Слово на торжественном акте в Московской Духовной академии в день праздника Покрова Богородицы

Ваше Высокопреосвященство, Владыка ректор, дорогие собратья архипастыри, досточтимые отцы, братья и сестры!

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы является особым днем для учащих, учащихся, педагогов, сотрудников и всех, чья жизнь и деятельность связана с Московскими духовными школами. Сегодня мы "едиными усты и единым сердцем" возносили хвалу Господу и Его пречистой Матери за попечение, промышление и покровительство, благодаря которому благоустрояется Православная Церковь, обретая новых делателей в винограднике Божием.

Принося слова благодарности Всещедрому Богу за Его милости, мы должны с полной ответственностью сознавать, что вопрос богословского образования является одним из наиболее значимых для жизни Церкви. И сегодня от людей несущих свое послушание в духовных школах напрямую зависит будущее Православия.

Задача духовной школы вытекает из потребностей Церкви, которые во многом определяются условиями, в которых она совершает свое служение.

Обстоятельства жизни человека в современном информационном обществе существенным образом отличаются от условий бытия человека прошлых столетий. В соответствии с этим, наших современников волнуют проблемы, неведомые предшествовавшим поколениям христиан.

Однако, несмотря на все изменения, претерпеваемые человеческим сообществом, нам всегда нужно иметь в виду, что чрезмерное стремление к приобретению светских знаний, которыми живет общество, может нанести ущерб самому главному - способности осолять мир сей солью Евангелия: Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? (Мф.5,13) Основное дело духовных школ - воспитывать таких пастырей, которые могли бы всем вопрошающим дать адекватный и исчерпывающий ответ в духе святоотеческого предания.

Год назад, на Архиерейском Соборе я уже говорил о том, что "воспитанник семинарии, как будущий священник, в первую очередь призван стать духовным руководителем людей. Следует четко определить, что светское гуманитарное образование не должно являться самоцелью, оно лишь инструмент в деле общеобразовательной подготовки пастыря".

Неизменным остается основное призвание Церкви - свидетельствовать о Христе, дабы люди, среди которых осуществляется эта спасительная миссия "спаслись и достигли познания истины". (1Тим.2,4)

Это еще раз должно напоминать нам об апостольстве Церкви, о том, что сердца пастырей стада Христова должны быть открыты к нуждам не только "своих" прихожан, но и к потребностям тех, кто еще не обрел своего места внутри спасительной церковной ограды.

Церковь, по слову Писания, есть "Тело Христово" (1Кор.12,27), и дом Господень, промыслительно составляемый из христиан, призванных ко спасению благодатью Божией. В связи с этим ответственность пастырей, как "служителей Христовых и домостроителей таин Божиих" (1Кор.4,1) весьма велика.

Следует иметь в виду, что пастырский долг - это не только профессиональная обязанность, связанная с необходимостью выполнения богослужебных функций, но ответственность перед Богом и Церковью за каждую душу, которую Господь привел в храм и за всех христиан, которых Христос вручил священнику.

Пастырство - это не профессия, которую можно освоить в профессиональном учебном заведении, это призвание, совершаемое Пастыреначальником Христом, свидетельствующим в Писании: "Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам" (Ин.15,16).

Недопустимо отношение к пастырскому служению, при котором деятельность священника воспринимается в качестве варианта социального устройства и источника средств к существованию.

К сожалению, сегодня этот вопрос, ввиду продолжающейся секуляризации общества, становится одним их наиболее актуальных не только в области взаимоотношения Церкви и мiра, но и во внутрицерковной жизни.

Дух наемничества, совершенно недопустимый в трудах на ниве Христовой, неминуемо приводит к разрушительным для Церкви последствиям. Его невозможно скрыть от народа Божьего, всегда трепетно относящегося к облику и внутреннему устроению священника.

Христианство не может быть ограничено стенами храма. Оно призвано быть нормой повседневной жизни каждого члена Церкви Христовой и потому священник призван являть образец "здравого учения" (2Тим.1,13) и христианского жития по вере, как во время богослужения, так и во всех обстоятельствах своего земного пути.

Посему годы, проведенные в стенах духовной школы, должны стать не только периодом получения богословских и церковно-практических знаний, но и временем приобщения к духовным сокровищам и бесценным традициям Святого Православия, опытом подлинного воцерковления и созидания в душе воспитанников стремления к ревностному служению Церкви Божией.

Обращаясь ко всей профессорско-преподавательской корпорации и учащимся духовных школ, призываю вас, по слову Апостола "возгревать дар Божий" (2Тим.1,6) ибо "дары и призвание Божие" (Рим.11,29) неизменны во все времена.

Пусть ревность о благоустроении Церкви Христовой (ср.Ин.2,17), станет для вас определяющей в вашем нынешнем и предстоящем служении Господу, на благо Церкви и народа Божьего.

Желаю всем труждающимся на поприще духовного образования и студентам духовных школ обильных милостей от Господа. Да дарует Он вам, "по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши,... дабы вам исполниться всею полнотою Божиею" (Еф.3,16-19).

http://www.sedmitza.ru/index.html?did=27480

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
+Алексий II :
О церковном модернизме и неообновленчестве
К семилетию со дня кончины
04.12.2015
В монастырь не уходят - туда приходят
Архивный материал ко дню смерти Святейшего Патриарха Алексия II
05.12.2012
Святейший Патриарх Алексий II о церковном модернизме и неообновленчестве
5 декабря исполняется два года со дня кончины Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II
05.12.2010
Годовщина со дня кончины Святейшего Патриарха Алексия II
Патриарх Алексий II о времени, о близких, о себе...
04.12.2009
Все статьи автора