Несмотря на это, Бенедикт XVI, который в молодости сам присутствовал на Втором Ватиканском соборе, призвал римо-католиков укреплять связи с иудаистами и выразил надежду, что в будущем теологический диалог между двумя религиями, а также ежедневные контакты между их представителями будут способствовать "пропаганде человеческого достоинства, священного значения человеческой жизни и необходимости построения мирного и справедливого общества".
Сами евреи довольно высоко оценивают "Nostra Aetate". Так, например, раввин Давид Розен, который в своё время участвовал в переговорах по установлению дипломатических отношений между Израилем и "святым престолом", а сегодня является президентом Международного еврейского комитета по межконфессиональным консультациям, считает, что появление этого документа имело "поистине революционные" последствия. При этом он заявил в интервью корреспонденту информационного агентства "Ассошиэйтед пресс", что римо-католикам и иудаистам ещё предстоит разрешить по-прежнему имеющиеся между ними теологические противоречия. Кардинал Вальтер Каспер, который отвечает за контакты Ватикана с иудаистами, тоже согласен с тем, что опубликование "Nostra Aetate" стало только "началом начала процесса примирения и мира". "Необходимо написать ещё много исторических и теологических работ", - сказал он, отметив, что христианская теология иудаизма на данный момент носит "фрагментарный" характер.
По всей видимости, это означает, что, добившись изменения римо-католического богослужения, евреи, конечно же, не успокоились и что неоднократно уже выдвигавшееся ими требование об удалении из Евангелия всех свидетельств их ответственности за богоубийство будет скоро удовлетворено. Иудаисты давно и настойчиво требуют отредактировать Новый Завет таким образом, чтобы переложить всю вину за казнь Иисуса Христа на древних римлян, и похоже, Ватикан ради "построения мирного и справедливого общества" готов пойти на уступки и в этом вопросе тоже.
Обзор иностранной прессы Леонида Зернова, Нью-Йорк
http://www.pravaya.ru/news/5456