itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Диалог при свете "Лампады"

Читателям "Труда" отвечает митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл

0
166
Время на чтение 4 минуты
- Посещение президентом Путиным Афона привлекло широкое внимание к этой монашеской республике, но одновременно вызвало вопросы у таких, как мы, не очень сведущих в церковных делах. Вот что хотелось бы узнать. Почему Свято-Пантелеимонов монастырь считают русским, ведь у афонских монастырей, судя по всему, общий статус, а подчиняются они не Московской Патриархии? Что означают намеки некоторых специалистов на опасность "украинизации" русского монастыря на Афоне? С.НИКОЛАЕВ, А. КОСЕНКО, Тамбовская область.

- Афонские монастыри традиционно пользуются достаточно широкой степенью самостоятельности, притом что Святая Гора Афон находится в юрисдикции Константинопольского Патриархата. Афонское монашество всегда было многонациональным, и потому широкая автономия монастырей позволяла культурам православных народов, носителями которой были их насельники, полнее раскрываться в особой духовной среде Святой Горы. Многие афонские монастыри на протяжении веков оказывали благотворное влияние на те страны, откуда происходило большинство их насельников. Так, невозможно представить себе историю грузинского Православия без афонской Иверской обители, болгарского - без монастыря Зограф, сербского -без Хиландара, который сербы почтительно называют Лаврой. То же можно сказать и о Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре, официальное название которого - Руссик (т.е. русский) закреплено в уставе Святой Горы Афон.

Русская православная церковь никогда не проводила между своими чадами разделения по этническому признаку, поэтому разговоры о якобы опасной "украинизации" монастыря не вызывают у нас ни сочувствия, ни поддержки. В самой обители, в братстве которой украинцы составляют меньшинство, эта проблема не актуальна.

- Почему Церковь запрещает курение табака, ведь нигде в Священном Писании на этот счет, по-моему, никаких запретов нет, и в списке грехов курение тоже не значится? Константин ЧЕРНИКОВ, Воронеж.

- Уважаемый Константин! "Курить или не курить, есть дело безразличное, по крайней мере, наша и общая совесть считает это таким", - отвечает святитель Феофан Затворник вопрошающему его духовному сыну, а в другом письме добавляет: "Курение - дело бестолковое; нравственного тут настолько, насколько есть пустого пристрастия и вреда сознаваемого. Последние две черты трудно сознавать самим курящим и трудно разъяснить их некурящим... Добре бросить курение. Оно не только пусто, но подтачивает понемногу здоровье, портя кровь и засоряя легкие. Это есть постепенное себя оядотворение". Другой святитель - митрополит Московский Филарет, говорил, что курение греховно потому, что это удовольствие противоестественное (именно потому, что вредит здоровью: ведь Господь устроил так, что в идеале полезное и приятное должно совпадать). Святой апостол Павел пишет: "Все мне позволительно, но не все на пользу; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною" (1 Кор. 6, 12), и потому курящим людям, особенно заядлым курильщикам, необходимо помнить, что любая страсть, являясь болезнью души, невидимыми звеньями сцеплена с другими недугами.

- Верно ли утверждение нашего батюшки, что воскрешены будут вовсе не все умершие, а только те, кто состоялся как личность? Если это так, то как это можно понять? А если нет, то какой смысл в воскрешении, например, умалишенного от рождения и умершего во младенчестве, если он не успел никак себя проявить в земной жизни? Или я что-то не так понимаю? В.П. АФОНИН, Белоруссия.

- Ваш вопрос затрагивает очень важную тему - о происхождении человеческой души. Православная антропология, или учение о человеке, утверждает, что душа человека имеет личное, уникальное бытие и неповторимую индивидуальность. Уникальность человеческой души указывает на ее внечеловеческое и сверхъестественное происхождение. "Душа не рождается и не рождает, и не знает какого-либо отца, кроме Того, Кем сотворена", - говорит святитель Иоанн Златоуст. У сотворенной Богом души есть начало бытия, но нет конца.

С православной точки зрения человеческая жизнь начинается не рождением и кончается не смертью. Рождением и смертью как двумя вехами ограничивается лишь один из ее этапов. Ему предшествует внутриутробная жизнь, за ним следует жизнь загробная. Человек получает бессмертную душу с момента зачатия. Отсюда и протест Церкви против абортов, трактуемых как убийство человека, хоть еще и нерожденного. Преподобный Ефрем Сирин пишет: "Кто умер во чреве матери и не вступил в жизнь, того (Судия) сделает совершеннолетним в то же мгновение, в которое возвратит жизнь мертвецам (во всеобщем Воскресении)... Младенец, которого мать умерла вместе с ним, во время чревоношения, при воскресении предстанет совершенным мужем и узнает матерь свою, а она узнает детище свое... В воскресении нет ни больших, ни малых. И преждевременно родившийся восстанет таким же, как и совершеннолетний. Только по делам и по образу жизни будут там высокие и славные: и одни уподобятся свету, другие - тьме".

Все люди, рожденные или еще нет, одинаково ценны в глазах Бога. Он знает каждого из нас по имени - даже тех, кто еще находится в утробе матери: "Ибо Ты устроил внутренности мои, и соткал меня во чреве матери моей... Не сокрыты от Тебя были кости мои, когда я созидаем был втайне... Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было" (Пс. 138, 13-16). Что касается умалишенных, то их душа, сотворенная Богом, по своим свойствам (индивидуальности, уникальности, разумности и духовности) ничем не отличается от души здорового человека. Для внешних человек умалишенный - неразумен, но это не говорит о неразумности его души. Болезни, называемые душевными, являются, как правило, болезнями телесными, из-за которых человеческая душа не может проявить своих свойств, в частности, разумности.

Учение о бессмертии души имеет следствием положение о посмертной участи тела. "Каждому телу будет возвращена его душа", - пишет святитель Ириней Лионский. Воскресшие тела будут отличаться от их прежнего земного состояния: "сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное" (1 Кор. 15, 41-44). По выражению святителя Афанасия, "наподобие семян, ввергаемых в землю, мы, разрешаясь, не погибаем, но как посеянные воскреснем. Через сошествие Бога Слова произошло исцеление и обновление человеческой природы, а поэтому восстанут все, все будут воскрешены и всем возвратится полнота их природы, хотя и в преображенном виде".

http://www.trud.ru/006_Sbt/200511122120604_.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Святейший Патриарх Кирилл (Гундяев)
Святейший ответил на вопросы участников
Всемирного фестиваля молодежи
04.03.2024
Доклад Святейшего Патриарха на первом
собрании духовенства Московской митрополии
22.02.2024
Выступление на XII Рождественских
Парламентских встречах
31.01.2024
Все статьи Святейший Патриарх Кирилл (Гундяев)
Последние комментарии