В этом году Русская православная старообрядческая церковь отметила знаменательную дату - 100-летие Высочайшего указа "Об укреплении начал веротерпимости", провозгласившего равные права всех религиозных конфессий, в том числе и староверов. Накануне этого дня 100 лет назад были распечатаны алтари храмов Рогожского кладбища, крупнейшего духовного центра старообрядчества.
К юбилею этого события издательство "Интербук-бизнес" с благословения митрополита Московского и всея Руси Андриана выпустило альбом "Древности и духовные святыни старообрядчества". Об этой книге мы беседуем с её автором, доктором филологических наук, главным научным сотрудником Государственного исторического музея Еленой Юхименко.
- Елена Михайловна, расскажите, пожалуйста, что представляет собой альбом.
- Альбом "Древности и духовные святыни старообрядчества: иконы, книги, облачения и предметы церковного убранства Архиерейской ризницы и Покровского собора при Рогожском кладбище в Москве" впервые представляет широкому читателю удивительное по красоте и силе духовного воздействия собрание редчайших памятников древнего и старообрядческого церковного искусства, принадлежащее митрополии Русской православной старообрядческой церкви и Покровскому кафедральному собору в Москве. В книге собраны и детально описаны 185 памятников церковного искусства, находящихся в действующем храме: иконы и рукописи, кресты и хоругви, церковная утварь и облачения. Многие из них не были известны даже специалистам. Теперь же благодаря этому изданию они введены в научный оборот и по праву займут видное место в ряду лучших образцов русской иконописи и декоративно-прикладного искусства XV - начала XX века.
- Как родилась идея создания альбома?
- Старообрядческая церковь в силу постоянных на нее гонений традиционно была достаточно закрытой. Только с введением знаменитого указа 1905 года "Об укреплении начал веротерпимости", впервые со времен реформы Никона даровавшего старообрядцам равные с другими конфессиями права, наступил так называемый "золотой век старообрядчества": строились новые храмы, реставрировались уже существующие, издавались книги, газеты и журналы, открывались специализированные учебные заведения. К сожалению, век этот был недолог: с приходом советской власти начались гонения на все религиозные организации, в том числе и на старообрядческие. И сейчас, когда, по словам митрополита Андриана, наступил второй "золотой век старообрядчества", церкви не хотелось бы быть этаким скупым рыцарем, скрывающим свои сокровища. Поэтому стала возможна реализация подобного издательского проекта.
- Давайте поговорим о содержании книги. Из каких разделов она состоит?
- Альбом открывает вступительная статья, впервые на основе архивных материалов излагающая целостную историю Рогожского старообрядческого центра. Как я уже говорила, в книге представлено 185 памятников церковного искусства. Иллюстраций же гораздо больше - значительная часть предметов представлена в нескольких ракурсах. В книге четыре раздела: "Иконы. Складни. Хоругви", "Церковная утварь и предметы храмового убранства", "Рукописные и печатные книги" и "Облачения и богослужебные предметы из тканей". Описание предметов выполнено сотрудниками ведущих музеев страны: Исторического музея, музеев Московского Кремля, Русского музея, Музея им. Андрея Рублева.
- Расскажите о наиболее интересных памятниках церковного искусства, вошедших в альбом.
- В альбом включены уникальные памятники XIV-XV вв., в частности иконы "Спас Вседержитель" (пожертвована в Покровский храм старообрядцами - членами Общества добровольной охраны в 1884 г.), "Святой Никола Чудотворец" (Новгород, вторая половина XIV в.), "Вход Господень в Иерусалим" (Тверь, середина - вторая половина XV в.) и "Святая Параскева Пятница" (Новгород, вторая половина XV в.). Иконопись XVI-XVII вв. хорошо представлена работами мастеров Русского Севера, Северо-Запада, Поволжья, Твери, царских и строгановских иконописцев. Внимание читателей привлекут также опубликованные в альбоме иконы старообрядческих изографов и палехских и мстерских иконописцев XVIII-XIX вв.
В архиерейской ризнице и Покровском соборе бережно сохраняются памятники старообрядческой истории, в частности рукописная певческая книга - вклад священника Иоанна Ястребова в храмы Рогожского кладбища 1834 г.; посох митрополита Амвросия 1846 г., икона "Великомученик Прокопий и св. Иов Многострадальный", поднесенная в 1908 г. священнику Прокопию Сорокину его духовными детьми, в числе которых были известные купцы М.С. Кузнецов, С.П. Рябушинский, И.А. Пуговкин, С.М. Кузнецов, И.П. Трегубов.
- Насколько понимаю, старообрядческий храм - достаточно закрытое место. Не каждый может туда войти и тем более сфотографировать внутреннее убранство. Как вам удалось организовать съемки?
- На самом деле в храм может войти любой желающий. Конечно, при условии, что он будет подобающим образом одет и скромно себя вести. Что касается съемок, то тут дело обстоит сложнее. Покровский храм - действующий, днем снимать там даже с разрешения старообрядческой церкви нельзя. Поэтому съемки проводились ночью. Мы очень благодарны служителям за помощь в организации нашей работы.
- И последний вопрос. В чем заключается ваш интерес к этой теме?
- Поскольку старообрядцы сохранили многие древние иконы и рукописи, любой ученый, занимающийся историей русского Средневековья, волей или неволей к ним обращается. А если задуматься, в каких условиях и ценой каких усилий они сохранялись, проникаешься невольным уважением к этим людям. Ведь именно благодаря старообрядцам дошли до наших дней многие памятники церковной старины, рукописные и старопечатные книги, традиции знаменного пения и приемы средневекового художественного мастерства. Поэтому мне и как историку, и как человеку очень близка и интересна эта тема.
Беседовала Светлана ЮРЬЕВА
http://www.pnp.ru/archive/18100138.html