itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Небесные купола отца Михаила

19 командировок военного священника в Чечню

0
166
Время на чтение 3 минуты
Когда в 1999 г. в Московской патриархии встал вопрос о командировании священника в российский воинский контингент, направляющийся с миротворческой миссией в Косово, отец Михаил вызвался туда добровольцем. Он был тем самым русским священником, который с иконой Владимирской Божьей Матери встречал в порту греческого города Салоники корабли с российским десантом. После этого у "голубых беретов" был тяжелейший 470-километровый марш в Сербию. На головном БТРе с иконой Божьей матери этот путь преодолел и отец Михаил.

Те месяцы отец Михаил мерил не числами, а событиями особого духовного календаря. Вот они с командующим российским миротворческим контингентом в Косово генерал-майором Валерием Евтуховичем разворачивают полевой храм. С сербскими священниками спасают из разоренных войной храмов православные святыни и везут гуманитарную помощь сербам. Вот чудом вместе со съемочной группой ОРТ удается вырваться из толпы обезумевших исламистов. Вера в торжество правого дела спасала отца Михаила на той войне от камней фанатиков-албанцев, закрывала от осколков и пуль во время обстрелов.

Тогда же, в 99-м, по благословению святейшего Патриарха отца Михаила назначили заведующим сектором ВДВ военного отдела Московской Патриархии. Увидев мужество и бесстрашие батюшки в Косово, тогдашний командующий Воздушно-десантными войсками генерал-полковник Георгий Шпак ходатайствовал, чтобы именно он стал главным священником крылатой пехоты.

С тех пор где ВДВ, там и отец Михаил. А десантники всегда там, где "горячо" и опасно. В Чечне батюшка уже побывал 19 раз! Вместе с окормляющими десантников сподвижниками - отцом Петром из Ишима, отцом Лаврентием из Рязани, отцом Сампсоном из Троице-Сергиевой лавры, отцом Александром из Москвы, отцом Олегом из Пскова, отцом Сергием из Омска - с 1999 по 2005 г. батюшка окрестил в воюющей группировке без малого три тысячи военных.

На "большой" земле в обустроенных храмах с вековыми традициями обряд крещения воспринимается как великое таинство. Надо приложить немало стараний, чтобы на таком же уровне проводить православные обряды в полевых условиях. Православные часовни и храмы в базовых районах и на блокпостах устраиваются, как правило, на базе обычных армейских палаток типа УСТ-56. И даже действующую модель православной звонницы батюшки смогли открыть, правда в качестве колокола используется гильза от снаряда САУ.

Что значит окрестить, к примеру, две сотни военнослужащих на опорном пункте высоко в горах? Туда, во-первых, еще надо добраться. Гористый, "серпантинный" рельеф легких путей не предполагает. Во-вторых, это постоянный риск для жизни. Потому что на войне, как на войне: шальной осколок или снайперскую пулю можно поймать в любой момент. Совершение обряда крещения требует и многочисленной церковной атрибутики. Ведь особая атмосфера, которую она создает, и помогает людям обрести душевный подъем, спокойствие и уверенность в своих силах. Батюшке надо иметь при себе все необходимое для проведения обрядов, чтобы люди почувствовали особый душевный подъем и обрели спокойствие и уверенность в своих силах. Так что на священниках, окормляющих российское воинство на Северном Кавказе, можно увидеть даже специальный... "разгрузочный" жилет. Где помещаются и, как говорится, всегда под рукой, сотни крестиков и все необходимое для совершения служб. Так и колесят бесстрашно отцы-подвижники из роты в роту по осыпающимся горным серпантинам. В полевых условиях приходится носить и камуфляж, правда со специально разработанной отличительной эмблемой. Кстати, в отличие от священников дореволюционной русской армии жалованья от военного ведомства батюшки при этом не получают.

Чтобы поделиться опытом работы в военных условиях, глубже понять специфику работы в войсках, организуются специальные сборы военных священников. На них-то и научился отец Михаил десантироваться с парашютом. Так "десантному батюшке" небо стало ближе вдвойне. Президент России Владимир Путин во время визита в Рязань благодарил отца Михаила за его духовное подвижничество и был удивлен, узнав, что священник ВДВ прыгает с парашютом.

...У отца Михаила вполне сложилась бы успешная карьера и в миру. Сын капитана ПВО из военного гарнизона на Севере безо всякой протекции поступил на философский факультет МГУ, окончил аспирантуру, год преподавал в университете. Но как раз эти знания помогли ему определить свое главное призвание: нести людям слово Божье. Но армия для Михаила всегда была родной. Его дед - офицер - с честью сражался и погиб в Великую Отечественную войну, отец тоже выбрал военную судьбу. В этой семье всегда понимали сердцем: "Нет выше любви, чем положить душу свою за друзей своих". Изначально дух воина российского формировался этой заповедью. Не убивать, но жертвовать своей жизнью во имя другого. К этому призывала и призывает Святая Православная Церковь. Многовековая история нашего воинства, овеянная ратной славой, - верное тому свидетельство. К лику святых отнесены и русские полководцы - Александр Невский, Дмитрий Донской. На боевых знаменах русских дружин лики святых и православные символы присутствовали еще с ХI века. "Не в силе Бог, а в правде", - так определил истоки ратного подвига и мужества русского православного воина святой благоверный Великий Князь Александр Невский. А правда - в чистоте помыслов. В этом и суть подвижничества отца Михаила. Хотя он искренне считает, что исполняет лишь малую толику того, что надо бы.

http://www.vpk-news.ru/article.asp?pr_sign=archive.2005.102.articles.army_01
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ирина Павлюткина
Все статьи Ирина Павлюткина
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:56
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:43
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Павел Тихомиров
28.03.2024 13:29
Хатынь двадцать первого века
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:17
Пора покинуть планету розовых пони
Новый комментарий от протодиакон Владимир
28.03.2024 13:06
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Андрей Карпов
28.03.2024 11:54