itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Каждый призван послужить Богу на своем месте

0
597
Время на чтение 9 минут
Очередной гость нашей рубрики "Беседа с пастырем" - секретарь Саратовского епархиального управления, настоятель храма во имя преподобного Серафима Саровского игумен Евфимий (Митрюков).

- Отец Евфимий, Ваша монашеская жизнь на протяжении девяти лет проходила в стенах Московского Подворья Троице-Сергиевой Лавры. Подворье славной обители, по сути, маленький монастырь, расположившийся в центре столицы, и епархиальная жизнь, в самой гуще которой Вы находитесь сегодня,- разные условия, разные обстоятельства и, конечно, обязанности. Вам тогда наверняка приходилось слышать такие слова, как "секретарь епархиального управления", но было ли понимание того, каким конкретно смыслом они наполнены?

- Все, что я знал об этом административном послушании, находясь в монастырских стенах, ограничивалось минимумом: секретарь епархиального управления - это помощник Архиерея, который замещает Владыку во время его отсутствия. Еще года три назад я не думал ни о каких должностях, надеясь, что проживу всю жизнь, а может, и умру в монастыре. И в Саратов ехал лишь с мыслью быть хоть чем-то полезным Владыке, и не более. Однако пришлось знакомиться со всем епархиальным хозяйством. Процесс этот, в общих чертах, закончился для меня только недавно. Естественно, с учетом нового опыта былое понимание церковной жизни выглядит достаточно отвлеченным.

- Что же именно входит в обязанности секретаря епархиального управления?

- Официально это формулируется достаточно сухо: "ответственность за делопроизводство епархии и помощь правящему Архиерею в управлении епархией". Иными словами, доведение требований Владыки до священнослужителей и контроль за выполнением этих требований и церковного Устава. В реальности же секретарю епархии приходится заниматься десятками дел: координировать работу отделов епархиального управления, контролировать работу благочиний, входить в дела канцелярии, бухгалтерии, экономской службы, участвовать в организации различных мероприятий епархиального масштаба.

Немало времени занимает прием посетителей, в основном, конечно, духовенства. Частенько отнимают время всевозможные прожектеры, предлагающие разного рода совместные экономические программы: нередко встречаются люди, которые почему-то пребывают в уверенности, что у Церкви есть и свободные деньги, и масса финансовых льгот.

- Какое направление вашей работы на сегодняшний день является главным?

- Я не склонен что-то выделять. Хочется, чтобы жизнь каждого прихода была гармонизирована: службы упорядочены, храм благоустроен, на своих местах находились и библиотека, и хор. Хотя, пожалуй, особое внимание я всегда обращаю на воскресную школу. Это очень точный показатель деятельности настоятеля прихода. Я не устаю напоминать нашим клирикам о необходимости налаживания школьной работы. Ведь если сегодня при храме нет воскресной школы, не будет и ребятишек в храме. Кто же тогда придет в церковь завтра? Тем более что в епархии немало достаточно сильных воскресных школ, есть, у кого поучиться. И для этого не всегда надо ехать в Саратов. Немалый опыт накоплен в Вольске, Балашове, Аткарске. Многолетняя работа с учителями общеобразовательных школ города Балашова, проводимая протоиереем Борисом Ланчиковым, благочинным Западного округа, приносит хорошие плоды. Помимо сильных воскресных школ в нескольких общеобразовательных школах города действуют кружки "Основ православной культуры", балашовские ребята поступают в нашу семинарию.

- Для людей верующих Церковь - это, прежде всего, Тело Христово, для остальных - огромный социальный институт со своей особой системой строгого централизированного управления, частью которого является и наша епархия. Вы бы могли приоткрыть "тайну" функционирования епархиальной "вертикали власти"?

- Для этого достаточно открыть Устав Русской Православной Церкви. Там все очень подробно прописано. На вершине нашей "вертикали" - Управляющий епархией. Затем следует Епархиальное собрание - это орган управления епархией, состоящий из клира, монашествующих и мирян, проживающих на территории епархии. Возглавляет его правящий Архиерей. Существует еще один орган управления - это Епархиальный совет, он подотчетен Епархиальному собранию, председательствует на нем также Управляющий епархией. Епархиальное управление, секретарем которого я являюсь,- это основной распорядительно-исполнительный орган, призванный реализовывать волю правящего Архиерея. Существует также институт благочинных, в обязанности которых вменяются забота и наблюдение за всем спектром вопросов церковно-приходской жизни на приходах, вверенных их попечению благочиний. Саратовская епархия разделена сегодня на тринадцать благочиний, в состав которых входит по несколько районов области. Так что хлопот у отцов благочинных порой не меньше, чем у секретаря епархии.

Следующая административная единица после благочиний - это приход. Приход - это община православных христиан, состоящая из клира и мирян, объединенных при храме. Управляет приходом поставленный Архиереем священник - настоятель.

Церковная система управления включает в себя и такую структуру, как приходской совет, члены которого избираются на приходском собрании из числа прихожан. Хотя до революции 1917 года Церковь вообще не знала, что такое приходской совет, ныне действующий церковный Устав предоставляет ему достаточно широкий круг полномочий. Однако, как показывает практика, полноценная приходская жизнь возможна только там, где служит ревностный, грамотный батюшка. Если священник искренне и самоотверженно служит Богу и Церкви, призывая при этом и прихожан к богослужебной, миссионерской, просветительской и хозяйственной деятельности, можно не сомневаться - отклик будет.

- Наиболее острая проблема, стоящая сегодня перед епархией?

- Нехватка кадров, в первую очередь духовенства. Сегодня в епархии служит двести с лишним священников. Даже если завтра их количество удвоится, это не утолит нашу потребность в пастырях. Во многих районах епархии открываются новые приходы, особенно благодаря усердным трудам благочинного Балаковского округа протоиерея Александра Волкова и благочинного Северо-западного округа протоиерея Дионисия Абрамова. Открытие новых приходов требует и увеличения численности священнослужителей. В связи со сложностью решения этой проблемы, видимо, она будет оставаться ключевой еще много лет. В этом вопросе Саратовская епархия, по сравнению со многими другими, находится в преимущественном положении - она имеет свою Духовную семинарию. Конкурс на поступление в нашу семинарию остается высоким. В последние два года существенно вырос и сектор ее заочного обучения. Растет процент абитуриентов и, как следствие, учащихся в семинарии молодых людей - жителей Саратовской области. Сказывается то большое внимание, которое наш Владыка уделяет этой проблеме. К сожалению, ежегодно епархия претерпевает и убыль духовенства: священнослужители уходят в мир иной, переходят в другие епархии, почисляются (выводятся) за штат, запрещаются в священнослужении. А темпы прироста численности духовенства пока оставляют желать лучшего.

Или другая проблема: уже год мы ведем разговор о необходимости налаживания в епархии работы с православной молодежью. Существует масса идей, проектов, но опять-таки - не хватает организаторов.

- Будучи ответственным за многие сферы епархиальной жизни, вы зачастую принимаете решения, цена которых достаточно высока. Легко ли нести подобный груз?

- Тяжесть окончательных решений лежит все же на правящем Архиерее. Моя роль сводится к подготовке и своевременном предоставлении Владыке максимально объективной информации, необходимой для принятия им решения.

- А у меня складывается впечатление, что большинство саратовских клириков ежедневно вынуждено решать массу неотложных проблем, львиная доля которых связана с разными строительно-хозяйственными "ребусами".

- Учитывая нынешнее духовное состояние общества, перед священнослужителями открывается огромное поле пастырской деятельности, и потому особенно досадно, что батюшки, призванные к совершенно иному служению, вынуждены уделять много времени и сил многочисленным финансовым и строительным проблемам, связанным с реставрацией и возведением храмов. Это до октябрьского переворота средства на церкви и богадельни народ сам собирал в складчину, охотно и много жертвовали купцы. Существовала отлаженная система храмостроения. Нынешний священник, за редким исключением, вынужден быть и просителем, и казначеем, и прорабом. Пришлось в семинарии даже специальный курс ввести: "экономика прихода". Впрочем, на опыте замечено: священник, радеющий о храме, заботится и о людях.

- Примета нынешнего времени: храмы строятся и восстанавливаются при поддержке госадминистрации или крупных бизнесструктур. Обычный приговор молвы: "Грехи отмаливают". Удовлетворенно потирают руки на "либеральной завалинке": мол, вот оно - лишнее подтверждение смычки Церкви и власти. Не бьет ли все это по авторитету епархии?

- При любом обобщении есть риск упростить и даже исказить истинную картину. Власть не абстрактна. У каждого чиновника или бизнесмена, осознавшего необходимость сотрудничества с Церковью, имеются на это собственные причины. У кого-то по молитвам Церкви выздоровел близкий родственник, многие идут нам навстречу, потому что не безразличны к тому, как именно будет обустроена Россия. Трезвомыслящие управленцы понимают, что не смогут в одиночку справиться с наркоманией, пьянством, беспризорностью. Другое дело, что зачастую масштабы помощи ничтожно малы по сравнению с теми возможностями, которыми данный руководитель располагает. В то же время я знаю одного районного предпринимателя средней руки, который помог нам и церковь достроить, и дом для священника приобрел. Сейчас занимается помещением под воскресную школу. Ему интересно оставить после себя не памятник собственной щедрости, ему интересно, чтобы в храме шли службы, множился православный народ. Это подход человека, по-настоящему верующего. Такое отношение для меня много значит.

Качество отношений между местной властью и настоятелем храма во многом зависит от личности, активности самого священника. Например, когда священник Сергий Ясиновский, служащий в Питерке, впервые переступил порог здания районной администрации, его там не ждали с распростертыми объятиями. Встретили сухо, мол, не до тебя, батюшка, приходи потом. И так не раз. А батюшка не обижался и приходил снова и снова. Его общительность, благорасположенность к государственным людям сделали свое дело: к нуждам священника прислушались, помогли закончить обустройство храма. Помогают и теперь.

- Как руководитель вы обязаны требовать от подчиненных отчета, иной раз и наказывать. Люди при этом наверняка и огорчаются, и обижаются. Каким образом Вы поддерживаете в себе душевное равновесие? Легко ли быть одновременно священником, монахом и администратором?

- Трудно. Даже очевидность того, что я не искал столь ответственного служения, не всегда может служить внутренней опорой. Когда приходится делать выговор, стараюсь объяснить провинившемуся причины, вызвавшие дисциплинарные санкции, чтобы собеседник смог осмыслить свой проступок, сделать нужные выводы. Надеюсь, после подобного разговора обид будет меньше. Когда человек осознает, видит свою вину, ему остается быть недовольным только собой. А вообще, к сожалению, любая административная должность оставляет гораздо меньше возможностей для простого человеческого общения.

- Какие же радости у секретаря епархиального управления?

- В воскресные дни и по большим праздникам с превеликим удовольствием служу в своем храме. Отдохновение из разряда редких - люблю созерцать красоту волжских пейзажей, иногда посидеть на берегу с удочкой.

- Приходская жизнь любого храма по-своему неповторима. Какова особенность приходской жизни Серафимовской церкви?

- Ввиду своего удобного расположения рядом с транспортными магистралями и Сенным рынком она пользуется известностью не только среди саратовцев, но и среди сельских жителей, приезжающих по делам в Саратов. Много людей заходит в храм и во внебогослужебное время. Для того чтобы уделять этим людям больше внимания, мы ввели у себя дневное дежурство духовенства. Однако и здесь дает о себе знать нехватка священников. Имеющиеся в наличии клирики просто изнемогают под тяжестью трудов: помимо храмовой нагрузки, все они несут и несколько епархиальных послушаний.

К специфике нашего прихода можно отнести и полное отсутствие прихрамовой территории, а значит, и свободных помещений. Даже занятия нашей воскресной школы мы вынуждены проводить в находящейся по соседству общеобразовательной школе.

- Какова Ваша главная забота по обустройству приходской жизни?

- На сегодняшний день - воскресная школа. В наш храм приходит много детей. Стараюсь поговорить с каждым, обязательно при этом интересуюсь, не хочет ли мой маленький собеседник заниматься в нашей воскресной школе? Потом подхожу к родителям. Гляжу - в школе появляются новые лица. Значит, надо думать, как сделать ее жизнь интереснее. Мы уже возили наших учеников в аткарский зоопарк, на выставку в Музей боевой славы на Соколовой горе, к елшанскому источнику Параскевы Пятницы. Планируем новые поездки по музеям и храмам Саратова и области.

- При вашей занятости не слишком ли мало остается времени для души, для того, чтобы быть с Богом?

- Всякое послушание я расцениваю и принимаю как волю Божию, потому стараюсь исполнять его во славу Божию, во благо своей души. Нельзя браться даже за незначительное дело без души, без памятования о той высокой цели, к которой мы призваны Создателем. Тогда каждая наша работа явится служением Богу. Духовная жизнь - это не только покаяние и молитва, но и наши труды на пользу ближним. В одном старом патерике эта мысль передана с помощью красивого образа: "Молитва - это одно весло, труд - другое. Вместе они двигают ладью нашего спасения". Если заняться чем-то одним, то движение вперед превратится в движение по кругу. Мирскому человеку в этом отношении приходится сложнее. Он вынужден делить свою жизнь, отдавая дань кесарю. Но противоречие исчезнет, если и ученый в лаборатории, и шахтер в забое будут помнить, что их труд - это выполнение заповеди, данной Богом нашему праотцу Адаму - добывать хлеб свой в поте лица. Мне в этом отношении легче: чем бы я ни занимался, я помню, что я священник и монах.

Беседовал Владислав Боровицкий

http://www.eparhia-saratov.ru/txts/journal/articles/01church/87.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
28.03.2024 22:35
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:31
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:30