"Россия может дать новую жизнь вселенной..."

Новости Москвы 
0
151
Время на чтение 8 минут
В дни пребывания митрополита Кирилла в Сыктывкаре корреспонденту "Веры" удалось пообщаться с ним. Предлагаем вам запись этого разговора, а также ответы владыки на пресс-конференции

Из рода исповедников

- Владыка, расскажите о своих корнях, родителях.

- Мой дед был исповедником Российским: 37 лет находился в заключении. Как он говорил, прошел 47 тюрем и 7 ссылок. Он работал механиком, водителем на железной дороге "Москва - Казань", управлял поездами. Все деньги, которые зарабатывал, отправлял на Афон и в Иерусалим. А это были сумасшедшие деньги по тем временам (300 рублей золотом в месяц, 25 рублей стоила корова). Пару лет назад я был на Афоне в одном монастыре и нашел всех своих родственников в монастырских записях. Это был очень мужественный и сильный человек, воспитывал восемь детей. Несмотря на это, добровольно пошел на мученические испытания, боролся с закрытием храмов, почти всю жизнь провел в заключении. Был первым соловчанином и участником Соловецкого Собора. Знал всех русских архиереев, которые сидели на Соловках.

Отец мой тоже был исповедником, сидел в Магаданском крае, был глубоко верующим человеком. И я в детстве тоже находился в таком убеждении, что и мне придется сидеть за веру. Я никогда не был пионером, никогда не вступал в комсомол, никогда не был соглашатаем - не стал и диссидентом. Я очень люблю свою страну, свой народ. Даже в советское время я считал, что не надо делать ничего такого, чтобы разрушить единство народа. Поэтому я не выступал против властей. Но слава Богу, что Церковь призвана говорить правду - и в царское время, и в советское, и сегодня. А провозглашение правды всегда требует мужества, некоей готовности если не в тюрьму пойти, то быть непопулярным, неизвестным, непочитаемым. Задача Церкви заключается не в том, чтобы возбуждать распри, а в том, чтобы говорить правду, даже в том случае, если эта правда неприятна.

- Скажите, как вы учились в школе? Были ли вы тогда верующим человеком?

- Я довольно много страдал в школьные годы, потому что не вступал в пионеры и комсомол. И при этом я был самым лучшим учеником. Поэтому обо мне газеты стали писать не в 90-е годы, а в 50-е, но писали критически. Вот есть такой мальчик, учится на одни "пятерки", а не пионер и не комсомолец, к тому же верующий. Трудное было время. Я шел в школу, как на Голгофу. Очень часто меня вызывали на педсоветы, на диспуты с преподавателями и учениками, и я всегда побеждал, потому что в советское время наши учителя к таким диспутам были не готовы, а я старался быть готовым.

В 15 лет я ушел из дома, стал работать, считал, что не должен сидеть на шее у родителей. Перешел в вечернюю школу. Потом работал в геологической экспедиции, имел даже какое-то отношение к северному краю: к Архангельску, Коми, потому что работал в северо-западном геологическом управлении. Считаю, что это была замечательная страница в моей жизни, мне очень повезло.

- Когда вы избрали духовную стезю и как пришли к служению?

- Я не помню того времени, когда бы не хотел стать священником. Я начал служить с трех лет и к шести-семи годам мог наизусть отслужить молебен, панихиду и даже литургию. Только папа не разрешал служить ее до конца, говорил: "Служи до Херувимской". А мне очень хотелось служить до конца. Отец мой, главный инженер одного из крупнейших военных заводов в Ленинграде, был репрессирован. А потом был строителем укреплений во время Ленинградской блокады. Во время войны был главным военпредом на Горьковском заводе и принимал танки Т-34. После войны в 47-м он пришел к митрополиту и попросил у него иерейского сана, стал священником. Мама - учительница немецкого языка в средней школе. Я воспитывался в религиозной семье, пострадавшей за веру.

О Западе, России и Коми

- Вы много ездите по миру, чем отличается православие за рубежом и здесь?


- Самое интересное место для жизни - это Россия. Нигде не происходит таких потрясающих событий, как у нас. Нигде нет такого духовного возрождения и такой активной религиозной жизни, поэтому даже не могу сравнивать. Когда я говорю о России, я имею в виду и Украину, и Белоруссию - нашу историческую Русь. То, что происходит у нас, в России, имеет колоссальное значение для судьбы всего христианства, потому что христианство сегодня в Западной Европе и Америке находится в глубочайшем кризисе. Думаю, что Россия - это то место, которое может дать новую жизнь Вселенной.

- Ваше Высокопреосвященство, правда ли, что планируется встреча Папы Римского и нашего Патриарха?

- Нет, это пока не правда. Хотя я не вижу ничего в этом ужасного. Надо сказать, что избрание нового Папы у нас у многих породило очень положительные ожидания. Во-первых, Бенедикт XVI - это человек глубокой веры, прекрасный богослов. Я считаю, что в течение последних 100-150 лет не было такого сильного богослова на Римской кафедре. Он самостоятельный мыслитель. Это человек, понимающий православие и восточное богословие. Кроме того, я откровенно скажу, у нас вообще с немецкими католиками очень хорошие отношения, как вообще у России с Германией. Но то, что произошло недавно, - это перенесение кафедры униатского архиепископа из Львова в Киев - очень охладило наш энтузиазм. Нам говорят в Риме, что эта идея была задумана предшествующим Папой, что нынешний не мог этого изменить. Но это горько, потому что мы хотели бы развивать добрые отношения с Католической Церковью. Особенно в связи с тем, что сегодня происходит в Европе. Поэтому сегодня встреча Папы и Патриарха не актуальна. Мы будем делать все, чтобы исправить эти отношения, но не в ущерб Православной Церкви.

- Какие у вас впечатления от поездки в наш край?

- Хорошие впечатления, светлые, радостные. В первый раз я был в Коми в 1999 году. Тогда было трудное время - четвертый год строительства епархии, начало строительства собора. Это было самое начало и напоминало некую авантюру. Я помню, как мы с владыкой ездили по монастырям, посещали храмы, пришли на место строительства собора. Было видно, что владыка не знает, чем все кончится. У собора только-только поднимались стены, а как он будет строиться дальше - неизвестно. А вот сегодня можно свидетельствовать о том, что этот сложный первоначальный этап развития епархии завершился. Храмы построены, организована церковная жизнь во всех районных центрах, во всех крупных населенных пунктах. Вознесся золотыми куполами к небу замечательный кафедральный собор в Сыктывкаре. Ну и самое главное - переменился климат в Коми, изменились отношения Церкви и государства, светской власти и церковной.

На меня произвело большое впечатление участие в этих торжествах интеллигенции. Причем не такое участие, как это было раньше, - как-то несколько сверху, свысока, скептическое, с прищуром, а органическое участие, изнутри. Сегодня Церковь осознает себя общиной, объединяющей людей разных положений и взглядов. Здесь, в Коми, это очень видно. В духовенство пришли новые люди - образованные, современные, спокойные, со светлым, оптимистическим, трезвым взглядом на жизнь. У вас нет здесь никаких фанатиков, которые иногда терзают тело Православной Церкви.

При всем этом я еще раз хочу сказать, что Сыктывкарская и Воркутинская епархия в самом начале своего исторического пути. Хотя и не правильно говорить о десяти годах ее существования. Мы говорим о десяти годах возрождения епархии, потому что на этой территории была одна из самых древних и самых славных епархий Русской Православной Церкви. В этом году мы празднуем 625-летие со дня победы на Куликовом поле и 625-летие со дня начала проповеди святого Стефана Великопермского, основавшего Пермскую епархию, которая существует с XIV века. Одна из самых древних епархий - земля, политая потом, кровью, страданиями людей, святая земля. Земля мучеников, исповедников, на которой живет очень разумный, мужественный и сильный народ, критически относящийся к реальности. И вот этот интеллектуальный потенциал сегодня присутствует в жизни Православной Церкви в Коми.

Дай Бог, чтобы все это развивалось и дальше, чтобы Коми земля, которая так много страдала, на которой так много пролилось пота и крови, процвела подвигами священников, монахов, интеллигенции, верующих людей из народа. Чтобы зародилась новая православная вера в этом замечательном крае.

Ответы на пресс-конференции

- У нас на службы в храм приходят кочетковцы. Как к ним надо относиться?

- Вы знаете, что самое страшное - это навешивать ярлыки: кочетковцы, никониане. Не надо этого делать, Боже вас упаси! Отец Георгий Кочетков - это канонический священник Русской Православной Церкви. Он находится в каноническом общении с Патриархатом и епископатом, причащается, исповедуется, служит. В той части его деятельности, которая вызывает критику у Церкви, мы его критикуем. Это нормально. Апостол Павел говорил: "Надлежит быть и разномыслиям между вами (1 Кор. 11, 19). Для чего?" - "Чтобы открылись искусные". Но если мы с вами психологию внешнего мира принесем в Церковь, то погубим наших людей.

Пока то или иное явление в Церкви не осуждено Собором, не предано критике и не отвержено, ни в коем случае не нужно выносить о нем своего критического радикального отношения. Что касается о.Георгия Кочеткова - он много доброго делает. Ведет большую миссионерскую работу, есть Филаретовская школа. Как же мы можем игнорировать эти добрые начинания? Поэтому я очень бы попросил всех тех людей, которые болеют за чистоту православия, понимать следующее: в нашей огромной стране, в нашей огромной Церкви мы никогда не будем иметь единомыслия по всем вопросам. Мы должны научиться жить в единой Церкви с некоторыми элементами разномыслия. Важно уметь отделять овец от козлов, плевелы от пшеницы. И там, где реальные плевелы, давать бой, а где их нет, снисходить любовью. Я думаю, что мы о.Георгия вместе со всеми его последователями исцелим любовью, и тот потенциал, который они имеют, используем во благо Русской Православной Церкви.

- Ваши телевизионные передачи имеют большую популярность. Жалко, что идут 10 минут. Не хотели бы вы увеличить время в эфире?

- Они идут 15 минут, а не 10, в неудобное время. Это не от меня зависит. А рейтинг этих передач, действительно, очень высокий. Самый высокий у господина Галкина - есть такой актер, а на втором месте митрополит (владыка улыбается). Я не хочу себя сравнивать с Галкиным, но это свидетельствует о том, что люди смотрят и слушают. Но время очень неудобное: одни еще не встали, другие только зубы чистят. Время передачи зависит от телезрителей. Если они обращаются на канал, если пишут, требуют, то там могут это принять к сведению и изменить время передачи.

- Ваше Высокопреосвященство, у нас в республике много старообрядцев. Как вы относитесь к старообрядчеству?

- К старообрядчеству я отношусь очень хорошо, но при этом не забываю, что старообрядчество - это раскол. А всякий раскол - это ослабление жизни Церкви... Я не хочу уходить в тему происхождения этого раскола, судить - кто прав, кто виноват. Само по себе отделение от Церкви - всегда зло. И в этом смысле старообрядчество, с одной стороны, сохраняя традиции, вписываясь в парадигму наших духовных национальных ценностей и являясь как бы союзником Русской Православной Церкви, будучи в расколе, работает против РПЦ. Вот в этом глубочайшее противоречие...

Для меня миссионерская направленность жизни Церкви важнее, чем сохранение традиций. Вот музей - это то место, где нужно сохранять все. Церковь - это не музей, это жизнь. Мы не можем внешние стороны церковной жизни подчинять интересам миссии Церкви. Если Господь когда-то нас воссоединит, то подход к жизни в старообрядчестве потребует серьезной корректировки. Церковь не должна подделываться под вкусы мира сего, но и не должна возлагать на людей неудобоносимые бремена.

- Какая тональность должна быть при подготовке православных передач на телевидении?

- Боже упаси придерживаться искусственной тональности. Старайтесь почувствовать жизнь народа, задеть за живое. Постарайтесь общаться на том языке, на котором разговаривают люди, сказать об истинности и красоте православия. Когда я начинал готовить телевизионные передачи, мне посоветовали выступать в облачении. Я сказал - нет, в облачении жарко. Предложили в клобуке. Да, в клобуке хорошо, но очень многие люди не понимают, что такое клобук. А я должен быть понятен абсолютно для всех, буду выступать без всякого клобука, в одной рясе. Рясу я не могу снять, это моя одежда, я в ней постоянно хожу. Меня спрашивали: "На каком языке вы будете говорить?" - "Я буду говорить на своем языке - языке своей культуры, своего воспитания. Буду обращаться на простом, понятном для всех людей языке, рассказывать им о Христе, о Евангелии, чтобы не было восприятия Церкви как некоего фольклора, музейного экспоната. Самое главное - научиться говорить на современном языке, но не на пошлом языке, который разрушает нравственность и ценности бытия.

Я убежден, что тема языка - одна из самых важных сегодня в Церкви и церковной проповеди. Меня как-то спросили: "А можно в Церкви смеяться?" А почему нет? А можно в церкви аплодировать? Тысячу раз я выступал в греческих церквях, и мне аплодировали. Почему в Греции можно, а в России нельзя? Другой разговор, что мы не должны создавать никакой культурной экстравагантности. Если у нас не принято аплодировать - не надо, если не принято смеяться, не надо смеяться. А если уж кто-то засмеялся, то, пожалуйста, не отлучайте этого человека от Церкви.

Записал Е.СУВОРОВ

http://www.vera.mrezha.ru/501/4.htm
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Святейший Патриарх Кирилл (Гундяев)
Святейший ответил на вопросы участников
Всемирного фестиваля молодежи
04.03.2024
Доклад Святейшего Патриарха на первом
собрании духовенства Московской митрополии
22.02.2024
Выступление на XII Рождественских
Парламентских встречах
31.01.2024
Все статьи Святейший Патриарх Кирилл (Гундяев)
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 16:34
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 16:34
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 16:26
Научные заслуги Ильина перечёркиваются его политическими заявлениями
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 16:19
Почему рядом с Николаем II было мало выдающихся государственных людей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
26.04.2024 16:11
Не геометрические ребусы, но свидетельство о молитвенном опыте
Новый комментарий от Павел Тихомиров
26.04.2024 15:59
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
26.04.2024 15:49