itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Русская Церковь на Камчатке

Новости Москвы 
0
117
Время на чтение 5 минут
Начало христианизации Камчатки относится к первым годам XVIII столетия. После присоединения полуострова к Российскому государству начинается деятельность отдельных духовных миссий. Есть документальные сведения об отправке в 1705 году в эти края группы миссионеров во главе с архимандритом Мартинианом. Ее деятельность принесла скромные результаты, но заставила задуматься о сложностях проповеди православия, связанных с языковым барьером, а также особенностями обычаев и традиционного уклада жизни местного населения.

Известны имена первого священника - Иосифа Лазарева - и монаха - Игнатия (Козыревского), подвизавшихся в начале XVIII века на Камчатке.

Первая церковь была выстроена здесь в 1713 году на реке Ключевке Иваном Енисейским, который в то время управлял краем.

Представление о процессе христианизации Камчатки дает донесение В. Беринга в Адмиралтейств-коллегию от 5 апреля 1730 года. В нем говорилось о наличии на полуострове одной церкви, одного священника и о начале строительства монастыря. В 1737 г. Недостаток священнослужителей и церковных богослужебных принадлежностей - одна из основных сложностей обустройства полноценной православной жизни в новопросвещаемом краю этого времени.

Важный этап истории православной проповеди на Камчатке - деятельность третьей духовной миссии (1745-1761) во главе с архимандритом Иоасафом (Хотунцевским). Ее штат состоял из 11 человек. Имела она и специальное задание Святейшего Синода - открывать школы для представителей местных народов. К 1745 году были открыты школы в Большерецком, Верхнекамчатском, Нижнекамчатском острогах.

Всего за время деятельности миссии было организовано 14 учебных заведений для детей камчадалов. Миссионерское школьное дело ориентировалось прежде всего на христианизацию населения. Этому способствовало совмещение сподвижниками архимандрита Иоасафа преподавания и церковного служения.

Для распространения христианства среди кочевых народов было важно обучить их русскому языку. Для этого глава миссии предлагал организовывать передвижные школы и школы-общежития.

За время работы группы отца Иоасафа существенно увеличилось число церквей, храмы появились практически во всех крупных острогах. Крещение приняло абсолютное большинство камчадалов. Пытались активно сопротивляться христианизации только отдельные группы коряков и чукчей.

Вскоре правительство перестает субсидировать школы и присылать учителей. Число учебных заведений начинает сокращаться. К 1783 году на Камчатке не было ни одной школы.

Настоящим апостолом Камчатки и "русской Америки" стал архиепископ Иннокентий (Вениаминов).

Будущий святитель (в миру Иван Евсеевич Попов) родился в 1797 г. в с. Анга Верхнеленского уезда Иркутской губернии. В 1818 г. окончил Иркутскую духовную семинарию. В 1821 г. рукоположен в сан священника. В 1823-м выехал с семьей на Аляску. Собственноручно выстроил в Уналашке церковь и школу, 10 лет вел миссионерскую работу среди алеутов. С 1834 г. переезжает на о. Ситху и обращает в православных христиан индейцев и эскимосов. В 1839 г. возводится в сан протоиерея.

В 1840 г. принимает монашеский постриг с именем Иннокентий. В этом же году возведен в сан архимандрита и в связи с созданием Камчатской, Алеутской и Курильской епархии хиротонисан во епископа.

В 1842-1843 гг. епископ Камчатский, Алеутский и Курильский Иннокентий совершает объезд камчатских приходов и осмотр церквей по маршруту: Петропавловский порт - Мильково - Ключи - Нижне-Камчатск - Большерецк - Тигиль - Лесной острог - Дранкинский острог - Олюторка - Гижига - Охотск.

В 1845 г. Преосвященный вновь посетил Камчатку с целью перевоза в Новоархангельск, к месту нахождения его кафедры, Камчатского духовного училища, чтобы, объединив его с духовным училищем столицы Русской Америки, создать там духовную семинарию.

В 1850 г. с обозрением епархии прибывает на Камчатку. Здесь узнает о том, что он возведен в сан архиепископа.

В состав Камчатской епархии тогда же водится Удский край. В 1852-м к ней присоединяются якутские приходы. В этом же году для удобства управления гигантской епархией владыка переселяется в порт Аян.

В 1853 г. архиепископ Иннокентий переводит кафедру в Якутск и переезжает туда на постоянное местожительство.

В 1854 г. Россию, проигравшую Крымскую войну, всколыхнула весть о героической обороне Петропавловского порта.

В 1855 г. архиепископ Иннокентий в течение недолгого времени пребывает в плену у англо-французской эскадры (порт Аян).

В 1857 г. выходит в свет книга протоиерея П. Громова "Историко-статистическое описание камчатских церквей" - важнейший источник для изучения церковной жизни полуострова в позапрошлом столетии.

В 1858 г. Высочайшим Императорским Указом учрежден ежегодный крестный ход в Петропавловске в ознаменование победы над англо-французским десантом. В 1858 г. согласно Айгунскому договору с Китаем к России присоединяется огромный Приамурский край. В переговорах, возглавляемых с российской стороны генерал-губернатором Сибири Н.Н. Муравьевым-Амурским, принимает участие и архиепископ Иннокентий.

В этом же году основан г. Благовещенск.

В 1860 г. по Пекинскому договору к России отходит территория "...между р. Уссури и морем" - Приморский край, который включен в Камчатскую епархию. Основан г. Владивосток. Первую церковь в нем освящает владыка Иннокентий.

1862 г. - перевод кафедры Камчатской епархии в г. Благовещенск.

1867 г. - Соединенным Штатам Америки продана Аляска (Русская Америка). Этот акт существенно повлиял на территориально-географическое положение епархии.

В 1868 г. архиепископ Иннокентий назначен митрополитом Московским и Коломенским. На Камчатскую кафедру возводится епископ Вениамин.

В 1977 г. митрополит Московский и Коломенский Иннокентий (Вениаминов) канонизирован Русской и Американской Православными Церквями.

Двадцатый век внес смятение и разруху руками безбожной власти. "В годы, последовавшие за революцией, казалось, что духовная жизнь здесь прекратилась. Уже в 1923 году было уничтожено около 50 храмов, богослужебная и приходская жизнь была почти полностью прекращена", - напомнил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II на состоявшейся в Москве 12 апреля научно-богословской конференции, посвященной памятному событию. Камчатка была объявлена первым антирелигиозным оплотом страны Советов.

Началом церковного возрождения на северной земле следует считать 1984 год, когда в Петропавловске-Камчатском особым постановлением Совета по делам религии при Совете министров СССР была зарегистрирована Православная община. "Сегодня на Камчатке возрождается духовная жизнь, - сказал Святейший Патриарх, - с 1994 году существуют Петропавловская и Камчатские Епархии, действуют 42 прихода, мужской и женский монастырь, а также один скит".

Ныне на территории региона в школах-интернатах и детских садах в рамках программы проводятся уроки "Основы Православной культуры", открыт филиал Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, создаются православно-просветительские центры и активно развивается миссионерское служение.

Однако и сегодня Православие на Камчатке испытывает немалые трудности. Хотя возрождено более 40 приходов, храмов не хватает, их всего лишь пять. Большинство общин служат либо в перестроенных помещениях, либо на квартирах, либо в государственных учреждениях. Основная причина такой ситуации, по словам епископа Петропавловского и Камчатского Игнатия, кроется в трудном материальном положеним края. Камчатка всегда была дотационным регионом, куда вкладывались большие средства. "Теперь же поступлений практически нет. Вследствие этого нашу землю покидают многие деятели культуры, науки, образования. А все это сказывается на общем уровне нашего населения", - пояснил епископ.

Но не менее важным фактором, усугубляющим положение вещей, стало и советское атеистическое наследие, которое нелегким бременем лежит на сегодняшней камчатской жизни. Снова наступает пора активной миссионерской деятельности.

300 лет Православия на Камчатке - это повод не только подвести итог сделанному за столетия, но и вспомнить о высоком достоинстве своих великих предков и ревностно послужить Богу и Церкви в условиях нового века.

http://www.patriarchia.ru/db/text/52576.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Ликвидация пятой колонны будет проходить в ходе Большой войны?
О теракте в Красногорске и положении в стране
28.03.2024
Хатынь двадцать первого века
России нужен уголовный кодекс военного времени
28.03.2024
«Уйти от этих вопросов не получится»
Об ошибках в миграционной политике
28.03.2024
«Мы должны осознать важность каждого человека, который призван Богом к жизни»
В Москве прошла IV научно-практическая конференция «Ценность каждого»
27.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Зеленский начинает проговариваться»
Новый комментарий от учитель
29.03.2024 13:34
Мы русские. Но с нами ли Бог?
Новый комментарий от Егоров
29.03.2024 13:06
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 12:15
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
29.03.2024 11:52
Альенде vs Пиночет
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 11:49
На месте «Крокуса» должен быть православный храм!
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 11:37
О красных и белых
Новый комментарий от Олег В.
29.03.2024 11:31