Отец Владимир: Пожалуйста. Я начал ездить на Афон где-то в конце 70-х годов. Сначала мы располагались на территории Ильинского скита, который принадлежал тогда, можно сказать, Зарубежной Церкви. Это была, как наша база. Я каждый день ходил по дороге из Ильинского скита в столицу Афона - Карею. А там недалеко как-то царственно на горе стоял этот Андреевский скит. Знаете, это огромное, необыкновенно красивое сооружение. Каждый, кто его посещает, начинает его особенно ценить и любить, и жалеть о том, что он совершенно пустой. Все разрушается, никого нет, никого не пускают. Богослужений нет, даже в собор нельзя попасть. Случайно я купил книгу об Андреевском ските и узнал эту интересную историю, как и почему он был основан. Главная причина создания Андреевского скита - чтобы был свободный доступ русских людей на Афон. Когда вы узнаете его историю, тогда вы начинаете чувствовать его славу и величие даже среди запустения и забвения. Я стал собирать об Андреевском ските и его насельниках материал с помощью отца Ефрема, который и сейчас живет на Афоне. Он нашел статьи из журнала "Нива" о строителе и спонсоре Андреевского скита - отце Иннокентии. Мы вместе собирали материал, сделали дополнительный набор в монастыре, и получилась книга "Летопись Андреевского скита". Читая ее, многие теперь узнают и об отце Иннокентии. Когда читаешь об его жизни, точнее житии, то поражаешься, как такой человек, миллионер, все бросает и становится монахом на Афоне. На свои деньги строит самый величественный собор на Балканах. Как будто про него скажет преподобный Силуан Афонский: "В ком живет Дух Святый, тому богатство не вредит, ибо душа его вся в Боге, от Бога изменилась и забыла свое богатство".

Корр.: 22-24 ноября этого года в Петербурге в здании Двенадцати коллегий состоится Международная конференция, посвященная благотворительности в России. Она приурочена к 145-летию со дня рождения Иннокентия Михайловича Сибирякова - схимонаха Иннокентия. Ее учредители - Санкт-Петербургский университет, Духовная Академия, Фонд Андрея Первозванного и, конечно, Благотворительный Фонд Иннокентия Сибирякова.

Отец Владимир : Я непременно приеду на эту конференцию почтить память человека, которого некогда знала вся просвещенная Россия. Неслучайно его имя привлекает столько внимания, потому что он был благотворителем, человеком милосердным, а именно милосердие сейчас очень нужно на земле.

Корр.: Известно, что Иннокентий Михайлович Сибиряков вместе со святым праведным Иоанном Кронштадским были соучредителями благотворительных дел. Они вместе спонсировали дом-приют для детей в Райволово. А в трудную для него минуту, когда сребролюбцы оклеветали Сибирякова, как это часто бывает с праведниками, сам государь-император Александр Третий заступился за него. Его хотели признать умалишенным, чтобы прекратилось столь щедрое благотворение всем нуждающимся. Зато после полного оправдания для Иннокентия Сибирякова открылся путь в иной мир - монашество.

Отец Владимир: Вспоминаю, как я, будучи в пустом Андреевском скиту, в первый раз добрался до костницы, где находятся все черепа и кости монахов, подвизавшихся здесь. Я увидел, что череп отца Иннокентия темно-коричневого цвета, а это большая редкость на Афоне, все остальные черепа - белые, только вот черепа старцев-основателей - отца Виссариона и отца Варсонуфия темно-коричневого цвета, в том числе и череп отца Иннокентия. Это производит неизгладимое впечатление, которое остается с вами на всю жизнь. После такого опыта я всегда в своем храме в Торонто поминаю этих старцев - Виссариона и Варсонофия, и отца Иннокентия. Из книги "Летопись Андреевского скита" вы узнаете, что его родителей звали Михаил и Варвара, что он построил себе келью для уединенной жизни вне монастыря с храмом в честь святого Михаила Клопского и великомученицы Варвары. Это трогательно, что он так почитал своих родителей, что построил храм в честь их небесных покровителей. Теперь и мы поминаем его родителей.

Посещая регулярно Афон, мы каждый раз теперь останавливаемся в Андреевском скиту. Он стал нашим любимым, ближе всего нам по духу, дорог нам своим славным прошлым. И сейчас он возрождается.

Корр.: Теперь вы можете побывать и на Северном Афоне - на Валааме, где на средства Иннокентия Сибирякова был построен Воскресенский храм, который сохранился до наших дней.

Отец Владимир: Вы знаете, мы мечтаем о Валааме, о Соловках, о Великом Устюге и, даст Бог, все это будет впереди. Вся жизнь впереди, мы живем надеждой, что мало-помалу в течение нашей жизни мы посетим все святые места на нашей Родине - от Соловков до Крыма.

Корр.: Отец Владимир, что вы пожелаете нашим читателям. Они буду очень рады услышать Ваше доброе напутствие.

Отец Владимир: Мне очень приятно видеть, что в России необычайно развито почитание святых и подвижников благочестия, новомучеников. Подражание их делам, благочестию и милосердию поможет каждому встать на подвиг милосердия и любви, познания своей веры, и когда человек живет этим, он и сам обогащается, и семья будет обогащаться, и вся страна будет обогащаться. Я просто вдохновлен и утешен такой замечательной деятельностью в России. Храни Вас Господь.

http://www.tradicia.soborspb.ru/gosti/4_vl.mal.-toronto.htm
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Владимир Мальченко:
Все статьи автора
Последние комментарии
Нельзя осуждать суррогатное материнство
Новый комментарий от Владимир Петрович
09.12.2019
Еще раз о могиле «екатеринбургских останков»
Новый комментарий от казак.бел
10.12.2019
Модернистские потуги или обыкновенное невежество?
Новый комментарий от София7
05.12.2019
Убогая кураевская методология
Новый комментарий от Oldman1312
09.12.2019
Заработала авторизация и форум
Новый комментарий от Разработчик РНЛ
04.12.2019
Протодиакон Кураев примеряет мундир апологета нацизма?
Новый комментарий от Ортодоксос
07.12.2019
«Полуправда хуже лжи» нужно адресовать самому Ю.А. Григорьеву
Новый комментарий от Николай Волынский
28.11.2019