Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Наши оборонные приоритеты

Красная звезда

11.11.2005

В Министерстве обороны РФ продолжается совещание руководящего состава Вооруженных Сил Российской Федерации. Перед Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил РФ Владимиром Путиным, другими высшими руководителями государства и военачальниками, которые приняли участие в совещании, выступил министр обороны Российской Федерации Сергей Иванов. Он подвел итоги работы военного ведомства и Вооруженных Сил в 2005 году и рассказал о перспективах и приоритетах военного строительства на 2006-2010 годы.

ВЫСТУПЛЕНИЕ министра обороны РФ С.Б. Иванова на совещании руководящего состава Вооруженных Сил

Товарищ Верховный Главнокомандующий! Уважаемые товарищи! Сегодня по сложившейся традиции мы собрались в этом зале, чтобы подвести итоги деятельности Минобороны и Вооруженных Сил за текущий год, а также наметить пути решения задач, которые поставлены руководством страны перед армией и флотом. В 2005 году военное ведомство строило свою работу в соответствии с новым Положением о Министерстве обороны, определяющим в качестве основного приоритета нашей деятельности реализацию государственной политики в области обороны. При этом во главу угла было поставлено понимание того, что Вооруженные Силы не только осуществляют функции по обеспечению суверенитета и территориальной целостности страны, но и по-прежнему остаются и будут оставаться важным инструментом в деле защиты национальных интересов и достижения конкретных политических целей. Скажу больше: в последнее время обозначилась устойчивая тенденция к расширению диапазона применения военной силы, в том числе вследствие нарастания многообразия угроз международной и национальной безопасности. Подчеркну, что эти угрозы не становятся менее актуальными, несмотря на относительно стабильную военно-политическую обстановку, сложившуюся в мире за последние десятилетия. Поэтому Минобороны выступает за реализацию принципа превентивности в деятельности по обеспечению обороны и безопасности страны. Под превентивностью мы понимаем не только нанесение ударов по бандформированиям и группировкам террористов, но и другие действия упреждающего характера, имеющие целью предотвращение возникновения различных угроз до того, как возникнет необходимость в принятии крайних мер для их нейтрализации. По моему глубокому убеждению, Минобороны должно представлять собой гибкую и адаптивную структуру, в которой государственные задачи органически трансформировались бы в продуманные и взвешенные управленческие решения, нацеленные на недопущение развития каких-либо опасных тенденций в сфере обороны и безопасности. Причем каждое такое решение должно быть не только ориентировано на конечный результат, но и в обязательном порядке подкреплено необходимыми ресурсами и, естественно, соответствующим бюджетным обеспечением. Разумеется, объемы выделяемых денежных средств пока не позволяют в полной мере обеспечить потребности армии и флота. Поэтому Минобороны в текущем году вновь пришлось работать в режиме жесткой экономии, направляя финансовые потоки из федерального бюджета в первую очередь на поддержание потенциала сил ядерного сдерживания и повышение боеспособности частей постоянной готовности. Благодаря принимаемым мерам нам удалось добиться того, что их оснащенность вооружением и военной техникой на сегодняшний день составляет порядка 95 процентов, причем 90 процентов из них находятся в исправном состоянии. Однако в частях и соединениях других структурных компонентов Вооруженных Сил ситуация, к сожалению, иная. Вынужден констатировать, что их недофинансирование привело к возникновению весьма сложного положения с оснащением вооружением и военной техникой. Речь прежде всего идет о положении дел в Военно-морском флоте и Военно-воздушных силах. Разумеется, мириться с такой ситуацией мы не намерены, и механизм поэтапного решения этой проблемы заложен в Комплексной программе оснащения соединений и воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации на 2006-2015 годы, а также в проекте новой государственной программы вооружения на 2007-2015 годы, работа над подготовкой которой практически завершена. Среди приоритетов в этих документах считаю необходимым отметить следующие. Во-первых, Минобороны выступает за дальнейшее увеличение доли финансирования гособоронзаказа в рамках бюджетных ассигнований, выделяемых по статье "Национальная оборона". Иными словами - за увеличение доли средств, направляемых на развитие армии и флота по сравнению с расходами, предназначенными для их содержания. То есть, по существу, "на проедание". Так, если в 2001 году до 70 процентов военного бюджета уходило на содержание армии и флота и только около 30 - на их развитие, то в 2005 году это соотношение составило уже 60 к 40 процентам. К 2011 году планируется выйти на показатель 50 на 50. Во-вторых, изменяется и сама структура оборонного заказа. Основное внимание будет уделяться непосредственно закупкам новых и модернизации находящихся на вооружении образцов вооружения и военной техники. До 2005 года создавался необходимый научно-технический задел на будущее путем проведения НИОКР. Как раз этот задел позволит с 2006 года осуществлять полномасштабные серийные закупки вооружения и военной техники, что значительно ускорит темпы модернизации Вооруженных Сил. В-третьих, проведение серийных закупок вооружения и военной техники мы намерены организовать с таким расчетом, чтобы поставлять в войска не просто определенное количество образцов ВВТ, а перевооружать сразу целые части и подразделения. То есть поставки будут осуществляться комплектами вооружения и военной техники на батальон, дивизион, эскадрилью. Если же называть конкретные цифры, то на финансирование Гособоронзаказа-2006 планируется выделить 236 миллиардов 694 миллиона рублей, что почти на 53 с половиной миллиарда больше, чем в текущем году. Причем 70 процентов лимитов ассигнований (164 миллиарда рублей) будут направлены на закупки и ремонт вооружения и военной техники, что позволит нам в среднем в полтора раза, а для ВВС более чем в 2 раза увеличить финансирование именно серийных закупок. Всего в 2006 году Вооруженные Силы должны получить 6 межконтинентальных баллистических ракет, 6 космических аппаратов и 12 ракет-носителей, 31 танк Т-90, то есть 1 батальонный комплект, 125 бронетранспортеров (4 батальонных комплекта), 3770 автомобилей многоцелевого назначения. В ВВС будет поставлено 9 самолетов, в том числе стратегический бомбардировщик Ту-160, и 8 новых вертолетов. Кроме того, запланирован ремонт с модернизацией еще 139 танков, 125 артиллерийских орудий, 104 самолетов и 52 вертолетов, а также другого вооружения и военной техники. Свою позитивную роль в процессе перевооружения армии и флота призвана сыграть и созданная в Минобороны единая система заказов и поставок вооружения, военной и специальной техники. Ее главной задачей является рациональное распределение и централизованное использование ассигнований, выделяемых на оснащение армии и флота с учетом важности стоящих перед ними задач. И следует отметить, что, несмотря на короткий срок своего существования, эта система сумела на деле показать свою результативность и эффективность. Исходя из этого, Советом Безопасности принято решение, что в ближайшее время она начнет функционировать в интересах всей военной организации государства. Необходимо подчеркнуть важность и другого интеграционного направления в нашей деятельности, а именно - поэтапного и качественного выполнения мероприятий по переходу к Межведомственной унифицированной системе тылового обеспечения Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований. Здесь есть определенные конкретные результаты. В частности, выработана единая политика ценообразования при закупках материальных средств и предоставлении услуг; организовано совместное стратегическое и оперативное планирование; ведется подготовка специалистов тыла других войск в вузах Минобороны и учебных подразделениях Вооруженных Сил. Создан Центр заказов и поставок материальных и технических средств Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации, который под контролем Федеральной службы по оборонному заказу осуществляет закупку однотипных материальных и технических средств для всех силовых структур. В результате за 9 месяцев на единых конкурсах было размещено около 93 процентов объемов гособоронзаказа, предусмотренных на приобретение однотипной продукции для тылового обеспечения, то есть продовольствия, вещевого имущества, горюче-смазочных материалов. В прошлом году эта цифра составляла всего 7 процентов при том, что подобные конкурсы позволяют значительно экономить бюджетные средства. Всего лишь один пример. 31 мая в ходе проведения конкурса на поставку вещевого имущества цена за один комплект зимнего обмундирования была снижена с 1 тысячи 300 до 1 тысячи 219 рублей 30 копеек. Кажется, немного, но при поставке 600 тысяч комплектов экономия составила свыше 48 миллионов рублей. И еще, раз я уже заговорил об экономии, считаю необходимым остановиться на другой ее форме, а точнее, на рачительном использовании тепло-энергетических ресурсов. В результате оптимизации используемого фонда, передачи его части в муниципальную собственность, а также в ходе реализации "Целевой комплексной программы по энергосбережению" Минобороны в течение пяти лет удалось значительно сократить потребление ТЭР. Так, по сравнению с 2000 г., экономия потребления газа в этом году составляет 51%, угля - 27%, электроэнергии - 14%, теплоэнергии - 35%, воды - 38%. Вместе с тем необходимо признать, что, несмотря на все наши усилия в этой сфере, Минобороны по-прежнему испытывает определенные трудности при расчетах с поставщиками, виной чему является внеплановый рост тарифов и, как следствие, рост финансовых затрат и недостаток бюджетных средств, выделяемых на оплату использованных ресурсов и предоставленных услуг. Справочно: в 2005 году по сравнению с 2001 годом из федерального бюджета на оплату ТЭР было выделено на 73% больше средств (22 млрд. рублей и 12,7 млрд. рублей соответственно). В этом году фактический региональный рост тарифов значительно превзошел показатели, определенные правительством, на основании которых было запланировано финансирование Вооруженных Сил. Так, тарифы на электроэнергию выросли почти на 17 процентов вместо 9,5 по плану, на тепло - на 22 процента, вместо 14, услуги водоснабжения на 11 процентов при плановых 8,6 процента. Возвращаясь же к процессу перехода к "единому тылу", необходимо признать, что и здесь наряду с положительными моментами еще имеются и некоторые проблемы. Так, представители тыловых служб различных силовых структур никак не могут согласовать мероприятия по оптимизации системы воинских перевозок и определить совместную структуру медицинской службы. Однако уверен, что поручение, которое Вы, Владимир Владимирович, дали 3 ноября, будет выполнено, и к 25 декабря проблемные вопросы снимутся с повестки дня. Уважаемые товарищи! Теперь в своем выступлении хочу более подробно остановиться на таком важном аспекте деятельности Минобороны, как частичный переход Вооруженных Сил на новый способ комплектования. В рамках федеральной целевой программы в течение 2005 года на контракт переводятся 40 соединений и воинских частей постоянной готовности, и на 1 ноября они уже укомплектованы на 70 процентов. К концу года в них будут проходить службу более 42 тысяч солдат и сержантов-контрактников. В 2006 году контрактниками будут укомплектованы еще 20 частей общей численностью более 31 тысячи человек. При этом обращаю внимание командиров и начальников всех степеней на то, что выполнение плана по набору добровольцев не должно быть для вас самоцелью. Основная работа еще впереди, и главное в ней - улучшение качества подготовки личного состава. Только в этом случае мы сможем добиться существенного повышения уровня боеспособности армии и флота. Все мы знаем, что к реализации программы привлечено самое пристальное внимание российского общества, и поэтому, наверное, не открою тайну, если обозначу те проблемы, с которыми нам пришлось столкнуться. Одна из них - это достижение и поддержание требуемого уровня укомплектованности личным составом. Ее основная причина заключается в пока еще низкой привлекательности военной службы по контракту, что в свою очередь обусловлено недостаточным уровнем денежного довольствия контрактников, отсутствием механизма возмещения военнослужащим этой категории расходов на проезд в отпуск и выплаты компенсации за санаторно-курортное лечение, их социально-бытовой необустроенностью, а также отсутствием четкой регламентации служебно-должностных отношений. Очевидно, что некоторые из перечисленных обстоятельств находятся вне компетенции Минобороны, и поэтому в вопросе повышения престижа службы по контракту мы рассчитываем на содействие со стороны органов исполнительной власти и российских законодателей. Как, впрочем, и на решение другой важной проблемы - необходимости корректировки расходов на выполнение самой ФЦП. В проект бюджета на следующий год вновь заложена сумма, которая с учетом инфляции меньше той, что предусмотрена паспортом программы. Справочно: в 2005 году предусмотрено выделение 16 млрд. 671,7 млн. рублей при определенных в паспорте с учетом инфляции 19 млрд. 913,1 млн. рублей. В 2006 г. - 22 млрд. 306,9 млн. рублей при необходимых 23 млрд. 153,8 млн. рублей соответственно. То есть за два года недофинансирование ФЦП составляет 4 млрд. 88 млн. рублей. Также думаю, что найдет поддержку и наша инициатива, непосредственно связанная с процессом частичного перехода Вооруженных Сил на новый способ комплектования. Как известно, в соответствии с Вашим решением, Владимир Владимирович, срок службы по призыву с 2008 года сокращается до 12 месяцев. Следовательно, на подготовку военных специалистов будет отводиться меньше времени, что автоматически потребует повышения интенсивности боевой учебы. Понимая это, военное ведомство выступает за создание института профессиональных сержантов не только в частях постоянной готовности, но и в учебных подразделениях и так называемых "линейных частях", где на должностях рядового состава будут проходить службу военнослужащие по призыву. Не секрет, что пока наш сержант практически ничем не отличается от своих подчиненных, а его обязанности дополнительной нагрузкой ложатся на плечи офицера. Это неправильно. Младший командный состав должен профессионально заниматься обучением и воспитанием подчиненных. Считаю, что пришло время сделать так, чтобы младший командир был бы настоящим профессионалом и, постоянно находясь рядом с солдатом, стал для него учителем, наставником и воспитателем. А это возможно, если сержант будет проходить службу по контракту. Тогда наверняка исчезнут многие предпосылки для неуставных взаимоотношений в воинских коллективах, а наличие в подразделениях более старших по возрасту и обладающих большим жизненным опытом сержантов, несомненно, позитивно скажется и на общем состоянии правопорядка и воинской дисциплины в войсках. Пока же необходимо признать, что так называемая дедовщина еще имеет место в воинских коллективах. В то же время устойчивая тенденция к уменьшению количества нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, которая наметилась в последнее время, сохранилась и в текущем году. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года почти на 15 процентов сократилось и количество происшествий, в том числе аварий и катастроф - более чем на 11 процентов. На одну треть уменьшилось число преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических веществ. Благодаря совместным усилиям органов военного управления, прокуратуры, контрразведки, общественных организаций гибель военнослужащих вследствие преступлений и происшествий снизилась в этом году почти на 5 процентов и составила, я с горечью называю эту цифру, 857 человек. Причем среди основных причин гибели по-прежнему остаются дорожно-транспортные происшествия и несчастные случаи, на долю которых приходится более половины всех трагедий. Статистика, конечно же, скорбная. Вместе с тем хочу обратить внимание на такой факт. Очевидно, что военная служба содержит больше опасностей и рисков, чем обыденная жизнь. Ведь военнослужащие постоянно имеют дело с оружием и боевой техникой, а зачастую им приходится исполнять свои служебные обязанности в экстремальных условиях, находясь, как говорится, на линии огня. Однако даже с учетом этого уровень смертности от внешних причин в армии и на флоте почти в 2 раза ниже, чем в среднем по стране. По данным Росстата, в период с января по август 2005 года от внешних причин, в том числе в результате ДТП, убийств, самоубийств, отравлений в России погибли около 177 тысяч человек. С учетом численности населения - 143 миллиона - получается показатель 1,24 на тысячу человек. В Вооруженных Силах за этот же период, с учетом погибших при выполнении боевых задач в Чеченской Республике, данный показатель равняется 0,65 на тысячу военнослужащих. Комментарии, как говорится, излишни. В то же время я вынужден признать, что в армейской среде по-прежнему совершается большое количество различных преступных деяний. Особую тревогу вызывает положение дел в войсках Северо-Кавказского, Приволжско-Уральского, Дальневосточного военных округов и Воздушно-десантных войсках, где число преступлений в расчете на 1 тысячу человек более чем на 30 процентов превышает средний показатель по Вооруженным Силам. Руководство Минобороны крайне беспокоит и недопустимо высокий уровень преступности среди офицерского состава. Нашими офицерами сегодня совершается каждое седьмое зарегистрированное преступление. Причем количество противоправных действий со стороны старших офицеров увеличилось в этом году по сравнению с прошлым почти на треть. В том числе мы по-прежнему сталкиваемся с порочной практикой, когда отдельные горе-руководители привлекают своих подчиненных к выполнению работ, не обусловленных исполнением обязанностей военной службы. Требую от командиров и начальников всех степеней неукоснительного выполнения приказа N 428, подписанного мной 8 октября сего года, который в случае выявления подобных фактов требует проведения тщательного административного расследования для установления виновных лиц. После чего все, чей корыстный умысел будет доказан, в обязательном порядке должны привлекаться к ответственности. Так же, как и те, чья корысть лежит в основе другого вида преступлений, количество которых неуклонно растет в Вооруженных Силах. Я имею в виду растраты и хищения государственного, военного имущества и денежных средств в воинских частях. К примеру, только горюче-смазочных материалов за три квартала этого года было незаконно использовано на сумму 82 миллиона рублей. И можно с полным основанием говорить о том, что в условиях непрекращающегося роста тарифов только на авиационный керосин цены, например, в Сибири и на Дальнем Востоке выросли за последние десять месяцев почти на четверть, топливо стало своего рода "разменной монетой" для обеспечения личных интересов отдельных недобросовестных должностных лиц. Особенно много подобных случаев зафиксировано в ВВС и на флоте. Вместе с тем, подчеркиваю это особо, практически все правонарушения, связанные с различного рода хищениями, вскрываются самими органами военного управления в результате специальных проверок. Исходя из материалов этих проверок инициируется возбуждение большинства уголовных дел против виновных должностных лиц. Хотя статистика и страдает от этого, для нас гораздо важнее на деле обеспечивать нормальное функционирование армейского организма. Так, в течение 9 месяцев по результатам работы финансовых инспекций Минобороны и других органов военного управления в прокуратуру было передано 449 материалов различных ревизий. На основании переданных материалов было возбуждено 178 уголовных дел, из которых 95 доведены до судебных решений. Теперь перехожу к самой острой проблеме, стоящей перед Вооруженными Силами. Она касается людей и оказывает существенное влияние на обстановку в воинских коллективах и способность армии и флота выполнить свои задачи по предназначению. Я имею в виду уровень социальной защищенности военнослужащих. Проведенные в 2005 году увеличение денежного довольствия и монетизация некоторых льгот военнослужащих позволили лишь отчасти улучшить их материальное положение. В более выигрышном положении в связи с этим оказались военнослужащие, проходящие службу в так называемых медвежьих уголках. Что же касается тех, кто служит в Москве, Санкт-Петербурге, Подмосковье и Ленинградской области, то для компенсации отмененных льгот пришлось принимать дополнительные меры. В перспективном финансовом плане на среднесрочный период заложены еще четыре повышения денежного довольствия военнослужащих, а также пенсий граждан, уволенных с военной службы. Справочно: с 1 января 2006 года - на 15 процентов. С 1 января 2007 года - на 10 процентов. С 1 ноября 2007 года - на 15 процентов. С 1 сентября 2008 года - на 15 процентов. Реализация указанных мер даст возможность увеличить денежное довольствие военнослужащих и размер военных пенсий в течение трех лет на 67 процентов. С учетом прогнозируемой инфляции эти меры позволят выполнить Ваше, Владимир Владимирович, поручение о повышении в полтора раза уровня жизни военнослужащих и членов их семей. В то же время непростая ситуация сложилась с гражданским персоналом армии и флота. Им в отличие от других бюджетников заработная плата была повышена в этом году лишь один раз. В итоге денежная прибавка рабочих и служащих Вооруженных Сил оказалась почти в 3 раза меньше, чем у их коллег. Другая проблема, которая остро стоит в армейской среде и требует ускорения темпов решения, - это обеспечение военнослужащих жильем. Сейчас она актуальна почти для 160 тысяч семей и решается Минобороны по трем основным направлениям. Справочно: по состоянию на 1 июля 2005 года нуждаются: в улучшении жилищных условий - 31 тыс. семей военнослужащих; в постоянном жилье - 80,6 тыс. семей военнослужащих; в служебном жилье - 49,8 тыс. семей военнослужащих. Первое. Формирование фонда служебного жилья под штатную численность воинских частей и соединений. В этом году по сравнению с прошлым он увеличится почти на 19 тысяч квартир и достигнет уровня более 200 тысяч. Второе. Получение военнослужащими жилья по накопительно-ипотечной схеме. Для этого нами уже создан реестр участников новой системы. Завершается формирование необходимой нормативной базы. Мы рассчитываем, что до конца года средства, предусмотренные в бюджете, будут перечислены на именные накопительные счета военнослужащих и ипотека начнет полноценно функционировать. Кстати, в ближайшее время этот вопрос будет обсужден на заседании правительства. Третье. Продолжение реализации обязательств государства по обеспечению постоянным жильем военнослужащих, заключивших контракты до 1 января 2005 года. Должен сказать, что в этом году нам впервые за долгое время удалось сократить очередь на его получение более чем на 8 тысяч семей. Всего же по итогам 2005 года ожидается получение 28 тысяч 400 квартир. Из них 9 тысяч (32%) за счет строительства. Еще 8 тысяч 200 квартир (29%) будет получено в результате реализации государственных жилищных сертификатов и 7 тысяч 800 (27%) - за счет использования фонда высвобождаемого жилья. Со своей стороны для увеличения поступления жилья Минобороны стремится активно использовать рыночные инвестиционные механизмы. В текущем году это позволило нам приобрести 3 тысячи 400 квартир (12%), а в следующем мы планируем выйти на уровень, превышающий 6 тысяч. Всего же, по нашим прогнозам, в 2006 году военное ведомство может получить за счет всех источников финансирования 33 тысячи 600 квартир. Важной мерой для повышения эффективности деятельности Минобороны по обеспечению военнослужащих жильем также стало и введение персонального электронного учета всех нуждающихся. Наряду с прочими мерами это должно позволить сделать прозрачным список очередников и исключить возможные факты злоупотребления при распределении квартир. Кроме того, с Минэкономразвития достигнуто взаимопонимание по вопросу расширения спектра использования государственных жилищных сертификатов. В частности, предлагается обеспечивать ими не только увольняемых с военной службы, но и тех, кто продолжает служить. Вместе с тем мы убеждены, что в том и другом случае право выбора - получать ГЖС или обеспечиваться готовым жильем за счет Минобороны - должно оставаться за военнослужащим. Эта позиция находит свое отражение и в проекте Федеральной целевой программы жилищного обеспечения военнослужащих на 2007-2015 годы, реализация которой должна снять остроту жилищного вопроса. Уважаемые товарищи! Я не случайно так подробно остановился на социальных проблемах военнослужащих, поскольку именно этот фактор во многом определяет их отношение к выполнению воинского долга. И в связи с этим для нас тревожным показателем являются случаи отчисления курсантов из военно-учебных заведений и досрочного увольнения офицеров из рядов Вооруженных Сил. Причем следует отметить, что ситуация с курсантами и молодыми лейтенантами постепенно стабилизируется. Благодаря проводимой работе количество отчислений из вузов неуклонно сокращается. Если в 1998 году каждый третий курсант по различным причинам прекращал обучение, то в этом году только один из шести. Все меньшее число лейтенантов пишет рапорта о расторжении контракта сразу же по прибытии к месту службы. Для сравнения - если в 2003 году таких было 102 человека, в 2004 г. - 89, то в этом году - 74. Между тем общее количество досрочно уволенных офицеров по-прежнему велико - более 14 с половиной тысяч человек, что составляет почти 80 процентов от общего количества уволенных. Разумеется, это отрицательно сказывается на укомплектованности офицерских должностей, которая на сегодняшний день составляет только 88 процентов. Из них около 9 процентов должностей младших офицеров занимают те, кто призван на два года после окончания гражданских вузов. Всего же ежегодно в армейский строй становятся около 7 с половиной тысяч так называемых офицеров-двухгодичников. Данную цифру я озвучил для того, чтобы показать, насколько потребность Вооруженных Сил в указанной категории военнослужащих несопоставима с ежегодным набором на военные кафедры вузов, который до сих пор составлял свыше 50 тысяч граждан. Причем военное ведомство несет значительные расходы на подготовку подобных специалистов, профессионализм которых нередко вызывает серьезные нарекания. Поэтому решение Минобороны о сокращении количества военных кафедр видится, несомненно, весьма своевременным и целесообразным. Мы определили 68 вузов, в которых на базе учебных военных центров (УВЦ) и военных кафедр будут готовиться как будущие действующие офицеры, так и офицеры запаса для Вооруженных Сил. УВЦ будут организованы в 33 гражданских вузах. В них будет вестись подготовка офицеров, обязательным условием для которых станет заключение договора о прохождении после окончания вуза военной службы по контракту сроком не менее 3 лет. Обучаться эти студенты будут на бюджетной основе с дополнительными выплатами стимулирующего характера за счет Минобороны. В итоге они будут получать денежное содержание, в 4 - 5 раз превышающее стипендию своих коллег-студентов. Помимо этого, в учебных военных центрах будет готовиться и определенное количество офицеров запаса. Студент, поступивший в такие вузы, будет иметь три альтернативы: обучаться по программе подготовки офицеров запаса; готовиться для прохождения военной службы по контракту на офицерских должностях и, наконец, вообще не проходить военную подготовку. Кроме того, совместно с Министерством образования и науки определено еще 35 вузов, в которых будут сохранены военные кафедры. Минобороны внесло важное предложение: выпускники этих вузов, прошедшие обучение на военных кафедрах, станут офицерами запаса и начиная с 2008 года не должны призываться в армию. Принимаемые меры наряду с оптимизацией системы подготовки офицерских кадров также призваны способствовать увеличению контингента граждан, которые на законных основаниях могут быть призваны на военную службу. Разумеется, уже после окончания учебы в высшем учебном заведении. Такие действия вместе с предполагаемым проведением ревизии некоторых социальных и особенно профессиональных оснований для освобождения от военной службы и отсрочек от призыва являются необходимым условием полноценного комплектования Вооруженных Сил гражданами, которым начиная с 2008 года предстоит служить по призыву всего двенадцать месяцев. Кстати, соответствующие законопроекты, в том числе касающиеся сокращения срока службы и количества отсрочек от нее, а также создания учебных военных центров, уже подготовлены в Минобороны и направлены на согласование в соответствующие органы. Кроме того, наши законотворческие инициативы нашли свое отражение в проектах федеральных законов, которые: - предоставляют право военнослужащим, отслужившим три года по контракту, поступать в любой вуз страны на очное отделение, а при необходимости на подготовительное отделение с сохранением на этот период их денежного довольствия военнослужащего; - определяют порядок возмещения средств, затраченных на подготовку курсантов в случае их досрочного увольнения с военной службы; - регламентируют вопросы, связанные с упразднением института прикомандированных. Как вы можете убедиться, мы открыто говорим о своих планах и всегда готовы к дискуссии. Вообще военное ведомство стремится проводить политику максимальной открытости, с тем чтобы наши действия были понятны гражданам. Поэтому, формируя свои отношения с российским обществом и его институтами, Минобороны руководствуется принципами объективности, конструктивного диалога и взаимной ответственности. При этом мы намерены активно взаимодействовать с Общественной палатой, Советом при Президенте России по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, другими организациями и движениями, которым не чужды проблемы Вооруженных Сил и обороны государства в целом. Например, в этом году был подписан Меморандум о взаимодействии Министерства обороны с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации. Заинтересованные лица, я думаю, могли заметить изменения, произошедшие и в стиле работы военного ведомства в сфере общественных связей. Теперь информацию по наиболее волнующим вопросам россияне могут получать из первых рук, а не пользоваться порой сознательно искаженными сведениями из ангажированных источников. Регулярными стали пресс-конференции и брифинги с участием руководства Минобороны и представителей высшего командного состава Вооруженных Сил. Полноценно функционирует наш сайт в глобальной информационной сети Интернет. Мы даже пошли на то, чтобы ежемесячно размещать на нем горькую статистику о наших погибших. До конца 2006 года будет завершена работа по обеспечению интернет-связью всех учебных центров Минобороны. Все чаще приглашаются в воинские части и на военные объекты и представители средств массовой информации. Для сравнения: если такую возможность в прошлом году имели более 11 тысяч представителей различных СМИ, то в этом году - уже около 15 тысяч. Причем наибольший резонанс, без сомнения, вызывали именно практические мероприятия с участием войск и сил флота. Показательными в связи с этим, без сомнения, стали: - командно-штабное учение "Восток", на котором отрабатывалось взаимодействие группировок Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов при обеспечении режимов чрезвычайного и военного положений; - коалиционное учение в рамках объединенной системы ПВО государств - участников СНГ "Боевое содружество"; - учение с постоянно действующими рабочими структурами Организации Договора о коллективной безопасности и вооруженными силами государств-членов ОДКБ "Рубеж"; - двусторонние совместные учения с нашими китайскими, узбекскими и индийскими коллегами. Однако наряду с очевидной значимостью перечисленных мероприятий необходимо отметить и тот факт, что они составляют лишь небольшую часть всего массива боевой и оперативной подготовки армии и флота. В этом году было проведено более 50 крупномасштабных учений с участием войск и сил флота. Как показывают результаты проверок и инспекций, готовность стратегических ядерных сил к выполнению задач по предназначению поддерживается на достаточно высоком уровне. Существующий в настоящее время уровень подготовки позволил в этом году произвести ряд успешных пусков как из позиционных районов, так и с воздушных и морских ракетоносцев. Средствами системы предупреждения о ракетном нападении своевременно обнаружены все запуски отечественных и иностранных межконтинентальных баллистических ракет и ракет-носителей. Это позволяет сделать вывод, что стратегические ядерные силы по-прежнему способны не только обеспечить сдерживание агрессии против нашей страны и ее союзников, но и гарантировать адекватный ответ любому агрессору. В силах общего назначения основное внимание мы уделяли подготовке соединений и воинских частей постоянной готовности. Все запланированные учебно-боевые мероприятия по их подготовке выполнены в полном объеме. В Сухопутных войсках проведено 31 полковое тактическое учение, из них 12 - с боевой стрельбой, а с 27-й мотострелковой дивизией Приволжско-Уральского военного округа впервые за последние годы проведено дивизионное тактическое учение с боевой стрельбой. Но следует отметить, что это позволило лишь отчасти повысить слаженность воинских частей и подразделений при решении практических задач, поскольку большинство из этих соединений и воинских частей одновременно осуществляли мероприятия по переходу на контрактный способ комплектования в рамках ФЦП. В соответствии с планом идет обустройство двух горных бригад в Северо-Кавказском военном округе. Наряду с уже имеющимися миротворческими контингентами российских войск в этом году на базе Приволжско-Уральского округа завершено формирование первой отдельной миротворческой бригады. В воинских частях постоянной готовности Военно-воздушных сил наметился рост среднего налета на каждого летчика. Кроме того, на 12 процентов вырос общий налет в военно-транспортной, на 9 - в дальней и на 4,5 - в разведывательной авиации. В Военно-морском флоте проведено 11 учений, совершено 28 походов кораблей. Обозначилась тенденция к увеличению наплаванности экипажей, которая в сравнении с 2004 годом стала больше в среднем на 3 суток и составила для атомных подводных лодок - 19, дизельных - 16, надводных кораблей - 13 суток. В целом же можно уверенно говорить, что соединения и воинские части постоянной готовности способны выполнять возложенные на них задачи в мирное и военное время, а также в условиях чрезвычайной ситуации. Что касается других соединений и воинских частей сил общего назначения, то, к сожалению, неблагоприятные тенденции в их развитии в полной мере преодолеть не удалось. Сухопутные войска отягощены значительным количеством сверхштатного вооружения и наличием высвободившихся военных городков. На их содержание и обслуживание постоянно, в ущерб боевой подготовке, выделяется личный состав. В авиационных частях остается низким уровень подготовки летчиков частей и соединений сокращенного состава. Причина кроется в неисправности авиационной техники и ограниченных поставках топлива. Продолжает оставаться высокой аварийность. При этом 60 процентов причин всех авиационных происшествий связано с человеческим фактором. Что касается Военно-морского флота, то с учетом процесса старения кораблей, находящихся на вооружении, необходимо решать проблему своевременного проведения ремонтов и продления ресурса их эксплуатации. Кроме того, требует самого пристального внимания вопрос обустройства сил Каспийской флотилии, базирующихся в Республике Дагестан. Конечно, для решения названных проблем нужно время, но у Минобороны есть четкое видение путей выхода из сложившейся ситуации. Наши предложения были рассмотрены на июньском заседании Совета Безопасности, и многие из них нашли свое отражение в принятом постановлении. В рамках его реализации в настоящее время в военном ведомстве развернута широкомасштабная работа по выработке Плана строительства Вооруженных Сил на 2006 - 2010 годы. Основными приоритетами в нем определены. Первое. Сохранение и развитие минимально достаточного потенциала стратегических сил сдерживания. Второе. Качественное повышение возможностей Вооруженных Сил до уровня, обеспечивающего гарантированное парирование современных и возможных в будущем военных угроз. Третье. Продолжение мероприятий по дальнейшей оптимизации состава, структуры и численности Вооруженных Сил в соответствии с принципом оборонной достаточности. В настоящее время штатная численность армии и флота стабилизировалась и составляет 1 миллион 134 тысячи 800 человек. На 1 января 2011 года она должна составлять 1 миллион 100 тысяч военнослужащих. То есть в течение пяти лет будет сокращено около 35 тысяч должностей. В том числе планируется сократить 300 должностей высшего командного состава. После чего количество генералов и адмиралов в Вооруженных Силах не будет превышать 1.100 человек, то есть в оптимальной пропорции 1 на 1.000 военнослужащих. Четвертое. Совершенствование структуры управления группировками войск (сил) на стратегических направлениях и создание региональных командований. Так, в течение 2005 - 2007 годов проводится эксперимент по переходу от окружного (фронтового) руководства войсками на стратегических направлениях к руководству межвидовой региональной группировкой войск. Кроме того, проведен первый этап эксперимента по созданию на базе Ленинградского военного округа и 6-й армии ВВС и ПВО командования авиации и войск противовоздушной обороны на Северо-Западном стратегическом направлении. Этот этап был завершен проведением в октябре командно-штабного учения с вновь созданным органом управления. Пятое. Поэтапное устранение существующего дисбаланса в структуре расходов на содержание Вооруженных Сил и на их оснащение вооружением, военной и специальной техникой. Шестое. Разработка направлений развития оборонной инфраструктуры, нормативных правовых основ деятельности Вооруженных Сил в этой области в условиях рыночных отношений. Седьмое. Дальнейшая реализация мер социальной направленности, призванных поднять статус и престиж военной службы. Уважаемые товарищи! Как видите, перед нами стоят широкомасштабные задачи. Это - планы, которые надо превращать в реалии, а добиться этого можно только в результате слаженной, каждодневной кропотливой работы, ответственности и инициативы высшего командного состава армии и флота и органов военного управления всех уровней. Никто, кроме нас, эту работу не сделает. Это наш долг и прямая обязанность. Товарищ Верховный Главнокомандующий! Доклад закончил. http://www.redstar.ru/2005/11/11_11/1_04.html



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме