Сражавшийся на фронтах трех войн XX века - русско-японской, Первой мировой и Гражданской - генерал-лейтенант царской армии и лидер Белого движения, воевавший с большевиками за "Бога, Россию и Свободу", Антон Иванович Деникин умер в эмиграции, но все-таки нашел последнее пристанище на родине. Это событие произошло во многом благодаря стараниям его дочери. Покинув Россию вместе с родителями в младенческом возрасте, когда ей был всего год от роду, она всю жизнь провела во Франции. В этой стране, приютившей многих эмигрантов, Марина Антоновна получила образование, занималась журналистикой, вышла замуж, вырастила детей и внуков. Учитывая, что Марина родилась весной 1919 года, она может "помнить" эти события только по рассказам своих родителей, по документам из семейного архива, переписке и книгам отца, которые она обильно цитирует.
Публикуя воспоминания, дочь генерала пытается разобраться сама и одновременно донести до читателя смысл жизни этого непростого во всех отношениях человека. Она пытается ответить на вопрос: кем же был Антон Деникин - офицером, политиком, писателем? Чего он хотел для себя и своей страны, к чему стремился? "Однажды, - пишет Марина Деникина в своих воспоминаниях, - две знакомые студентки попросили ее отца спрятать у себя какую-то запрещенную литературу. Он согласился с условием, что ему разрешат просмотреть эту "литературу". Так состоялось знакомство поручика Деникина с идеями социализма, и он "отметил про себя, что авторы апеллировали к самым низменным чувствам, совершенно не знали реальных проблем, призывали к всеобщему разрушению. Одна фраза особенно шокировала Антона: "Победоносная социалистическая революция, опираясь на крестьянские и рабочие массы, окончательно покончит с проклятой кастой военных". Это неожиданное чтение полностью укрепило его политические воззрения. Он так определил концепцию русского либерализма, которая соответствовала его взглядам: 1) конституционная монархия; 2) радикальные реформы; 3) мирные пути обновления страны. Позиции, принятой в 1898 году, Антон будет придерживаться и дальше, избегая непосредственного участия в политике вплоть до 1917 года, когда провозглашение "победоносной социалистической революции" вынудило его вмешаться".
Генерал-лейтенант царской армии встал во главе Белого движения "не за торжество того или иного режима, не за партийные догматы, не за классовые интересы и не за материальные блага". Разочарование в идеалах Белого движения наступило через два года. Весной 1920-го Главнокомандующий Вооруженными Силами на Юге России Антон Деникин покинул армию и страну, написав в письме председателю Военного Совета генералу Драгомирову следующие горькие слова: "Три года Российской смуты я вел борьбу, неся власть, как тяжкий крест, ниспосланный судьбой. Бог не благословил успехом войск, мною предводимых. И хотя вера в жизнеспособность армии и в ее историческое призвание не потеряна, но внутренняя связь между вождем и армией порвана. И я не в силах более вести ее".
О событиях Гражданской войны и роли в них Деникина Марина Антоновна рассуждает с точки зрения белогвардейского генерала, явно недостаточно зная и понимая их. Поэтому в ее "воспоминаниях" можно встретить такие фразы, как, например: "Части Красной армии, пришедшие на помощь Троцкому, оттеснили армии Юденича", "героическая оборона Крыма белыми" или "Троцкому удалось привлечь на свою сторону таких компетентных военных, как Ворошилов, Буденный, Тимошенко" и даже "неприязнь белых к евреям отчасти объяснялась их большим количеством среди советских руководителей и большевистских палачей".
Воспоминания непосредственно самой Марины Антоновны относятся к более поздним годам, а именно к жизни семьи во Франции, когда Деникину из-за недостатка средств приходилось менять квартиры, содержать кур, гусей, кроликов, обрабатывать сад. Семья находилась в очень стесненных обстоятельствах, так как "издательства отказывались переиздавать книги Деникина, хотя все они были распроданы, а существовавшие русские издания проявляли "идеологическую" недружественность".
Начало Второй мировой войны застало семью Деникиных в окрестностях небольшого городка Мимизана на юге Франции, и пять следующих лет оказались, по словам Марины, "самыми тяжелыми, и большую роль сыграл здесь мой двадцатилетний эгоизм". В феврале 1941 года Марина вышла замуж и уехала в Париж. Здоровье родителей тем временем ухудшалось, они почти голодали, выбирая из чечевицы камушки и насекомых.
После нападения Германии на Советский Союз немцы, уже хозяйничавшие во Франции, отправили всех русских моложе 55 лет в концлагеря, в том числе и мать Марины - Ксению Васильевну. 71-летнего Деникина они не тронули. Его жену, впрочем, отпустили через две недели, а самого Деникина немецкое командование пригласило в Берлин для работы "с обнаруженными архивами" Белой армии и выразило готовность оказать любую помощь. Деникин отказался, заявив, что "ни в чем не нуждается". По словам Марины, на этом его "контакт с немцами кончился". Деникин еще в 30-е годы осуждал русских эмигрантов, которых "эмоционально привлекала гитлеровская Германия" и призывал их "бороться, чтобы открыть глаза на истинную природу и коммунизма, и нацизма".
Все дальнейшие события изложены по дневникам матери - Ксении Васильевны, которые она вела регулярно. Как пишет в своей книге Марина, после окончания войны, опасаясь депортации в Россию и вспомнив о том, что и сам Деникин, и его жена родились на территории Польши, они решили добиваться американской визы, ссылаясь на "польское происхождение". Марина уезжать из Франции отказалась, и осенью 1945 года ее родители отправились за океан. В 1947 году Деникин умер в американском госпитале, а после вскрытия на сердце генерала обнаружили шесть рубцов.
"Пробивая себе дорогу в жизни, - писал Деникин в одном из писем к жене, - я испытал и неудачи, разочарования, и успех, большой успех. Одного только не было - счастья. И даже как-то приучил себя к мысли, что счастье - это нечто нереальное, призрак...".
Деникина-Грей М.А. "Генерал Деникин. Воспоминания дочери", М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005, тираж 1000 экз.
http://www.strana.ru/stories/03/06/25/3355/261359.html