Политическое наследие Льва XIII

Современная христианская демократия далеко ушла от своих истоков

Период "политической неопределенности" в Германии подошел к концу, и сегодня уже ясно, что следующий канцлер ФРГ будет представлять так называемую "христианскую демократию". В то же время само противостояние социал-демократов и христианских демократов - сил, оппозиционных друг другу исторически, по сути, стало борьбой социальных и экономических программ без видимых идеологических оттенков. Столкновение двух мировоззрений остается в прошлом, и непосвященному наблюдателю уже сам термин "христианская демократия" применительно к политическим взглядам лидера Христианского демократического союза (ХДС) Ангелы Меркель и главы Христианского социального союза (ХСС) Эдмунда Штойбера может показаться странным.

Несмотря на то что сегодня членами ХДС и ХСС в Германии являются представители Евангелической и Католической Церквей, корни у этих политических партий определенно католические. Словосочетание "христианская демократия", в частности, появилось в энциклике Папы Льва XIII "Graves de communi", опубликованной в 1901 году. Текст формально закреплял это название за социальным католическим движением, возникшим в Европе после появления в 1891 году энциклики все того же Льва XIII "Rerum novarum".

"Rerum novarum" стал своего рода социальным и политическим манифестом Римско-Католической Церкви, признававшим остроту "рабочего вопроса" и в то же время отвергавшим социалистический путь его решения. В отличие от социалистов Лев XIII считал необходимым сохранение частной собственности, ликвидация которой, по мнению Церкви, противоречила естественному праву человека, вела к распаду семьи и общественному хаосу. Революционному пути энциклика предложила альтернативу - путь социальных реформ.

Именно "Rerum novarum" считается отправной точкой в становлении христианской демократии в Европе. Интересно, что корни политической борьбы между социал-демократами и христианскими демократами можно обнаружить уже в конце XIX века. Ведь европейская социал-демократия изначально сочетала идею реформ с марксистскими идеями и ценностями, в то время совершенно неприемлемыми для Католической Церкви.

Интересно, что в Германии католические политические партии начали появляться еще до выхода энциклики "Rerum novarum". Партия "Центр", созданная в южногерманских землях в 1870 году, в период объединения Германии под гегемонией Пруссии стала выразителем антипрусских тенденций и выступила с жесткой критикой как экономической, так и социальной политики канцлера Отто Бисмарка. Именно поэтому партия "Центр" стала основной мишенью так называемого "Культуркампфа" - мероприятий правительства Бисмарка против католиков.

На рубеже XIX и XX вв. партия "Центр" из оппозиционной стала проправительственной. Это произошло после прихода к руководству в партии крупных промышленников, заинтересованных в введенных правительством ввозных пошлинах. При этом состав партии не был однородным: если правое крыло "Центра" поддерживало интересы крупных собственников, то левое опиралось на католические рабочие профсоюзы.

Вплоть до самороспуска под давлением нацистов в 1933 году партия делегировала своих членов во все кабинеты министров Германии и имела большую фракцию в парламенте. Кстати, именно голоса представителей "Центра" в рейхстаге позволили Гитлеру добиться чрезвычайных полномочий.

Первая политическая партия, в названии которой было использовано словосочетание "христианская демократия", появилась во Франции в 1896-1897 гг. Именно французские католические мыслители оказали мощное влияние на формирование идеологии нового политического движения. Известные философы Жак Маритен и Эдуард Мунье считали, что распределение благ может быть справедливым только в нравственном обществе, при этом ни один социальный институт не должен ограничивать свободу личности.

Интересно, что в самой Франции, которая сегодня считается одной из самых секулярных стран Европы, христианским демократам не удалось закрепиться у власти. Так, созданное в 1944 году христианско-демократическое "Народно-республиканское движение" (НРД) было представлено в первых правительствах Четвертой республики, но впоследствии утратило популярность и окончательно распалось в 1970-е годы. Кроме того, лидер партии Жорж Бидо в 60-е годы поддерживал правые радикальные группировки, выступавшие против предоставления независимости Алжиру. Это обстоятельство вызвало серьезный раскол в НРД.

В Италии на протяжении почти полувека (1948-1992) именно партия "Христианская демократия" имела самую значительную фракцию в парламенте страны. Считается, что партия стала преемницей "Народной партии Италии" (так называемые "Пополяри"), созданной в 1919 году католическим священником Луиджи Стурцо. Несмотря на неоднородный, как и в случае с германским "Центром", состав, опорой партии служили крестьянство, католические профсоюзы и кооперативы, в организации которых деятельное участие принимал сам Стурцо. "Пополяри" выступали за проведение ряда социальных реформ, среди которых значились защита мелкой собственности, ограничение продолжительности рабочего дня, развитие социального страхования и введение избирательного права для женщин.

В основу социальной философии христианских демократов в Италии, помимо энциклики "Rerum novarum", легли идеи экономиста-католика Джузеппе Тониоло. Тониоло считал наиболее устойчивой экономической системой средневековую систему корпоративных союзов и видел возможным ее приспособление к реалиям XX столетия. Именно устойчивость экономических отношений и модель "кооперации" христианские демократы противопоставляли как марксистской теории классовой борьбы, так и либеральной идее конкуренции.

В Германии политическими преемниками "Центра" в послевоенные годы стали ХДС и баварский ХСС. Конрад Аденауэр, первый канцлер ФРГ и глава ХДС, в качестве основы возрождения Германии видел возвращение к христианским ценностям. К базовым ценностям Аденауэр относил традиционную семью. Более того, отношения между европейскими государствами он рассматривал как семейные, а интеграцию Германии в новую Европу считал в связи с этим принципиальной задачей.

ХДС и ХСС придерживаются общей для христианских демократов социальной модели, в которой семья рассматривается не просто как "общественная ячейка", но как "фундамент общества". Принцип солидарности - взаимосвязи и взаимоответственности между человеком и обществом, как считают христианские демократы, прививается человеку именно в традиционной семье. Считая рождение и воспитание детей основами семьи, представители ХДС/ХСС негативно относятся к проектам легализации абортов и однополых браков.

Однако, как показывает практика, в вопросах семьи христианские демократы в Германии далеко не всегда являются консерваторами. Так, лидер ХСС Эдмунд Штойбер в 2002 году привлек в свой предвыборный штаб депутата бундестага Катарину Райхе, не состоявшую в браке мать троих детей. Это вызвало недоумение немецкой католической общественности и прямое осуждение со стороны иерархов Католической Церкви в Германии. При этом в Католической Церкви никак не комментировали избрание на пост главы ХДС Ангелы Меркель, которая, как известно, была разведена и вторично вышла замуж, что в принципе противоречит католическому учению о семье и браке. К тому же Ангела Меркель является протестанткой. Мог ли Папа Лев XIII в конце XIX века подумать, что столетие спустя судьбы христианской демократии в мире окажутся в руках женщины и протестантки?

В отличие от Италии, где Христианско-демократическая партия была расформирована после коррупционного скандала, позиции христианских демократов в Германии сегодня достаточно сильны, что и показали итоги сентябрьских выборов. В то же время в традиционно католической Баварии процент избирателей, поддержавших ХДС/ХСС, был рекордно низким. Социально-экономическую программу христианских демократов, по мнению аналитиков, сложно отличить от программы социал-демократов, а католические корни ХДС и ХСС становятся историей, имеющей все меньше общего с действительностью.

http://religion.ng.ru/politic/2005-11-02/3_nasledie.html

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Станислав Минин:
Призрак унии бродит по Европе
Критически настроенных англикан пригласили обратно в Рим
12.11.2009
Тень Брата Сатаны
Хорватские католики не признают свою вину за геноцид во время Второй мировой войны
22.10.2009
Отмытые финансы Ватикана
За что уволили главного банкира Святого Престола?
09.10.2009
Накануне
Значение выборов Патриарха для светского общества не стоит ни умалять, ни преувеличивать
22.01.2009
Схрон у поселка Победа
Под Пензой обнаружили новых затворников
07.08.2008
Все статьи автора