Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Православная Церковь и проблема СПИДа

Маргарита  Нелюбова, РИА Новости

10.10.2005

В отличие от светских организаций - общественных фондов, государственных структур - Церковь видит свою задачу, прежде всего, в духовной поддержке людей, затронутых этим заболеванием: ВИЧ-инфицированных и их близких. Многие из них нуждаются не только в социальной и психологической помощи, которую в состоянии предоставить светские организации, но и в духовной поддержке. Еще одна важная задача Церкви - профилактика ВИЧ среди детей и молодежи, основанная на воспитании в духе традиционных нравственных ценностей - тех христианских и общечеловеческих гуманных ценностей, которые помогут больше ценить свою собственную семью, укрепить отношения с родителями и соответственно преодолеть те внутрисемейные конфликты, которые очень часто толкают молодежь на улицу и делают их жертвами наркотиков; помогут воздерживаться от добрачных сексуальных отношений - еще одного пути распространения ВИЧ-инфекции.

Ответы на вопросы

1. Зинаида Нелюбова, Тура, Эвенкия : Мы живем в Туре - это Эвенкия, нас пока Бог милует, но сердце всегда болит за тех, кто волей или неволей становится больным этой страшной болезнью. Как практически помочь таким людям? Да и ждут ли они помощи? Самое главное - молитва, от всего сердца. Бог Вам в помощь! С уважением, Ваша однофамилица, а может и больше. Зинаида Нелюбова.

Маргарита Нелюбова: Безусловно, очень важной действенной помощью для людей живущих с ВИЧ-СПИДом является молитва. Еще одна возможность оказать им поддержку - это организовать в православном приходе группу взаимопомощи для людей, живущих с ВИЧ-СПИДом (ЛЖВС) либо службу психологической поддержки и психологического консультирования. Очень важно интегрировать этих людей в литургическую жизнь прихода, церковно-социальную деятельность, помочь им найти свое место в Церкви.

Иеромонах Диомид (Кузьмин): Наверное, нужно, самое первое, это провести молебен о здравии больных ВИЧ-СПИДом и их близких и врачей, которые их лечат. На это откликнутся многие. Можно и повесить объявление в местном СПИД-центре, в наркодиспансере и, конечно же, в храме. Это поможет тем людям, которые хотели бы получить поддержку, сделать первый шаг на пути к Богу, а вы таким образом получили бы возможность им помочь.

2. Владимир, г.Саратов : День добрый отец Диомид! Скажите, пожалуйста, как к Вам попасть, в Ваш реабилитационный центр и что для этого нужно кроме желания?

Иеромонах Диомид (Кузьмин): Наш реабилитационный центр небольшой. К сожалению, мы не можем принять всех желающих. Но процедура такова. Первое, мы должны побеседовать с желающим либо письменно, либо по телефону, а иногда и лично. Только после этого мы принимаем решение. Но самое главное, чтобы у человека было желание лечиться. А лекарство у нас, конечно, духовное.

3. Ольга, Талдом : Проблема СПИД, на мой взгляд, проблема духовная (особенно, если вспомнить с кого это все пошло). Но глас Церкви слишком тихий в нашем оголтелом мире, Вам не кажется?

Иеромонах Диомид (Кузьмин): Все равно, дело Церкви - не бояться говорить об этом и предложить свое видение этой проблемы.

Маргарита Нелюбова: Безусловно, Церковь считает, что в основе этой проблемы лежит духовно-нравственная деградация, широко захватившая наше общество. Задача Церкви в этих условиях - прежде всего, предложить свое видение решения этой проблемы. Под этим мы понимаем, в первую очередь, духовно-нравственное воспитание в духе традиционных христианских ценностей. Церковь со своей стороны должна предложить активные действия для решения этой проблемы: программы воспитания молодежи, помощь ВИЧ-инфицированным и их близким, их духовно-психологическая поддержка и т.п. Такая работа уже ведется во многих регионах. Хотелось бы, чтобы она осуществлялась шире. Голос Церкви кажется тихим, потому что проблема СПИДа и особенно церковного участия в ее решении недостаточно освещается в СМИ.

4. Лена Р., Москва : Могут ли ВИЧ-инфицированные причащаться в церкви вместе с другими людьми. Можно ли ВИЧ-инфицированным венчаться в церкви?


Иеромонах Диомид (Кузьмин): Ответ на этот вопрос содержится в Концепции участия Русской Православной Церкви в борьбе с распространением ВИЧ/СПИДа и работе с людьми, живущими с ВИЧ/СПИДом: "Тем, кто уверовал во Христа и очищен Таинством Покаяния, не может быть возбранен вход в Царство; в том числе и ВИЧ-инфицированный не может быть отлучаем от участия в Таинстве Евхаристии... Это же касается и других Таинств... Люди, живущие с ВИЧ/СПИДом, которые во дни своей болезни открывают свое сердце вере во Христа и, если не крещены, искренне желают принять Таинство Крещения, должны быть с любовью принимаемы в церковное общение, равно как и те, кто, будучи крещены, не жили прежде церковной жизнью, но желают, принеся покаяние Богу, воссоединиться с Церковью... Также нет препятствий для совершения над такими больными Таинств Миропомазания и Елеосвящения. То же самое справедливо относительно причащения ВИЧ-инфицированных, а также целования ими икон и иных святынь".

5. Михаил Д-ов, Подольск : Проблемами, связанными с ВИЧ/СПИДом, занимаются всякие общественные фонды, правозащитные организации. Зачем святые отцы в это лезут, неужели могут предложить что-то новенькое?

Иеромонах Диомид (Кузьмин): Могут. В отличие от светских организаций - общественных фондов, государственных структур - Церковь видит свою задачу, прежде всего, в духовной поддержке людей, затронутых этим заболеванием: ВИЧ-инфицированных и их близких. Многие из них нуждаются не только в социальной и психологической помощи, которую в состоянии предоставить светские организации, но и в духовной поддержке. Еще одна важная задача Церкви - профилактика ВИЧ среди детей и молодежи, основанная на воспитании в духе традиционных нравственных ценностей - тех христианских и общечеловеческих гуманных ценностей, которые помогут больше ценить свою собственную семью, укрепить отношения с родителями и соответственно преодолеть те внутрисемейные конфликты, которые очень часто толкают молодежь на улицу и делают их жертвами наркотиков; помогут воздерживаться от добрачных сексуальных отношений - еще одного пути распространения ВИЧ-инфекции.

6. Алексей Логинов, Москва : Сотрудничает ли Церковь со СПИД-центрами, другими нецерковными организациями по СПИДу?

Иеромонах Диомид (Кузьмин): Церковь считает сотрудничество со светскими - государственными и общественными - организациями не только возможным, но и важным для эффективной борьбы с распространением ВИЧ/СПИДа. Оно должно основываться на ясном понимании особенностей и различий в подходах сотрудничающих сторон. Совместные инициативы церковных и светских организаций должны быть согласованными и приемлемыми как для Церкви, так и для общественных и государственных организаций, чтобы, объединяя усилия, мы взаимно укрепляли бы друг друга. О важности такого сотрудничества упоминается и в Концепции РПЦ по СПИДу.

7. Александра К., Москва : Существуют ли православные реабилитационные центры для больных СПИД?

Иеромонах Диомид (Кузьмин): Существуют православные реабилитационные центры для наркозависимых, куда принимают и ВИЧ-положительных. Поскольку эти два заболевания подчас сопутствуют друг другу. Информацию об этих центрах можно найти на сайте www.miloserdie.ru

8. Маргарита, Калуга : Есть ли какая-то литература по тематике: Православная Церковь и проблема СПИДа?

Иеромонах Диомид (Кузьмин): Информацию на эту тему можно найти на сайтах www.rondtb.msk.ru, mospat.ru, miloserdie.ru.

9. Андрей, Москва : Излечим ли СПИД с точки зрения Православия?

Иеромонах Диомид (Кузьмин): Да, как любая другая болезнь. Нет ничего невозможного для Бога.

10. Лидия, Можайск : СПИД - это просто болезнь или же кара Божия с точки зрения Церкви?

Иеромонах Диомид (Кузьмин): С медицинской точки зрения - это просто болезнь, с духовной точки зрения, как считает Церковь, любое страдание, любая болезнь является следствием греховной поврежденности человеческой природы. Вместе с тем Церковь не считает возможным установить однозначную связь болезни с тем или иным личным грехом человека и не рассматривает болезнь, как непременную плату за наши грехи. Это не просто болезнь, это призыв Божий, осознать себя, пытаться измениться.

11. Вера, Зеленоград : Может быть стоит для СПИД-больных устроить отдельные приходы, назначить специальных священников? Там они себя будут чувствовать комфортнее, не нужно будет бояться кого-то заразить или скрывать свой диагноз.

Иеромонах Диомид (Кузьмин): Представляется, что важной задачей Церкви является интеграция людей, живущих с ВИЧ-СПИДом (ЛЖВС) в жизнь церковной общины, а не создание для них специальных приходов - своеобразных религиозных резерваций. Для полного включения этих людей в приходскую жизнь необходимо вести разъяснительную работу среди прихожан относительно ВИЧ и ЛЖВС; готовить приходских священнослужителей к пастырскому окормлению этой категории верующих; всемерно содействовать их включению как в литургическую жизнь, так и церковно-социальную деятельность. На приходах можно было бы создавать православные группы взаимопомощи для ВИЧ-положительных прихожан, где бы они обсуждали специальные волнующие их вопросы. Сейчас мы стараемся создать такую группу в Брянске. С медицинской точки зрения, никаких препятствий для интеграции ЛЖВС в православную общину нет. С точки зрения православного вероучения, ВИЧ-положительные члены общины - такие же члены тела Христова, как и другие прихожане; их выделение в особую "касту" противоречило бы учению Церкви.

12. Ирина : Как известно, большинство больных СПИДом - гомосексуалисты. Они заразились из-за своего образа жизни и сами виноваты в том, что с ними произошло. Зачем же Церковь им помогает?

Иеромонах Диомид (Кузьмин): По статистическим данным, приводимым Федеральным Центром СПИД, менее 1% всех ВИЧ-инфицированных в России заразились гомосексуальным путем. Наибольшее количество заражений приходится на внутривенный путь - при потреблении наркотиков, а также гетеросексуальный. Безусловно, Церковь считает гомосексуальные отношения неприемлемыми и греховными. Вместе с тем, как сказано в Концепции РПЦ по ВИЧ/СПИДу: "Образ Божий в человеке неуничтожим даже в состоянии греха и отпадения от Бога". И если, узнав о своем положительном ВИЧ-статусе, человек обращается к Богу, готов покаяться и изменить свою жизнь, то священнослужители должны быть готовы сделать все возможное, чтобы ему помочь на пути воцерковления.

13. К.Захаров, Кострома : Почему у Церкви негативное отношение к СПИДу?

Маргарита Нелюбова: Вероятно, Вы имеете в виду отношение к больным СПИДом. В нашем обществе в целом, включая тех людей, которые являются членами Церкви, распространены негативные стереотипы о ВИЧ-инфицированных людях. Во многом они подпитываются отсутствием корректной информации, порождая страхи и мифы. В целом же, в среде людей воцерковленных отрицательное отношение, отвержение ЛЖВС не столь широко распространено, как среди людей неверующих. Скорее следует говорить о стереотипе, сложившемся в сознании неверующих людей относительно Церкви: Церковь дескать отрицательно относится в ВИЧ-инфицированным, брезгует ими. Этот стереотип вреден, он зачастую мешает ЛЖВС, которые хотели бы получить духовную поддержку, прийти в Церковь.

14. Дмитрий, Москва : Часто человек, узнав о своем заболевании, думает о суициде. Что бы Вы сказали ему, отводя от греха?

Иеромонах Диомид (Кузьмин): Я ему скажу: "Нужно жить, даже если тебе кажется, что жить дальше невозможно. Приезжай ко мне в храм и мы с тобой поговорим. Я постараюсь тебе помочь".

15. Ольга, Тула : А хотят ли ВИЧ-инфицированные, чтобы ими занималась Церковь? Нужна ли Церковь ВИЧ-инфицированным?

Маргарита Нелюбова: Безусловно, Церковь может "заниматься" только теми людьми, которые сами пришли в Церковь или хотят прийти. Опыт осуществления церковной анти-СПИД программы свидетельствует о том, что люди, живущие с ВИЧ/СПИДом, нуждаются в духовной поддержке. Часто, получив диагноз ВИЧ-инфекция, человек переосмысливает свою жизнь и обращается к Богу, приходит в Церковь. Опыт совершения молебнов о здравии ЛЖВС - а они проводятся в последние выходные каждого месяца в нескольких десятков храмов в разных епархиях - показывает, что количество приходящих на них людей неуклонно растет. Это наглядно свидетельствует о том, что Церковь нужна ВИЧ-инфицированным.

16. Егор Н. : Известны ли случаи исцеления от СПИДа?

Иеромонах Диомид (Кузьмин): Статистики на сей счет не ведется, хотя есть свидетельства священнослужителей о таких случаях. Есть множество свидетельств о том, что у людей, которые искренне приняли Бога, принесли покаяние, живут церковной жизнью, значительно улучшается здоровье: повышается иммунный статус, падает вирусная нагрузка. Христиане верят в то, что для Бога нет ничего невозможного. В истории Церкви есть множество примеров чудесного исцеления от физических недугов. Однако исцеление духовное не менее важно, чем телесное. Известны случаи, когда ВИЧ-инфицированные воспринимают свое заболевание как лекарство, данное им для духовного выздоровления. Вот слова одной девушки, которая, узнав о своем ВИЧ-статусе, обратилась к Богу, изменила свою жизнь: "Я благодарна Богу, что у меня ВИЧ. Это помогло мне полностью переосмыслить и изменить мою жизнь. Если бы не ВИЧ, неизвестно где бы я сейчас была. Я считаю свою болезнь не наказанием, а испытанием".

17. Мария : Как Церковь относится к противозачаточным средствам для больных СПИДом? Зачем нужны инфицированные дети?

Иеромонах Диомид (Кузьмин): Если речь идет о браке православных людей, один из которых либо оба ВИЧ-инфицированы, то вопрос о возможности использования неабортивных контрацептивов (презервативов) для того, чтобы не заразить супруга, целиком находится в компетенции священника, к которому они обратились. Зачем нужны инфицированные дети? Во-первых, если будущая мать следит за своим здоровьем, то возможность рождения инфицированного ребенка у ВИЧ-положительной женщины крайне низка. Во-вторых, даже если ребенок родился ВИЧ-инфицированным, он от этого не становится менее желанным для своих родителей. А с православной точки зрения, он также несет в себе образ и подобие Божие, как и все остальные люди.

18. Паша, Москва : Где можно пообщаться лично со священником?

Иеромонах Диомид (Кузьмин): Со священником можно побеседовать в любом храме. Для тех, кто не решается обратиться к священнику, боится быть непонятым, можно порекомендовать прийти на молебен о здравии людей, живущих с ВИЧ/СПИДом: такие богослужения совершаются в некоторых храмах в последние выходные месяца. Адреса храмов, а также точное время совершения молебна можно узнать на сайте http://www.rondtb.msk.ru/ После молебна желающие могут побеседовать со священником, а при желании и исповедоваться.

19. Егор : Проводится ли в церкви разъяснительная работа с батюшками, есть ли установка, как они должны себя вести с позитивными, что говорить на исповеди?

Иеромонах Диомид (Кузьмин): Для священнослужителей в ряде епархий проводятся специальные семинары, посвященные проблемам ВИЧ/СПИДа. На них батюшки получают информацию о самом заболевании, путях его распространения, психологических особенностях людей, переживающих известие о положительном диагнозе. Однако какой-то специальной установки относительно того, что говорить на исповеди, не существует. Исповедь каждого человека сугубо индивидуальна, она не поддается жесткой регламентации. Большинство наших батюшек вполне опытные духовники.

20. Александра, Москва : Скажите, пожалуйста, как много вич-инфицированных людей, на ваш взгляд, "приходят" к Богу? Эта цифра велика или это единицы? Спасибо

Иеромонах Диомид (Кузьмин): Насколько я знаю, эта цифра велика.

21. Ольга, Крюков : Отец Анатолий Берестов рассказывал о том, что наблюдал полное излечение от наркозависимости у тех больных, кто обретал веру. Наблюдали ли вы подобное? Можете ли привести примеры?

Иеромонах Диомид (Кузьмин): Таких случаев много. Могу рассказать об Андрее, который был на реабилитации в нашем монастыре. С тех пор прошло много лет, он женился. Сейчас учится в институте заочно, работает и помогает другим людям освободиться от наркозависимости. Сам он после реабилитации к наркотикам никогда не возвращался и даже не курит.

22. Света, Подрезково : Есть ли различия в лечении и реабилитации больных наркоманией и СПИДом? Или же их врачуют по одной схеме?

Иеромонах Диомид (Кузьмин): Верно, их врачуют по одной схеме. Для человека, страдающего тяжелым недугом, важно осознать причины своей болезни и постараться измениться. Это ключ к духовному выздоровлению.

23. Елена, Москва : Почему из всех направлений благотворительности вы выбрали помощь именно ВИЧ-инфицированным?

Маргарита Нелюбова: Мы занимаемся и другими направлениями церковной благотворительной деятельности. Что же касается работы по профилактике ВИЧ-СПИДа, то действительно, существует немало заболеваний, представляющих серьезную угрозу для здоровья многих россиян. Есть заболевания, распространенные шире, чем СПИД. Есть болезни, передающиеся такими же путями, как ВИЧ. Немало заболеваний медицина сегодня, как и ВИЧ-инфекцию, не в состоянии вылечить. Однако именно ВИЧ-инфекция, а точнее - ее носители подвергаются наибольшей стигматизации: к психологическим, душевным страданиям заболевших добавляется отчуждение и презрение со стороны окружающих, которые порой переходят в открытую дискриминацию. Известно немало случаев, когда от ВИЧ-инфицированных отворачивались родственники и друзья, они лишались работы и места учебы, им отказывали даже в первой медицинской помощи, когда становилось известно об их диагнозе. Именно презрительное отношение к ВИЧ-инфицированным, выделяющее это заболевание из ряда прочих недугов, и побудило Церковь отнестись к нему с особым вниманием. Православная Церковь всегда осуществляла служение милосердия по отношению к страждущим, больным людям, включая тех, кто оказался отверженным, кого общественная мораль считает недостойными сострадания. Церковь безусловно обличает безнравственность и грех, распространенные в нашем обществе и являющиеся истинной глубинной причиной эпидемии ВИЧ. Вместе с тем, она следует принципу "ненавидь грех, но люби грешника" и обличает греховный навык осуждения заболевших. Осуждение, отвержение больных - это тоже свидетельство нравственного нездоровья общества, которое Церковь обличает и считает тяжким грехом.

24. Алекс В., Москва : Известно, что один из наиболее эффективных способов профилактики заражения ВИЧ-инфекции при половых контактах (не считая, конечно, полного воздержания) - это презервативы. Католическая церковь, тем не менее, относится к этим средствам защиты крайне негативно. Какова позиция православной церкви по этому вопросу?

Иеромонах Диомид (Кузьмин): Если отвечать одним словом - сдержанная. А если требуется более подробный ответ, то за недостатком времени вынуждены отослать Вас к Концепции РПЦ по СПИДу и к Основам социальной концепции РПЦ 2000 года. Там уделено этому вопросу достаточно внимания.

25. Сергей, Москва : Почему церковь не участвует в программах "снижения вреда", т.е. раздаче презервативов, обмене шприцев?

Маргарита Нелюбова: Программы "снижения вреда", в частности раздача презервативов и обмен шприцев, ставят своей задачей лишь снижение ущерба, наносимого поведением наркозависимого или человека, имеющего множественные половые связи, прежде всего, обществу. Церковь же призывает к полному отказу от наркотиков и множественных, добрачных и внебрачных половых контактов. Она проповедует не снижение, а искоренение вреда, а точнее, его причин: греховной страсти к употреблению наркотиков, безответственного сексуального поведения. Считая, что зависимость от наркотиков - это греховная страсть, и призывая полностью отказаться от греха, Церковь считает для себя неприемлемой саму постановку вопроса: можешь не бросать наркотики, но постарайся не заразиться, например, ВИЧ и не заразить других, т.е. не вреди окружающим. Это означает замену одного греха на другой, пусть с точки зрения общественной морали менее тяжелый, но грех. Т.е. Церковь не может рекомендовать: вот так грешить нельзя, а вот эдак - можно, советовать, как лучше грешить. Совершенно ясно, что такая позиция для Церкви невозможна. Пожалуй, стоит еще добавить, что Церковь руководствуется не преимущественно соображениями общественной пользы (как вышеупомянутая концепция "снижения вреда"), а идеей ценности каждого отдельного человека как образа и подобия Божия, ценности, которая не может быть утрачена ни в болезненном состоянии, ни даже в состоянии греха и отпадения от Бога.

26. Алексей Реутский ("Нескучный сад"), Москва : Уважаемая Маргарита. Насколько часто священникам приходится сталкиваться с ВИЧ-инфицированными среди прихожан? Можно ли говорить о какой-то устойчивом или растущем проценте?

Маргарита Нелюбова: В последнее время все больше и больше ВИЧ-позитивных людей, узнав о своем диагнозе, ищут поддержки в Церкви: обращаются к священнослужителям, приходят на молебны, звонят на православные телефоны доверия и т.д. На мой взгляд, можно говорить о тенденции к росту числа ЛЖВС, обращающихся к Богу.

27. Ольга, Подрезково : Маргарита Борисовна, расскажите, в чем суть программы участия РПЦ в профилактике СПИД?

Маргарита Нелюбова: Программа имеет два направления: оказание духовной и психологической поддержки ЛЖВС и их близким и профилактика среди детей и молодежи, направленная на воспитание в духе христианских ценностей, нравственной чистоты и целомудрия, супружеской верности и ответственности. Первое направление предполагает оказание духовной поддержки ВИЧ-инфицированным на приходах: пастырское окормление со стороны священнослужителей, создание православных служб психологического консультирования, телефонов доверия, реабилитационных центров для ВИЧ-инфицированных наркопотребителей, организация ухода за больными СПИДом, пастырская работа с ВИЧ-инфицированными в местах лишения свободы. По второму направлению организуются различные образовательно-воспитательные мероприятия для детей, которые проводятся силами преподавателей Закона Божиего, церковных социальных работников, православных педагогов, священнослужителей. Они проводятся в рамках организации досуговой деятельности детей (вне школьной программы) - в воскресных школах, в детских летних лагерях, молодежных клубах и пр.

28. Мария, Москва : Как Церковь относится к ВИЧ-инфицированным заключенным, ведь не секрет, что большая часть ВИЧ-положительных находятся в местах лишения свободы?

Иеромонах Диомид (Кузьмин): Сейчас в каждом заведении системы УИН имеется православная молельная комната или храм, куда могут прийти также и ВИЧ-инфицированные заключенные. В настоящее время проводится определенная работа по подготовке тюремного духовенства для работы с такими людьми.

29. Елена, Москва : Может ли к Вам за помощью обратиться некрещенный человек?

Иеромонах Диомид (Кузьмин): Может. Никаких препятствий нет. Любой человек может обратиться за помощью в Церковь.

30. Шестов Павел, Подмосковье : Что перевоначально пытается сделать Церковь, когда к ней обращается больной СПИДом человек: изгнать из его души грех или облегчить физические страдания?

Иеромонах Диомид (Кузьмин): Церковь рассматривает человека как единое целое, не противопоставляя физическое здоровье духовному. Врачи, сотрудничающие с нашим реабилитационным центром, оказывают необходимую медицинскую помощь, а священнослужители - духовную и молитвенную.

Завершающее слово:

Иеромонах Диомид (Кузьмин): Благодарю за вопросы, неотвеченные возьму с собой. Мне важно личное обращение каждого человека. Спаси Господи!

Маргарита Нелюбова: Благодарны всем, приславшим вопросы, за интерес к достаточно сложной теме. Это свидетельствует о том, что тема актуальная и нам всем нужно много трудиться для того, чтобы помочь людям, затронутым этим заболеванием.

http://www.rian.ru/online/20051006/41620144.html



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме