itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Традиционалисты и Ватикан: шаг к примирению?

Раскольники попросили Бенедикта XVI об аудиенции

0
178
Время на чтение 5 минут
Второй Ватиканский Собор (1962-1965) стал центральным событием в современной истории Римско-Католической Церкви. Принятые в духе так называемого "аджорнаменто" ("обновления") основные решения Собора во многом определили и продолжают определять политику Святого Престола в отношении светского общества, а также других христианских конфессий и религий.

Папа Бенедикт XVI сегодня достаточно нарочито подчеркивает свою приверженность "духу Собора". При этом "модернизм" соборных решений уже в 60-е годы XX века столкнулся с неоднозначной оценкой внутри Католической Церкви. Одним из наиболее влиятельных иерархов, выступивших против новой социальной и экуменической доктрины Святого Престола, стал архиепископ Марсель Лефевр.

Архиепископ Лефевр вошел в состав Центральной подготовительной комиссии Второго Ватиканского Собора на правах главы Конференции католических епископов Западной Африки. Уже в ходе Собора в 1962 году он возглавил фракцию традиционалистов Coetus Internationalis Patrum, выступившую с решительным осуждением либеральных и модернистских тенденций: экуменизма, коллегиального (соборного) принципа управления Церковью, принятия положения о правах человека.

Фракция объединяла свыше 250 иерархов, однако консервативное крыло участников Собора во главе с секретарем Конгрегации Священной канцелярии (бывшей инквизиции) кардиналом Альфредо Оттавиани не решилось опереться на Лефевра и его сподвижников. Дело в том, что идеи "модернистов", возглавляемых кардиналом Беа, пользовались одобрением как Иоанна XXIII, так и Павла VI, и поддержка традиционалистов могла быть воспринята как "антипапская" позиция.

Формально оставаясь советником Конгрегации Пропаганды веры, не принявший послесоборных реформ, Лефевр в конце 60-х фактически отошел от дел в Римской курии и основал во Фрибургской епархии в Швейцарии Священническое Братство святого Пия X, объединяющее католиков-консерваторов. При этом Братстве была создана своя семинария. Позиция Лефевра в отношении нового курса Церкви была далека от лояльности. В частности, он довольно резко высказался о посещении Иоанном Павлом II синагоги в Риме (13 апреля 1986 г.), а также об организованной Святым Престолом молитвы за мир представителей всех религий в Ассизи (27 октября 1986 г.). Несмотря на это, Ватикан не спешил применять репрессивные меры в отношении Братства и даже пытался наладить диалог с традиционалистами.

Фактический раскол произошел только в 1988 году, когда в Швейцарии архиепископ Лефевр вместе с бразильским епископом Антонио де Кастро Майером без санкции Рима совершил посвящение четырех епископов. Следует заметить, что несанкционированное посвящение было произведено несмотря на то, что в мае того же года Марсель Лефевр и глава Конгрегации по делам вероучения кардинал Йозеф Ратцингер подписали примирительный протокол. Рим жестко отреагировал на действия архиепископа-консерватора: Иоанн Павел II отлучил Лефевра, де Кастро Майера, а также епископов Бернара Фелле, Уильяма Ричардсона, Альфонсо де Галаретту и Бернара Тиссье де Маллере от Церкви. При этом часть священников-традиционалистов, не признавшая новых епископских посвящений, вышла из Братства Святого Пия и создала собственную общину - Братство Святого Петра, в настоящее время находящееся под опекой Папской Комиссии Ecclesia Dei.

Раскол в Католической Церкви сохраняется по сей день, и ни Иоанн Павел II, ни Бенедикт XVI не сняли отлучения с раскольников. Однако в последние годы Ватикан и опальные традиционалисты все-таки взяли курс на сближение. Согласно заявлению епископа Ричарда Уильямсона, 29 сентября текущего года в Риме Папа Бенедикт XVI даст аудиенцию нынешнему главе Братства Святого Пия X Бернару Фелле. По словам Уильямсона, сами раскольники обратились к Ватикану с просьбой об организации встречи, которая может стать поворотным пунктом в процессе восстановления церковного единства.

Важно подчеркнуть, что одним из основных положений Второго Ватиканского Собора, вызвавших полное неприятие в среде традиционалистов, стали изменения в чине католической литургии, закрепленные в качестве обязательных Апостольской конституцией Павла VI "Missale Romanum" в 1969 году. Так называемую Ватиканскую мессу в отличие от Тридентской (или "мессы святого Пия V") полагается служить на национальных языках, что, по мнению Марселя Лефевра и его сторонников, неизбежно приводит к распространению неверных толкований литургии. Помимо этого традиционалисты во главе с оппозиционным архиепископом подчеркивали, что вводимое Апостольской конституцией причастие под двумя видами (хлебом и вином) для мирян ведет к тому, что литургия постепенно лишается своей священной составляющей, "обмирщается".

В многочисленных проповедях, а также в "Открытом письме" Папе Иоанну Павлу II (1983 г.) Марсель Лефевр подчеркнуто заявлял о категорическом отвержении нового "протестантского" и "некатолического" чина мессы. Фактически именно отказ архиепископа от служения реформированной Ватиканской мессы, а не общая скептическая оценка либеральных течений в Католической Церкви или факт создания традиционалистской общины, стал ядром конфронтации раскольников и Ватикана.

Однако в последние годы понтификата Иоанна Павла II Ватикан начал предпринимать шаги, направленные на сближение с традиционалистами. Так, 24 мая 2003 г. кардинал Дарио Кастрильон Ойос отслужил дореформенную Тридентскую мессу на латинском языке в римской базилике Санта-Мария-Маджоре, а за день до этого бенедиктинский священник Эндрю Саутвелл совершил мессу на латинском языке в соборе Святого Петра. Литургии были совершены по просьбе традиционалистов из организации "Una Voce delle Venezia", находящейся под эгидой Ватикана. При этом в итальянских СМИ появилось впоследствии опровергнутое сообщение о том, что на мессе в Санта-Мария-Маджоре будут присутствовать три епископа из Братства Святого Пия X, с которых Ватикан снимет отлучение.

Глава Братства Бернар Фелле, несмотря на отсутствие представителей раскольников в Санта-Мария-Маджоре, дал положительную оценку фактической реанимации латинской литургии в Церкви и энциклике Иоанна Павла II "Ecclesia et Eucharistia". В интервью итальянскому изданию "Джорнале" весной 2003 года епископ Фелле отметил, что в отношениях со Святым Престолом наметились положительные тенденции и диалог фактически сдвинулся с мертвой точки. Тем не менее до недавнего времени никаких существенных подвижек в деле примирения с раскольниками заметно не было.

Лидеры лефевристов с энтузиазмом восприняли информацию об избрании новым Папой кардинала Ратцингера, известного своим консерватизмом и приверженностью к традиционализму. В одной из своих работ, написанных в 1990-е годы, Йозеф Ратцингер подчеркивал, что право совершать богослужение по старому латинскому обряду должно быть широко предоставлено католическому духовенству и мирянам, которые хотят ему следовать. По словам Ратцингера, Церковь нуждается в "благоговейном и достойном богослужении" даже в том случае, если "не всякое слово понятно".

Бернар Фелле, указывая на бедственное, по его мнению, положение нынешней Католической Церкви, назвал понтификат Бенедикта XVI "проблеском надежды". Фелле считает, что спасительным для католицизма должно стать сдерживание губительных прогрессистских тенденций, осуществить которое в силу своих убеждений может только Йозеф Ратцингер.

Ожидаемая встреча Папы и Бернара Фелле может рассматриваться как знаковое событие для понтификата Бенедикта XVI, не раз высказывавшегося в поддержку экуменизма и решений Второго Ватиканского Собора, но в то же время стремящегося придерживаться консервативной линии в деле руководства Церковью. Просьба раскольников об аудиенции лишь подчеркивает, что в Братстве Святого Пия X прекрасно осознают перспективность диалога именно с Папой Ратцингером.

О переговорах с Понтификом, если бы им стал кто-то из круга "либералов", например Вальтер Каспер, которого лефевристы именуют не иначе как "новый Лютер", не могло бы быть и речи. При этом сам Бернар Фелле остается реалистом. По его мнению, при всей консервативности Бенедикта XVI резкое отступление Ватикана от "послесоборной" политики невозможно. На переговорах с Римом речь должна идти только о полном и повсеместном восстановлении в правах дореформенной Тридентской мессы. По мнению Фелле, именно возвращение к "старой" литургии может стать средством для "оздоровления" Католической Церкви в целом.

http://religion.ng.ru/people/2005-09-21/3_vatikan.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Станислав Минин
Призрак унии бродит по Европе
Критически настроенных англикан пригласили обратно в Рим
12.11.2009
Тень Брата Сатаны
Хорватские католики не признают свою вину за геноцид во время Второй мировой войны
22.10.2009
Отмытые финансы Ватикана
За что уволили главного банкира Святого Престола?
09.10.2009
Накануне
Значение выборов Патриарха для светского общества не стоит ни умалять, ни преувеличивать
22.01.2009
Схрон у поселка Победа
Под Пензой обнаружили новых затворников
07.08.2008
Все статьи Станислав Минин
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
29.03.2024 00:00
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04