Церковь и государство: определение приоритетов

0
138
Время на чтение 3 минуты
Объем присутствия той или иной религии в публичной сфере будет зависеть от потребностей верующих на местах, считает митрополит Кирилл

В октябре текущего года французский журнал "Diplomatie" опубликовал интервью с главой Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП) митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом (Гундяевым). В беседе с французским журналистом митрополит Кирилл, в частности, заявил, что в России было бы полезно закрепить на законодательном уровне особые отношения государства с четырьмя основными религиями страны. Эту инициативу "НГР" пытались проанализировать в статье "Кому нужен этот договор?" (см. N 15 от 19 октября 2005 года). Корреспондент нашей газеты попросил митрополита Кирилла прокомментировать свою позицию.

-В своем интервью жур-налу "Diplomatie" вы подчеркнули, что в России было бы полезно установить особые отношения государства с православием, исламом, иудаизмом и буддизмом. Вы привели пример закрепления особого положения Православной Церкви в Греции и Грузии. Возможна ли реализация грузинской и греческой моделей в России, где традиционных религий, по вашим словам, четыре?

- История цивилизаций показывает, что чаще всего одна какая-то религия вносит определяющий вклад в конституирование народа как такового. Поэтому в мононациональных государствах, сохранивших традиционные верования, речь идет об установлении особых отношений лишь с одной религией. В России, как известно, носителями традиционных религий являются изначально несколько народов, которые составили одно государство, распространив свои религиозные взгляды среди других этносов. Разумеется, православие сыграло здесь исключительную роль, будучи на протяжении долгого времени государствообразующей религией.

Эффективность модели религиозно-государственных отношений, предполагающей особый статус одной или нескольких религиозных организаций, напрямую не зависит от того, скольким организациям такой статус будет предоставлен. Приоритетными партнерами властных структур вполне могут быть несколько общин, которые часто имеют совпадающий взгляд на вещи. Конечно, часто государству легче договориться с одной общиной, но потенциальная польза от многосторонних отношений в этой сфере себя оправдывает.

- В интервью вы говорите о "четких и понятных правилах", которые должны появиться во взаимодействии государства и религиозных объединений при оформлении "особых отношений". Какими могут быть эти правила в России? Что конкретно дают религиозным объединениям "особые отношения" с государством?

- Пока сложно говорить о конкретной нормативно-правовой форме регулирования церковно-государственных отношений. Но результатом должно стать появление наиболее благоприятных условий для исполнения традиционными религиями общественно полезных задач.

В первую очередь более детальное регулирование необходимо в социальной сфере, где потенциал служения верующих далеко не исчерпан. Пока такое служение нередко зависит лишь от благорасположения властей соответствующего уровня. К сожалению, не все руководители в полной мере осознают его важность.

- По вашим словам, оформление "особых отношений" позволит государству и религиозным общинам "сотрудничать в различных общественных сферах пропорционально количеству верующих, принадлежащих к той или иной традиционной религии". Значит ли это, что даже между традиционными религиями будет проводиться разграничение в правах в зависимости от количества верующих?

- Сегодня в России в разных регионах представители различных религий имеют разное количественное соотношение. Чтобы избежать недовольства последователей той или иной религии, необходимо разграничение не в правах, а в объеме участия той или иной религиозной общины в деятельности, предполагающей таковое сотрудничество. Хочу особо отметить, что речь идет не об ущемлении или пересмотре права конфессий осуществлять свою деятельность в принципе.

Действенность такого подхода видится в том, что объем присутствия той или иной религии в публичной сфере будет зависеть не от решения сверху, а от потребностей верующих на местах, от их свободного выбора. Это даст возможность избежать ситуации, когда, чтобы не обидеть ни одну из конфессий, самым простым выходом видится полное удаление религиозного фактора из всех сфер общественной жизни.

К сожалению, до сих пор ссылки на многоконфессиональность используют у нас для того, чтобы не допустить участия Церкви в ряде сфер общественной жизни.

Станислав Минин

http://religion.ng.ru/facts/2005-11-16/2_state.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Святейший Патриарх Кирилл (Гундяев)
Святейший ответил на вопросы участников
Всемирного фестиваля молодежи
04.03.2024
Доклад Святейшего Патриарха на первом
собрании духовенства Московской митрополии
22.02.2024
Выступление на XII Рождественских
Парламентских встречах
31.01.2024
Все статьи Святейший Патриарх Кирилл (Гундяев)
Последние комментарии
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Русский Иван
24.04.2024 19:49
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Hyuga
24.04.2024 19:06