Золотой век старообрядчества

Благодаря старообрядцам дошли до наших дней многие памятники церковной старины, рукописные и старопечатные книги, традиции знаменного пения и приёмы средневекового художественного мастерства.

В этом году Русская православная старообрядческая церковь отметила знаменательную дату - 100-летие Высочайшего указа "Об укреплении начал веротерпимости", провозгласившего равные права всех религиозных конфессий, в том числе и староверов. Накануне этого дня 100 лет назад были распечатаны алтари храмов Рогожского кладбища, крупнейшего духовного центра старообрядчества.

К юбилею этого события издательство "Интербук-бизнес" с благословения митрополита Московского и всея Руси Андриана выпустило альбом "Древности и духовные святыни старообрядчества". Об этой книге мы беседуем с её автором, доктором филологических наук, главным научным сотрудником Государственного исторического музея Еленой Юхименко.

- Елена Михайловна, расскажите, пожалуйста, что представляет собой альбом.

- Альбом "Древности и духовные святыни старообрядчества: иконы, книги, облачения и предметы церковного убранства Архиерейской ризницы и Покровского собора при Рогожском кладбище в Москве" впервые представляет широкому читателю удивительное по красоте и силе духовного воздействия собрание редчайших памятников древнего и старообрядческого церковного искусства, принадлежащее митрополии Русской православной старообрядческой церкви и Покровскому кафедральному собору в Москве. В книге собраны и детально описаны 185 памятников церковного искусства, находящихся в действующем храме: иконы и рукописи, кресты и хоругви, церковная утварь и облачения. Многие из них не были известны даже специалистам. Теперь же благодаря этому изданию они введены в научный оборот и по праву займут видное место в ряду лучших образцов русской иконописи и декоративно-прикладного искусства XV - начала XX века.

- Как родилась идея создания альбома?

- Старообрядческая церковь в силу постоянных на нее гонений традиционно была достаточно закрытой. Только с введением знаменитого указа 1905 года "Об укреплении начал веротерпимости", впервые со времен реформы Никона даровавшего старообрядцам равные с другими конфессиями права, наступил так называемый "золотой век старообрядчества": строились новые храмы, реставрировались уже существующие, издавались книги, газеты и журналы, открывались специализированные учебные заведения. К сожалению, век этот был недолог: с приходом советской власти начались гонения на все религиозные организации, в том числе и на старообрядческие. И сейчас, когда, по словам митрополита Андриана, наступил второй "золотой век старообрядчества", церкви не хотелось бы быть этаким скупым рыцарем, скрывающим свои сокровища. Поэтому стала возможна реализация подобного издательского проекта.

- Давайте поговорим о содержании книги. Из каких разделов она состоит?

- Альбом открывает вступительная статья, впервые на основе архивных материалов излагающая целостную историю Рогожского старообрядческого центра. Как я уже говорила, в книге представлено 185 памятников церковного искусства. Иллюстраций же гораздо больше - значительная часть предметов представлена в нескольких ракурсах. В книге четыре раздела: "Иконы. Складни. Хоругви", "Церковная утварь и предметы храмового убранства", "Рукописные и печатные книги" и "Облачения и богослужебные предметы из тканей". Описание предметов выполнено сотрудниками ведущих музеев страны: Исторического музея, музеев Московского Кремля, Русского музея, Музея им. Андрея Рублева.

- Расскажите о наиболее интересных памятниках церковного искусства, вошедших в альбом.

- В альбом включены уникальные памятники XIV-XV вв., в частности иконы "Спас Вседержитель" (пожертвована в Покровский храм старообрядцами - членами Общества добровольной охраны в 1884 г.), "Святой Никола Чудотворец" (Новгород, вторая половина XIV в.), "Вход Господень в Иерусалим" (Тверь, середина - вторая половина XV в.) и "Святая Параскева Пятница" (Новгород, вторая половина XV в.). Иконопись XVI-XVII вв. хорошо представлена работами мастеров Русского Севера, Северо-Запада, Поволжья, Твери, царских и строгановских иконописцев. Внимание читателей привлекут также опубликованные в альбоме иконы старообрядческих изографов и палехских и мстерских иконописцев XVIII-XIX вв.

В архиерейской ризнице и Покровском соборе бережно сохраняются памятники старообрядческой истории, в частности рукописная певческая книга - вклад священника Иоанна Ястребова в храмы Рогожского кладбища 1834 г.; посох митрополита Амвросия 1846 г., икона "Великомученик Прокопий и св. Иов Многострадальный", поднесенная в 1908 г. священнику Прокопию Сорокину его духовными детьми, в числе которых были известные купцы М.С. Кузнецов, С.П. Рябушинский, И.А. Пуговкин, С.М. Кузнецов, И.П. Трегубов.

- Насколько понимаю, старообрядческий храм - достаточно закрытое место. Не каждый может туда войти и тем более сфотографировать внутреннее убранство. Как вам удалось организовать съемки?

- На самом деле в храм может войти любой желающий. Конечно, при условии, что он будет подобающим образом одет и скромно себя вести. Что касается съемок, то тут дело обстоит сложнее. Покровский храм - действующий, днем снимать там даже с разрешения старообрядческой церкви нельзя. Поэтому съемки проводились ночью. Мы очень благодарны служителям за помощь в организации нашей работы.

- И последний вопрос. В чем заключается ваш интерес к этой теме?

- Поскольку старообрядцы сохранили многие древние иконы и рукописи, любой ученый, занимающийся историей русского Средневековья, волей или неволей к ним обращается. А если задуматься, в каких условиях и ценой каких усилий они сохранялись, проникаешься невольным уважением к этим людям. Ведь именно благодаря старообрядцам дошли до наших дней многие памятники церковной старины, рукописные и старопечатные книги, традиции знаменного пения и приемы средневекового художественного мастерства. Поэтому мне и как историку, и как человеку очень близка и интересна эта тема.

Беседовала Светлана ЮРЬЕВА

http://www.pnp.ru/archive/18100138.html

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Елена Юхименко:
Старообрядческий модерн
В начале ХХ века староверы не боялись прогресса
03.03.2005
Небесный заступник поморья
Потомка древних князей видели и царские палаты, и северные леса
20.10.2004
Все статьи автора