itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Когда приходят Грабовые

Православный священник о лжепророках, магах и рок-опере

Новости Москвы 
0
97
Время на чтение 5 минут
Еще не улегся ажиотаж вокруг "воскресителя" Грабового, а тут уже Кашпировский вновь откуда-то появился. Совпадение? Или веяние времени, симптом какого-то общественного недуга? Что происходит? Когда и почему вспыхивает в обществе интерес к такого рода фигурам? Как это сочетается с верой в Бога? С этих вопросов начался наш разговор с игуменом Сергием РЫБКО.

- Вообще-то ничего принципиально нового в этой ситуации нет. И объясняется она весьма просто. В кризисные времена, когда нет стабильности и люди чувствуют растерянность, теряют почву под ногами, естественно, появляются деятели, которые, не в последнюю очередь, хорошо на этом зарабатывают. В экономической сфере - это всевозможные "МММ", а в духовной - грабовые и кашпировские. В начале 90-х они возникали, как грибы после дождя. Именно тогда, на мой взгляд, была самая пиковая ситуация. Хотя и сейчас период этот не закончился. Об этом можно судить даже по обилию рекламных публикаций - во множестве изданий предлагают на любой вкус услуги всевозможные целители, "сударыни", оккультные мастера по привораживанию, отвораживанию, сбережению мужей и капиталов и тому подобное. Все это и в прежние времена было. Просто современные технологии дают возможности "раскрутиться" гораздо быстрее. Вот их и раскручивают с финансовой или с какой-то другой целью.

- А духовный уровень общества имеет тут значение?

- Конечно. Почему в России все это так бурно расцвело тогда, в начале 90-х, и до сих пор не увядает? Потому что к тому моменту в атеизме люди в основном разочаровались, поняли, что на этом пути никаких серьезных ответов на главные вопросы не найти. А православие, нашу исконную религию и духовную культуру еще как следует не узнали. Ведь для этого нужно время, по крайней мере, несколько лет. Недостаточно, скажем, только прочитать Священное Писание. Как сказал один из святых, Евангелие читается жизнью. То есть, когда живет человек по Евангелию, когда для него заповеди Божии становятся правилами жизни, тогда он уже все по-другому воспринимает. А для этого опять-таки надо время. Тех людей, которые в конце 80-х - начале 90-х нашли для себя дорогу к храму, никакими грабовыми и кашпировскими не заманишь. А другие этот суррогат проглатывают.

- Но ведь на веру в Христа, в новое пришествие иногда и делается ставка?

- Это опять-таки не новость. И для человека, серьезно верующего, грамотного - не вопрос. В Писании сказано, что придут лжехристы и лжепророки. Сейчас в мире насчитывается примерно 40 человек, объявивших себя Христом, - это только психически нормальных, а ненормальных - намного больше. Они так же далеки от истинной веры, как всевозможные маги, экстрасенсы и целители, часто называющие себя православными. Были, есть и будут люди, которые делают деньги на слабостях человеческих, суевериях. Есть вера, есть суеверия. Кто-то из них с дьяволом имеет связь, но большинство - просто жулики.

- А люди, которые доверяются им и ходят к ним, остаются при этом верующими, православными?

- Есть каноны, по которым живет Церковь. Они выработаны вселенскими соборами. Это законы, которыми Церковь управляется. Так вот, согласно закону, тот, кто обратится к такому человеку, подлежит отлучению от Церкви на несколько лет для покаяния. Если он раскается сразу, то грех прощается. Если не кается, то подвергается епитимии - отлучению от причастия на несколько лет. Когда я сталкиваюсь на исповеди с такими людьми, иногда отлучаю от причастия, чтобы подумал, ну а если сразу понимает - повинную голову меч не сечет... А ведь у многих прозрение наступает довольно быстро: люди понимают, что они деньги оставили, но заболели еще больше. Я был знаком с врачом, которая работала как раз в реанимации, когда проходили первые телесеансы Кашпировского. Она говорила: мы знаем, что как только сеанс закончится - сейчас к нам народ в реанимацию повалит, особенно пожилые люди с глубокими обмороками, сердечными приступами. Так что все это вовсе не безобидно и с медицинской точки зрения, и тем более с духовной.

Вот был у нас в стране в те же годы, если помните, японец из "Аум Синрекё". Когда приехал - вроде как шут гороховый. Многие его всерьез не восприняли, больше как экзотику. Я служил тогда в храме, где один из наших прихожан, он японовед, был переводчиком во время первых шоу этого деятеля. Я, говорит, понимал, что тут что-то не то, но деньги нужны были и, будучи человеком православным, пошел тем не менее на компромисс с совестью. А супруга в это время была беременна, все обследования показывали, что ребенок должен быть здоровым, но родился с большими отклонениями. Я, говорит, понял: за что. Отказался в дальнейшем работать, хотя очень большие деньги предлагались. Ну а потом, когда случились атаки в японском метро, всем стало ясно, что это за секта.

- Но ведь говорят и так, что там, где присутствует бесовщина, возможны временные целительные эффекты?

- Да, так бывает от самовнушения до бесовских иллюзий. Как сказал святитель Иоанн Златоуст, дьявол еще никогда никому не помог и никого не исцелил, а вот иллюзию он создать может. Иллюзию восстановления сил или, например, зрения. Так что, если это не жулики, а люди серьезные, связанные с потусторонними силами, то они действительно могут кое-что эффектное продемонстрировать. Только это всегда будет этаким вариантом шагреневой кожи: потери окажутся куда больше приобретений, а расплата слишком жестокой. Конечно, были, есть и, наверное, будут люди, которые продают душу дьяволу сознательно, но большей частью жертвами таких опасных игр становятся те, кому недостает настоящей веры, духовной закалки, знаний.

- Иногда массовый гипнотический эффект различных "целителей" и лжепророков сравнивают с воздействием на молодежь рок-музыки. Ваша точка зрения прямо противоположна и убедительна, поскольку вы прошли уникальный путь к священству - через хиппи, рок-культуру. К тому же до сих пор не порываете связей с этой средой. Считаете ее не опасной для духовного здоровья молодого человека?

- Прежде всего замечу, что моя биография не совсем уникальна. Скорее даже типична для человека моего поколения. Среди духовенства только в Москве я знаю несколько десятков бывших хиппи, просто говорить об этом вроде бы не принято. А я говорю открыто и продолжаю общение в этой сфере с людьми, как пришедшими в Церковь, так и идущими к ней. Причем делаю это с благословения священноначалия. У меня даже награда есть от имени Святейшего Патриарха, как было объявлено - "за проповедь христианства среди хиппи, рокеров и панков". Сам я в конце 70-х попал в московскую "систему" - тогдашние хиппи в основном были молодыми интеллектуалами, которые искали смысл жизни и отвергали советскую жизнь. А интеллектуальный путь, по моему глубокому убеждению, должен привести нормального человека к православию. Поэтому те, кто шел до конца, как правило, приходили в Церковь. И это естественный путь.

Что же касается рок-музыки, то я считаю ее духовной. Потому что, как сказала одна моя хорошая знакомая, поэт в России больше, чем поэт, а рок для русских - не просто музыка. Это музыка ищущих людей, она наполнена философским содержанием. По крайней мере началом своего обращения к Богу я обязан группам "Beatles", "Pink Floyd", "Led Zeppelin". И многие наши русские рок-музыканты - это православные люди. Они все больше обращаются в своих произведениях к Богу. Вот недавно на 25-летии группы "Воскресение" я слышал совершенно потрясающую композицию "Научи меня жить" - это просто молитва к Богу, хотя там и не произносится слово Бог. Причем прекраснейшая музыкальная аранжировка и содержание христианское.

- Вы и сами, говорят, рок-оперу пишете?

- Она уже практически написана: и либретто готово, и музыка, вот поставить только некогда. Это во многом автобиографическое произведение: как человек моего поколения приходит к Богу. Мой соавтор - Стас Бартенев. С его группой "Если" мы и выступаем иногда вместе - я с проповедью, они с концертом. Последний раз очень неплохо получилось в рамках книжной ярмарки на ВВЦ.

Так что через рок-культуру дорога к Богу, к спасению есть, и довольно широкая. А вот через общение с различными лжепророками и шарлатанами, которые называют себя "православными целителями", - путь в прямо противоположном направлении.

Коновалов Валерий

http://www.trud.ru/004_Cht/200510201960801.htm
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Архимандрит Сергий (Рыбко)
Что такое прелесть
Как уберечь себя от духовного самообмана
05.11.2020
«Наши дети и потомки должны знать, что они русские!»
Игумен Сергий (Рыбко) прокомментировал свой призыв вернуть графу национальность в паспорта российских граждан
15.05.2014
«К каким же насильственным действиям и против кого я призываю?»
Центр религиоведческих исследований обвинил игумена Сергия (Рыбко) в экстремистских высказываниях в адрес армян
25.04.2014
Все статьи Архимандрит Сергий (Рыбко)
Новости Москвы
День памяти князя Петра Горчакова
Сегодня мы также вспоминаем сенатора кн. Ю.А.Долгорукова, министра В.Н.Ламсдорфа, художника В.И.Сурикова, конструктора А.Д.Швецова и маршала Л.А.Говорова
19.03.2024
«Фонд противостоит разрушающим сознание граждан деструктивным процессам»
К 35-летию Международного Фонда славянской письменности и культуры
16.03.2024
В нём было много красок
На смерть Александра Ширвиндта
16.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии