itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Несостоявшаяся сенсация

Перестанут ли британские католики верить в истинность Библии?

0
116
Время на чтение 4 минуты
В начале октября Конференции католических епископов Англии, Уэльса и Шотландии выпустили новый вероучительный документ, посвященный проблемам изучения и интерпретации Библии в современном мире. Документ под названием "Дар Писания" летом текущего года был представлен Папе Римскому Бенедикту XVI и получил одобрение Святого Престола.

Для Католической Церкви в любой стране издание подобных документов является, по большому счету, обычной практикой. Однако преамбула к "Дару Писания", написанная архиепископом Вестминстерским, кардиналом Кормаком Мерфи-О"Коннором и архиепископом Эдинбургским, кардиналом Китом О"Брайеном, вызвала широкий резонанс в британской прессе. Внимание журналистов особенно привлекли слова иерархов о том, что "от Писания нельзя требовать научной или исторической точности". Рядом печатных СМИ это заявление было воспринято как сенсация, и на страницах таких изданий, как "Times" и "The Scotsman", появились громкие заголовки: "Католическая Церковь перестает верить в Библию", "Католическая Церковь не верит в то, что Библия истинна".

Безусловно, "Дар Писания" свидетельствует об определенной модернизации католического учения, но сенсацией такую модернизацию назвать нельзя. Во-первых, слова о том, что католические епископы Великобритании "перестали верить в истину Библии" - явное преувеличение: авторы "Дара Писания" подчеркивают, что слова Библии "указывают надежный путь, путь древний, но в то же время новый". Символической интерпретации, по их мнению, следует подвергнуть некоторые библейские пассажи о сотворении мира и человека, Земном Рае, а также апокалиптические образы из Откровения Иоанна Богослова. В свою очередь, такие догматические положения, как "непорочное зачатие" или "воскресение Христа", по словам авторов документа, нуждаются в буквальной трактовке.

Во-вторых, "сенсация" британских журналистов, что называется, запоздала на четыре десятилетия. В 1965 году, по итогам II Ватиканского Собора, Папа Римский Павел VI выпустил Догматическую Конституцию "Dei Verbum" ("Слово Божие"). В ней, в частности, говорилось, что при интерпретации отдельных библейских текстов следует учитывать исторические и культурные условия, в которых эти тексты создавались, и "способы восприятия", бытовавшие в те времена. Текст "Дара Писания", издание которого как раз приурочено к юбилею "Dei Verbum", на самом деле лишь развивает положения II Ватиканского Собора.

Один из разработчиков текста "Дара Писания" священник Адриан Грэффи подтвердил "НГР" преемственность нового вероучительного документа Католической Церкви в Великобритании по отношению к "Dei verbum". По его словам, Библия - это "Слово Бога на языке человека", а ожидать от человека совершенно точного выражения истины нельзя. Грэффи, в частности, считает первые главы Книги Бытия религиозным учением, а не исторической хроникой.

По мнению журналистки "Times" Рут Гледхилл, буквальное прочтение первых глав Книги Бытия, содержащих "различные повествования о сотворении человека", невозможно и предложение британских епископов интерпретировать эти пассажи символически, без сомнения, "прогрессивно". В этом плане, по мнению Гледхилл и ее коллеги из газеты "The Scotsman" Стивена Макгинти, "Дар Писания" является актуальным документом, своего рода репликой на проекты реформ образования, выдвигаемые рядом христианских организаций, в частности в США. Авторы этих проектов предлагают ввести в программу естествознания в светских учебных заведениях преподавание библейской истории возникновения мира и человека наряду с преподаванием дарвиновской теории эволюции.

В тех же Соединенных Штатах сторонниками введения подобного двойного образовательного стандарта, как правило, выступают представители протестантских деноминаций, негативно воспринимающих теорию Дарвина. Католическая Церковь же в своем отношении к дарвинизму определилась еще в 1950 году. В энциклике "Humani generis" Папы Пия XII говорится о том, что Церковь "не запрещает, чтобы учение об эволюции было предметом поисков и обсуждений со стороны ученых". Теория эволюции, с точки зрения Католической Церкви, затрагивает вопрос о "происхождении тела человека из уже существующей материи" и не имеет отношения к человеческой душе. Таким образом, дарвинизм как "наука о материи" не противоречит католическим догматам.

Символическое толкование текстов Библии, предложенное британскими епископами, по большому счету не является новшеством. Еще в Средние века так называемый аллегорический подход к интерпретации Священного Писания Католическая Церковь признавала легитимным наряду с "буквальным" подходом. То, что вопрос о возможности символической интерпретации становится актуальным в XXI веке, - следствие распространения переводов Библии среди католиков-мирян. В то же время сама идея не является революционной.

В преамбуле к "Дару Писания" британские архиепископы предупреждают об опасности фундаментализма при интерпретации библейских текстов. Речь, в частности, идет о механическом перенесении слов иудеев из Евангелия от Матфея - "Кровь Его будет на нас и на детях наших" - на современные отношения между христианами и иудеями. Авторы "Дара Писания" подчеркивают, что все высказывания против евреев в Новом Завете следует воспринимать в контексте той эпохи, в которую создавался конкретный текст.

Это заявление католических иерархов Великобритании полностью соответствует духу II Ватиканского Собора и современному учению Католической Церкви о межрелигиозном диалоге. Папа Павел VI в Декларации "Nostra aetate" (1965 г.) выступил с однозначным осуждением антисемитизма и выразил сожаление в связи с гонениями, которым католики подвергали евреев в предшествующие столетия. Тем не менее британская пресса и это предостережение архиепископов склонна рассматривать в сенсационном ключе, как будто гонения продолжались до недавнего времени.

Любопытно, почему журналисты авторитетных британских изданий фактически игнорируют реальные изменения в католическом вероучении, происходившие на протяжении XX века? Почему они полагают, что "Дар Писания" - это сенсационный документ?

По всей видимости, большое влияние на отношение светской прессы к Католической Церкви оказал достаточно консервативный понтификат Иоанна Павла II. Несмотря на бесконечные заверения покойного Понтифика о приверженности программе II Ватиканского Собора, в действительности никакого движения вперед по сравнению с 1960-ми годами в католицизме не происходило. Более того, в некоторых аспектах церковной жизни был даже сделан шаг назад, например, в деле управления Церковью, где имели место фактическая централизация власти и умаление роли национальных епископских Конференций. Кроме того, Католическая Церковь не проявила должной гибкости в столкновении с серьезными социальными проблемами, прежде всего с проблемой СПИДа.

Все это привело к тому, что образ католицизма, переживавшего в XX столетии период обновления, остался далеко в прошлом, а на смену ему пришел образ католицизма ретроградного и несовременного. Именно поэтому сегодня заявления католических иерархов, уже звучавшие 40 лет назад, вновь рассматриваются как революционные.

http://religion.ng.ru/society/2005-10-19/3_sensations.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Станислав Минин
Призрак унии бродит по Европе
Критически настроенных англикан пригласили обратно в Рим
12.11.2009
Тень Брата Сатаны
Хорватские католики не признают свою вину за геноцид во время Второй мировой войны
22.10.2009
Отмытые финансы Ватикана
За что уволили главного банкира Святого Престола?
09.10.2009
Накануне
Значение выборов Патриарха для светского общества не стоит ни умалять, ни преувеличивать
22.01.2009
Схрон у поселка Победа
Под Пензой обнаружили новых затворников
07.08.2008
Все статьи Станислав Минин
Последние комментарии