Монополия на армию

В РПЦ уверены, что пришло время для создания института полковых священников

0
348
Время на чтение 4 минуты
Выступая в конце октября на пресс-конференции в РИА "Новости", заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин заявил о том, что на сегодняшний день в России сложились все предпосылки для появления в России института военного духовенства - капелланов. По словам официального представителя Русской Православной Церкви (РПЦ), государство обязано помогать удовлетворению духовных нужд военнослужащих.

На сегодняшний день основным документом, регламентирующим контакты между религиозными организациями и силовыми ведомствами, является 8-я статья Федерального закона "О статусе военнослужащих" (1998 г.). В соответствии с ней создание религиозных объединений в воинской части не разрешается. Однако закон предусматривает, что "военнослужащие в свободное от военной службы время вправе участвовать в богослужениях и религиозных церемониях как частные лица" (ст. 8 п. 1) и "...не вправе... использовать свои служебные полномочия для пропаганды того или иного отношения к религии".

Тем не менее РПЦ решила воссоздать существовавший во времена Российской империи институт военного и морского духовенства. В законе, оговаривающем взаимоотношения между религиозными организациями и Вооруженными силами, не существует статуса "военного духовенства". В настоящее время в воинских частях православные священники часто действуют по собственной инициативе, а иногда по благословению местного епископа.

Попасть в армию стремятся не только православные священнослужители. Активные шаги по распространению своей веры среди военных предпринимают и протестанты, и мусульмане. Можно с уверенностью сказать, что российская армия превратилась в арену соперничества различных религиозных организаций.

Таким образом, на территории воинских частей сложилась определенная практика проведения общественных богослужений. При этом командование отдельных частей и соединений использует свое служебное положение для пропаганды православия, что, безусловно, является нарушением существующего законодательства. В соответствии с Законом "О статусе военнослужащего" существование православных храмов на территории воинских частей - это также нарушение запрета на создание религиозных объединений при воинских частях.

Однако за последнее время в различных частях были построены более 100 храмов. В обход закона РПЦ уже давно подписала соглашения с Минобороны и различными силовыми ведомствами. Подобные договоры заключаются и на уровне епархий и расквартированных на их территории воинских частей.

Желание Московской Патриархии узаконить статус военного духовенства наталкивается на серьезные возражения представителей командования Вооруженных сил. Например, в ноябре 2003 г. на конференции "Отечество. Армия. Церковь" начальник Главного управления по воспитательной работе ВС генерал-полковник Николай Резник заявил, что "возврата к дореволюционному статусу священнослужителя в армии и на флоте быть не может из-за светского характера государства, государственной системы образования, а также по причине отделения государства от Церкви".

Впрочем, единого мнения на этот счет нет. В прошлом году во время заключения соглашения о сотрудничестве между Нижегородской епархией и 22-й гвардейской армией, дислоцированной в Нижегородской области, командующий армией генерал-лейтенант Алексей Меркурьев высказался за возрождение в Вооруженных силах института полковых священников. По его мнению, это единственный способ эффективной борьбы с неуставными взаимоотношениями, суицидом и другими негативными явлениями.

Протоиерей Дмитрий Смирнов, глава Синодального отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, считает, что только структуры российского православия реально могут обеспечивать права военнослужащих на свободу совести. Более того, "если государство примет решение о создании института военного духовенства в армии, православная Церковь готова взять на себя роль посредника между религиозными организациями и верующими различных конфессий".

Представители РПЦ высказываются категорически против деятельности в армии миссионеров. По словам протоиерея Всеволода Чаплина, "ни в одной уважающей себя стране мира миссионеры в армию не допускаются, священники, муллы, раввины, пасторы должны приходить в армию именно к последователям своей Церкви или религии". Однако прямой обязанностью любого священнослужителя является проповедь своей веры. Поэтому постоянное присутствие священнослужителя в воинской части (подразделении) будет не чем иным, как явным или скрытым миссионерством.

Опасаясь конкуренции со стороны других религий и конфессий в деле "духовного окормления" военнослужащих, представители РПЦ открыто призывают командиров не допускать в свои подразделения "сектантов". Недавно даже было принято "специальное определение", касающееся деятельности "нетрадиционных" религий в Российской армии. В нем, в частности, отмечались факты проникновения представителей "сект" в Вооруженные силы РФ.

Выступая за создание института военного духовенства, РПЦ рассчитывает на то, что уже существующая практика взаимодействия Церкви и ВС будет оформлена на законодательном уровне. Российские армия и флот - это еще и грандиозное по своим масштабам поле деятельности, до сих пор полностью не охваченное религиозной пропагандой. На данный момент в силовых структурах РФ (Минобороны, МВД, МЧС, Минюсте и других ведомствах) служат около 4 млн. военнослужащих. С точки зрения религиозных организаций их можно считать потенциально верующими. Но, согласно данным социологических опросов, число практикующих верующих в ВС остается незначительным - не более 5%, что примерно соответствует общему числу верующих в стране.

Создание института военных капелланов, представляющих только РПЦ в поликонфессиональной стране, и придание этому институту законодательного статуса, может привести к новым конфликтам на религиозной и национальной почве. А когда речь идет о "человеке с ружьем", это опасно вдвойне.

http://religion.ng.ru/society/2005-11-02/1_monopoly.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Петров
С ангелом на плече
Талантливый живописец Григорий Журавлев доказал, что иконы рисуются душой, а не руками
22.02.2006
Церковь ударит по дедовщине
Московская Патриархия благословила подготовку военных священников
16.02.2006
Все статьи Александр Петров
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
26.04.2024 07:52
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Александр Волков
26.04.2024 06:25
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 02:37
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44