Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Христианская свобода для нового человека

Александра  Карелина, НГ-Религии

03.11.2005


Богословы призывают предотвратить антропологическую катастрофу …

В начале октября на Украине - в Одессе и Ялте - проходил Третий форум богословов Центральной и Восточной Европы. В нем приняли участие около 70 православных, католических и евангелических богословов, историков и философов из Украины, России, Белоруссии, Польши, Словакии, Чехии, Туркменистана и Австрии.

Инициатива проведения этих мероприятий принадлежит выпускникам Люблинского католического университета. Первый форум, посвященный актуальным вопросам современного богословия и учебным задачам богословских факультетов Центрального и Восточноевропейского региона, прошел в конце 2001 г. Второй прошел также в Люблине в мае 2003 г. Его темой стали "новомученики и опыт свидетельства веры в ХХ веке".

Тема нынешней встречи звучала так: "Открыть человека человеку. Вызов богословию Центральной и Восточной Европы". Форум был приурочен к 60-летию Ялтинской конференции, на долгие десятилетия расколовшей мир на два враждующих лагеря. Железный занавес уже не разделяет Европу, но сказать, что сегодня мир существует без барьеров и границ, нельзя. Освободившись от внешних оков, человек не всегда обретает свободу внутреннюю. Люди разных стран, культур и религий часто не понимают друг друга, отгораживаются, воздвигая тем самым новые стены. Современные богословы решили встретиться, чтобы обсудить проблемы современного мира и человека, который созидает этот мир.

Открытие форума предварила выставка работ семи одесских фотохудожников "Человек глазами Бога". Она стала своего рода эпиграфом данного мероприятия. По словам устроителей выставки, "художник не ставит себя на место Бога. Наоборот, он пытается посмотреть на человека Божиим взором - взором любви и трепетного отношения к каждому". На фотографиях лица обычных людей, которых мы встречаем каждый день, не слишком обращая на них внимания. Подписей под работами нет, но тем не менее зритель, оставаясь один на один с людьми, изображенными на снимках, будь то ребенок, пожилой человек, интеллигент или бомж, невольно взирает на них с любовью, ибо так смотрит на каждого из нас Бог.

Форум открыл апостольский нунций на Украине архиепископ Иван Юркович, который прочитал приветствие Папы Бенедикта XVI его участникам. Затем собравшихся приветствовали главы и представители христианских конфессий Одессы. К сожалению, среди них не было православных иерархов, хотя официальные приглашения были разосланы всем Церквам Украины.

Темой первого дня были "малые и великие пророки современности" - так некогда польский профессор Целестин Напюрковский окрестил мучеников и свидетелей веры ХХ в. Священники Иосиф Волчанский из Папской богословской академии в Кракове и Роман Дзвонковский из Католического университета в Люблине, а также доктор Владимир Осадчий говорили о свидетелях веры латинской традиции. Директор Института истории Церкви Украинского католического университета доктор Олег Турий, священник Игорь Тарас из Одессы говорили о свидетельстве мучеников Украинской Греко-Католической Церкви. О православных свидетелях веры рассказали ученые Анна Полторацкая (Одесса) и Вадим Залевский (Киев).

На второй день состоялась богословско-философская конференция "Основы христианской антропологии". Представители православной, католической и лютеранской традиций из России, Украины и Словакии обсуждали конфессиональные особенности христианской антропологии.

Проблема человека стала центральной темой форума, ибо от того, как мы определяем человека, зависит и то, каким мы представляем себе наш мир. Свободный человек созидает свободный мир и уважает свободу другого. Раб не будет строить, а только разрушать, а также постарается накинуть ярмо на другого. Человек корыстный, властолюбивый, мстительный будет сеять вокруг себя зло и разрушение, ломая то, что созидают другие.

Но что значит быть свободным? Русский философ Николай Бердяев всегда подчеркивал, что есть "свобода от" и "свобода для". Есть разные формы свободы: политическая, физическая и духовная. Какую свободу мы имеем в виду, говоря об освобождении человека как проблеме сегодняшнего дня? Не стоит ли нам пересмотреть нашу антропологию? Российский философ и богослов Сергей Хоружий как-то назвал наше время "антропологической катастрофой". И это вполне справедливо.

Можно ли остановить эту катастрофу? Что мы можем противопоставить беспощадной силе зла и агрессии, разрушающей человека так, что он теряет свой образ? Современное общество не помнит или не хочет помнить, что человеческий образ в своей основе имеет образ Божий, что и явил нам Христос. Однако сегодня, в XXI веке, мы даже избегаем упоминания о Нем, как это произошло, например, в Европейской конституции.

Папа Иоанн Павел II говорил, что сегодня мы нуждаемся в новой антропологии, которая вернула бы человеку понимание собственного достоинства, своего высокого предназначения и открыла бы те реальные духовные возможности, которые человек до сих пор еще не готов реализовать. Опыт новомучеников и свидетелей веры мог бы помочь нам в процессе восстановления по-настоящему свободного человека, способного созидать свободный мир.

Именно поэтому богословы обсудили проблемы христианской антропологии XXI века. В частности, в одном из выступлений говорилось об образе Бога милосердного. Эта тема чрезвычайна важна, потому что неправильный образ Бога, господствовавший в умах христиан в течение столетий, да и сегодня встречающийся не так уж редко, как раз и порождал многие негативные явление, в том числе и атеизм. Восстановление образа милостивого, любящего Бога, обращенного к человеку, - одна из задач современного богословия. Говорилось также об образе человека перед лицом "последних вещей", о новом богословском понимании достоинства человека и о значении святости в созидании нового образа Европы.

На форуме прошел семинар, организованный в рамках международного проекта TATO.NET. Эта программа направлена на укрепление семьи, но ее сердцевиной является помощь мужчинам, которые хотят быть настоящими отцами - ответственными, надежными и авторитетными. Известно, что в экстремальных ситуациях, например во время войн, революций, социальных катастроф, женщины выживают и приспосабливаются легче, чем мужчины.

В ХХ веке большая часть мужского населения Европы выкашивалась войнами и репрессиями. Последующие поколения воспитывались в основном женщинами. В современной России и вовсе при живых родителях многие дети живут в детских домах или беспризорничают. Проект TATO.NET родился в Польше и приобрел международный масштаб, потому что восстановление семьи сегодня является актуальной проблемой для всего мира.

На форуме также обсуждалась и такая важная тема, как "Вызов богословию Центральной и Восточной Европы". В одном из докладов подчеркивалось, что богословие всегда должно быть вызовом. Более того, если Запад все время говорит о кризисе веры, то в некогда коммунистических странах, напротив, наблюдается массовый возврат к вере. Этот факт требует осмысления и дает определенный опыт, который может оказаться необходимым и другим континентам.

Человек - загадка, которую каждая эпоха пытается разгадать по-своему. Безусловно, и XXI век должен дать свой ответ на вопрос "Что такое человек?". Можно сказать, что богословы, присутствовавшие на форуме в Одессе, обратились к современному обществу с призывом разрешить эту антропологическую проблему. Услышит ли общество этот призыв?

http://religion.ng.ru/style/2005-11-02/8_freedom.html



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме